МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ СМАРТФОНА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ СМАРТФОНА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наш 21 век, век высоких технологий, в котором мы живем, стремительно развиваются информационные технологии и становятся доступны практически каждому человеку. В данное время будет сложно представить ученика без какого-либо гаджета, пусть это будет смартфон, планшет или ноутбук, компьютер. Поэтому во всем мире педагоги разделились на 2 стороны, те кто против использования смартфонов и других устройств в образовательном процессе, вторые наоборот за использование школьниками смартфонов. Огромная проблема для всех учителей – это проблема использования учеником смартфона на уроке не по назначению. Это проблема стоит на первом месте в образовательном процессе. Прогресс не остановить, и учитель становится заложником ситуации.

Одна из таких технологий – технология мобильного обучения с использованием принципа BYOD в процессе обучения физики.

Принципа BYOD (Bring Your Own Devices – «возьми свое собственное устройство») – это процесс когда ученики активно используют смартфоны, планшеты, компьютеры и цифровые технологии в обучении [2].

Проанализировав несколько уроков учителей, мы выявили список функций смартфона, которые ученики применяют на уроках:

Самое распространенное использование смартфона, это использование его как в качестве калькулятора. На уроке физике, это, конечно, разрешено, даже на ЕГЭ можно использовать калькулятор, но, когда ученик пользуется мобильным калькулятором, он использует намного больше функций, чем в инженерном калькуляторе. Из всего этого можно сделать вывод, что лучше использовать обычный калькулятор, которым можно пользоваться на ЕГЭ по физике.

Так же часто на лабораторных работах, демонстрационных экспериментах, фронтальных лабораторных работах, смартфон используется в качестве таймера либо секундомера, что очень облегчает проведение экспериментов.

Использование смартфона, в качестве фотоаппарата или видеокамеры. Для выполнения домашнего задания, например, нужно провести домашний эксперимент, ученик берет смартфон и использует его в качестве видеокамеры. В данном случае учитель может легко проверить правильность выполнения эксперимента.

Так же смартфон используется в качестве объекта исследования при изучении таких тем как: «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные волны», «Поляризация света». Например в качестве источника звука определенной частоты или электромагнитных волн.

Для быстрого поиска и доступа к базам данных, особенно выходящих за рамки школьного учебника, при проведении эксперимента. Использование приложения от сервиса Google «Научный журнал». Это приложение может в реальном времени измерят и сохранять различные сведения, которые зависят от набора датчиков на телефон. В моем случае это:

Атмосферное давление в данном местоположении телефона

Компас, который показывает сведения в градусах

Линейное ускорение самого смартфона

Магнитометр, показывает значение магнитной индукции в данном положении смартфона

Сила звука, которая имеется в определенном радиусе от смартфона

Так же ускорение по осям Xи Y, Z

Частота

Яркость

Это приложение бесплатное и очень удобное для использования на уроке, так как сведения все показываются и в графиках, и в записи, а также автоматически сохраняются.

Основной целью использования смартфона на уроке является психологический комфорт учащихся. Практически для всех учащихся средних и старших классов физика –это сложный предмет, который сложен для усвоения большей части аудитории. Использование смартфона решит одну из задач, отчуждение к физике и проявление интереса к предмету.

Памятка для использования смартфона учащимися в исследовательских и экспериментальных работах по физике:

Для использования смартфона учащийся должен уметь подбирать соответствующее приложение, которые имеются в бесплатном доступе, для определенных исследований.

Нужно выбрать будет ли смартфон являться предметом исследования или использовать его как прибор для измерения различных величин.

Если учащийся выбирает в своем исследовании смартфон, как прибор для измерения, он должен изучить датчики, которые присутствуют на его смартфоне, а также выявить те, которые понадобятся для измерения величин.

Найти и скачать нужное приложение, которые находится в бесплатном доступе, посоветовавших с учителем в рациональности его использования.

Проверить правильность работы приложения и его корректность.

Далее нужно разработать план эксперимента вместе с учителем, включив в него использование смартфона.

Отобрать остальные приборы и оборудование, которые будут использоваться в эксперименте.

Собрать данное оборудование и приборы.

Записать все данные с приборов, сделать графики зависимости величин.

Сделать математическую обработку данных, вычислить погрешности приборов, а также погрешность датчика в приложении (если это возможно).

Сделать выводы и обосновать их теоретически.

Проведение исследовательского эксперимента проводится в небольшой группе учащихся, в которой четко распределены обязанности каждого. Под контролем учителя разрабатывается этапы проведения эксперимента и его корректность проведения[3].

Проведение эксперимента с учащимися 9 класса.

Чтобы проверить все данные я решила провести исследовательский эксперимент с помощью смартфона с учениками 9 класса школа БОУ «СОШ № 101» на уроке.

«Исследование звуковых колебаний с помощью современных цифровых устройств».

Своих учеников я приучаю работать на лабораторных работах по определенному плану.

1.Проблемная ситуация: как с помощью приложения на своем смартфоне можно определить зависимость звуковых колебаний от источника звука.

2.Вместе с учениками определяем цель работы: Исследовать звуковые колебания от инструментальных источников звука, выяснить как влияет изменение амплитуды звуковых колебаний на громкость звука, и частота звуковых колебаний на высоту тона.

3. Формулируем гипотезу: будет ли нам полезно приложение для исследования различных источников звука и покажет ли оно нам наглядную зависимость.

4. Далее мы вместе с учениками выясняем условия опыта, для его проведения нам понадобятся смартфон с установленным приложением, а так же источники звука[4].

5. Далее ребята планируют опыт:

Будем наблюдать за изменением графика в приложении, а так же за изменением величин

Оборудование:различные источники звука (так же можно использовать смартфон, например, воспроизведение аудио треков с записью звука ноты «ля» в исполнении музыкальных инструментов (труба, рояль, орган, скрипка, камертон и др.), приложение «Научный журнал», а также датчик смартфона, который позволяет измерять громкость звука, измерительная лента.

Выполнение эксперимента.

Задание. Учащимся необходимо установить приложение, которое находится в бесплатном доступе, «Научный журнал». Проверить, у всех ли смартфон оснащен датчиком, который может измерять силу звука. После этих манипуляций расположить источник звука от смартфона на расстоянии 10 см. Для удобства располагаем все оборудование и приборы на поверхности стола, а также кладем рядом измерительную ленту. Измерить громкость звука всех аудио треков, а также зафиксировать график каждого аудио трека. Измерить амплитуду каждого источника звука. Зафиксировать в тетради.

Творческое задание. Предлагается провести ваше дополнительное исследование звуковых колебаний. Продумайте, что вы будете исследовать, запишите формулировку задачи в тетрадь, а порядок выполнения работы и результаты, выполните на отдельном листе. Лист с отчетом сдайте вместе с тетрадью на проверку учителю.

Учащиеся исследовали 3 музыкальных инструмента с помощью приложения «Научный журнал»: гитара, саксофон и скрипка, измеряли громкость звука ноты «ля». Наглядно графики и значения измерения можно увидеть на рисунках[1].

Учащиеся выполнили все этапы проведения эксперимента и сделали вывод: исследовали звуковые колебания от разных источников звука, определили, что громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

Современные технологии очень актуальны в наше время и поэтому ученику немало важно использование таких ресурсов, как мобильные приложения. Так как информационные технологии, а в данном случае в их роли выступает смартфон, интересны для учащихся, то они должны выступать компонентом образовательного процесса.

Литература

Камзеева Е.Е. Интернет - уроки по физике.-// Физика в школе, №3, 2007 c 54-56.

Использование смартфона в процессе обучения физике [Электронный ресурс]. URL: https://adu.by/be/glavnaya-stranitsa/1647-ispolzovanie-smartfonov-v-protsesse-obucheniya-fizike.html/ (дата обращения: 17.11.2019).

Со смартфоном на уроке физики [Электронный ресурс]. URL: https://sci-fi.dist67.ru/?p=572/ (дата обращения: 15.11.2019).

Филиппова И.Я. Информационные технологии на уроках физики в средней школе. Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623-625.

Просмотров работы: 264