Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.
Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:
Имеет цель.
Использует рациональные способы ее достижения.
Соблюдает субординацию.
Подчиняется регламенту.
Соответствует этикету.
Учитывает ролевые позиции.
Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.
Конструктивное деловое общение
Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:
Независимо от статуса воспринимайте человека как равного себе.
Внимательно слушайте участника разговора.
Исключите из речи фразы «ты должен, обязан».
Важно проявлять тактичность.
Будьте активным слушателем. Задавайте уточняющие вопросы.
Употребляйте предложения без частицы «не».
Деструктивное деловое общение
Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:
Ложь.
Эгоизм.
Агрессия.
Неблагодарность.
Обида.
Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:
Установление взаимности в совместной деятельности.
Точность и достоверность официальной информации.
Ответственность.
Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.
Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.
Деловое общение: признаки и сущность
Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.
Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:
Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
Последние фразы запоминаются лучше.
Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.
Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.
Поэтому выделим признаки делового общения:
Интегрирован в человеческую деятельность.
Имеет общий предмет общения.
Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
Ориентируется на этику.
Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.
Характеристики делового общения
Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:
Приступайте сразу к теме разговора.
Контролируйте тон голоса.
Избегайте критики партнера.
Возьмите время на обдумывание.
Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.
Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:
Унижать и оскорблять.
Критиковать и спорить.
Жаловаться.
Перебивать.
Быстро или медленно говорить.
Хвастаться.
Структура делового общения
Структура делового общения состоит из:
Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
Интерактивная - обмен опытом.
Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.
Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.
Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:
Расспрашивание: «объясните, пожалуйста…».
Перефразируйте фразу собеседника: «по вашему мнению…».
Обращение к чувствам: «Я думаю, вы чувствуете, что…».
Подведение итога беседы: «Итак, подведем итоги…».
Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:
Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.
Деловое общение: основные принципы.
Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.
Контролируйте свои эмоции.
Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.
Изучите свою целевую аудиторию.
Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.
Человек должен захотеть к вам вернуться.
Сконцентрируйтесь на стратегической цели.
Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.
Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.
Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.
Культура речи.
Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.
Равенство.
Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.
Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:
Порядочность.
Честность.
Справедливость.
Ответственность.
Формы делового общения.
Деловая беседа.
Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:
Ничего себе.
Очень красиво.
Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.
Деловые переговоры.
В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:
Не хочу вас больше задерживать.
Простите, вы не уделите мне несколько минут?
Не буду вам мешать.
Мне поручено вам сообщить.
Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.
Деловое совещание.
Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
Полученная информация конфиденциальна.
Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
Ведите себя в соответствии с местом в компании.
Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
Улучшайте свой имидж.
Деловая переписка.
В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.
Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.
В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.
Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеюсь, чторассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.