Динамика развития студенческого спорта в современном мире постоянно оценивается специалистами. Для этого создано большое количество научных трудов. Увеличение числа видов спорта на студенческих играх и универсиадах, расширение списка видов спорта для вузов с возможностью выбора физкультуры, усовершенствование программы подготовки кадрового резерва является одной из главных тенденций совершенствования студенческого спорта. Спорт имеет связи с разными сторонами общественной, трудовой, культурной деятельности, поэтому сохранение и преумножение этого капитала осуществляется через приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, вовлечение в систему физкультурно-оздоровительного воспитания, студенческого спортивного движения [3].
Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в вузах. В связи с этим важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в вузах.
На основе анализа исследований В.И. Дубровского и Ю.П. Лисицина видим, что в отличие от других форм досуга спортивная деятельность включает интеллектуальную, психоэмоциональную и физическую составляющую, тогда как последняя выступает сильнейшим средством воздействия на развивающейся организм студента. По мнению исследователей, существенную роль в приобщении молодежи к спортивной деятельности в высшей школе играют мотивы, вызывающие своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности, эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений, стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении сложных спортивных упражнений, а также добиться конкретных результатов, доказать свое мастерство, стать сильным, крепким и здоровым [1,2].
Нельзя не обратить внимание, что существует прямая зависимость между финансированием и спортивными достижениями вузов. В то же время зависимости между квалификацией тренерского состава, его численностью и уровнем спортивной подготовки и численностью студентов, занимающихся в сборных командах вузов, не наблюдается.
Важно было собрать информацию по мониторингу форм, методов и особенностей организации спортивно-массовой работы в образовательных организациях различной ведомственной принадлежности. Главных вопросов было два: структура физкультурно-спортивной работы; секции спортивного клуба.Было выделено три варианта ответов о структуре физкультурно-спортивной работы. Результаты мониторинга анкет образовательных организаций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура физкультурно-спортивной работы в образовательной организации |
Результаты мониторинга, % |
Подразделение в штатной структуре образовательной организации - спортивный клуб |
25 |
Орган студенческого самоуправления - студенческий спортивный клуб |
21 |
Учебное подразделение по дисциплине "Физическая культура" |
54 |
Также необходимо было назвать самые популярные секции, в которых занимается достаточно много студентов. В рамках мониторинга выявлены 10 наиболее популярных среди студентов видов спорта:
волейбол - 85 %;
баскетбол - 80 %;
настольный теннис - 78 %;
мини-футбол (муж.) - 75 %;
легкая атлетика - 65 %;
лыжные гонки - 48 %;
шахматы - 48 %;
самбо - 43 %;
фитнес-аэробика - 43 %;
футбол - 35 %.
Заключение
Студенческий спорт сегодня активно развивается. Анализ позволил определить основные тенденции его развития. Важно разрабатывать и внедрять различные модели финансирования. Необходимо оказывать помощь в организации соревнований. Современный студенческий спортивный клуб дает возможность развивать массовый студенческий спорт в России.
Список литературы
1. Лисицин, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение – Москва : 2002.
2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни – Москва : 2001.
3. Дедловская, М.В., Беликова Е.В. Значение хорошей физической формы для человека и роль физической культуры в ее формировании / М.В. Дедловская, Е.В. Беликова // сборник : Современное общество, образование и наука. – 2013. – С. 56-58.