На дальних берегах: морские экспедиции, их цели и предназначения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

На дальних берегах: морские экспедиции, их цели и предназначения

Лозинский В.А. 1, Корчагина А.П. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Великие географические открытия охватывают период с нач. XV до XVIII в., когда европейские корабли путешествуют по миру в поисках новых торговых путей. Понимание того, что мир находится в общей доступности, появляется после открытия Нового Света (1492).Раньше историческая сцена Старого Света (Евразия) существовала почти неизменно. Тенденция к исследованиям приводит к открытию неизвестных ранее земель. Самыми знаменитыми путешественниками того периода, без сомнения, являются испанцы, португальцы и генуэзцы. Великий русский ученый-энциклопедист, организатор отечественной науки и естествознания Михаил Васильевич Ломоносов оставил свой след во многих областях науки: географии, навигации, металлургии, геологии, химии, истории, астрономии, философии, литературе. Многие идеи и прозрения Ломоносова на века опередили свое время. М.В. Ломоносов писал: “Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.

Существуют проверенные веками принципы построения военно-морского могущества. Они известны и хорошо описаны в теоретической литературе. Их можно оспаривать, но нельзя оспорить. Нельзя, потому, что нет такой могущественной в военно-морском смысле страны, которая игнорировала бы их. И нет такой страны, которая, хотя бы инстинктивно или даже неосознанно, следуя им, не получила бы «взлёт» своей морской мощи. Примерам несть числа. И США, и Британия, и императорская Япония - там, в этом списке стран, следовавших этим правилам. На очень короткое время часть этих принципов не совсем осознанно взял на вооружение ВМФ СССР – и результатом стал взлёт его могущества до беспримерных величин, твёрдое второе место по силе после США.

Военная мысль в разных странах пришла к их пониманию тогда, когда они уже сложились, и структурирование их заняло довольно длительное время. Но в общем и целом «теоретическая часть» была закончена ещё до Первой мировой войны.

В России, с её нелёгкой историей, теория, адаптированная к российским особенностям оказалась окончательно сформулированной чуть позже – уже после Гражданской войны. До самого начала Великой Отечественной войны, она осталась без практического применения, что имело для нашей Родины чудовищные последствия. Но отдельные её отголоски, частично воплощённые на практике, создали ракетно-ядерный флот СССР, способный действовать в любой точке мирового океана, пусть и с рядом ограничений.

Русское географическое общество внесло огромный вклад в изучение Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи, полярных стран и других территорий. Эти экспедиционные исследования связаны с именами известных путешественников, членов Общества, таких как Николай Северцов, Иван Мушкетов, Николай Пржевальский, Михаил Певцов, Пётр Семёнов-Тян-Шанский, Владимир Обручев, Пётр Козлов, Николай Миклухо-Маклай, Лев Берг и других.

Начиная с 2009 г. число организованных Обществом экспедиций постоянно растет. В настоящее время РГО организует и поддерживает такие экспедиционные проекты, как Арктический плавучий университет, экспедиции "Гогланд", "Тайны древних художников Сибири", "Спасение памятников археологии на дне Саянского моря", "Акра – античный город Боспора", экспедиция по изучению кургана Туннуг и многие другие.

Великие географические открытия.

Марко Поло (1254-1324) - знаменитый венецианский путешественник. В 1271-1275 гг. совершил путешествие в Китай и в 1292-1295 гг. возвратился морем в Италию. Это путешествие он описал в своей "Книге о разнообразии мира", которая оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI веков. Книга Марко Поло была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; Колумб сделал в ней 70 пометок.

1445 - Португальцы открыли Зеленый мыс. Это была экспедиция Диниша Диаша. Мыс назвали «Зелёным», так как здесь вдоль всего побережья росло много пальм. Это одно из событий, вызвавших новые географические открытия и португальскую экспансию морей мира.

1471-1473 - в Западной Африке в районе Голд-Кост (Гвинея) португальцы построили сильный военный форт.

1487-1488 - португальский моряк и первооткрыватель Бартоломеу Диаш (1450 - 1500) исследует юго-запад побережья Африки. Первый европеец, который обогнул континент с южной стороны. Открыл м. Доброй Надежды.

Христофор Колумб.

1492-1504 - испанский моряк и путешественник, направляется в Индию и находит один из о-вов Багамского архипелага в Карибском бассейне - Гуаначани (называемый Сан-Сальвадор). Вскоре Колумб обнаружил близлежащие крупные острова - Кубу и Эспаньолу (Гаити).

Америго - флорентийский путешественник, в честь которого была названа Америка. Отправившись в 1501-1502 годах в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, доказал что данные территории не являются восточной окраиной Азии, а отдельным континентом, описанным как "Новый свет". Был знаком с Христофором Колумбом.

1494 - Контракт Испании и Португалии, заключенный в Тордесилласе (Испания), разделяет сферы колониальной экспансии двух стран. Граница проходит через оба полюса и пересекает Атлантический океан в 370 лигах (2053 км) от о-вов Зеленого мыса. К западу от этой линии земля принадлежит Испании и к востоку - Португалии. В силу договора почти вся Америка (без Бразилии) остается в испанской сфере. Контракт был отменен в 1777 году в Сан-Ильдефонсо (Испания).

1497-1498 - Генуэзец Джованни Кабото - итальянский и французский мореплаватель и купец на английской службе, впервые исследовавший побережье Канады. Он совершил две экспедиции, чтобы найти путь в Индию. В первой (1497 г.) он добрался до мыса Бретон у берегов Новой Шотландии (Канада). Во второй (1498 г.) - прибыл в Лабрадор.

Васко да Гама.

1497-1498 - Португальский путешественник Васко да Гама открывает морской путь из Европы в Индию. Во главе небольшого флота из четырех кораблей он уезжает из Лиссабона в Индию. Достигает западного побережья Индии и высаживается в порт Каликут (май 1498 года). В августе 1499 г. экспедиция вернулась с грузом золота и индийских специй.

1505-1515 - Португальские адмиралы Франсишку ди Алмейда (первый португальский наместник в Индии) и Альфонсо д’Альбукерке завоевали часть западного и восточного побережья Индии и остров Малакка. Столичной резиденцией португальского наместника становится Гоа (к северу от Каликута).

1529 - Договор Испании и Португалии, заключенный в городе Сарагосе, определяющий сферы колониальных владений в Восточном полушарии. Он дополняет Договор 1491 года. Король Испании отказался от своих претензий к Молуккским островам. Демаркационная линия перемещена на 17° к востоку от островов.

1532-1535 - Испанский конкистадор Франсиско Писарро (1470-75 - 1541) завоевал Перу, воспользовавшись раздорами в Империи инков. Победители уничтожают культуру инков, разрушают их города, грабят сокровища, накопленные на протяжении веков.

1534-1535 - Жак Картье - бретонский мореплаватель, положил начало французской колонизации Северной Америки, достигнув Канады.

1535 - Испанец Томас де Берланга открывает Галапагосские о-ва, пересекая Тихий океан.

1536-1538 - Испанцы завоевали Чили и новую Гренаду (Колумбия).

1542 - Португальцы прибыли в Японию.

1568 - Испанскими моряками Сармьенто. Менданья и Гальего были открыты Соломоновы острова (Тихий океан).

1577-1580 - Английский матрос Фрэнсис Дрейк (1540-1596) во второй раз после Магеллана - путешествует в западном направлении. По пути он создает испанские порты вдоль побережья Чили, Перу и Мексики.

Из истории освоения Северного морского пути. Жгучая идея использования Северного морского пути, как известно, столетиями уходит в глубь истории. Многочисленные героические попытки отважных полярников в XVII - XIX вв. чаще всего печально заканчивались для северных экспедиций, и только в условиях диктатуры пролетариата неприступный и жестокий Север быстро отступает перед большевистской настойчивостью.

Идея использования морского пути Северного Ледовитого океана относится еще к XVI столетию. В первой половине XVII века русский путешественник Дежнев, обогнув северо-восток Азии, побывал на Камчатке. Развитие торгового капитала в России сопровождалось интенсивной колонизацией Сибири. Рассказы о несметных богатствах Америки волновали и русское правительство, которое подобно европейским королям не прочь было поживиться на американском добре. Заманчивая мысль использования Северного Ледовитого океана для связи с Америкой побудила Петра I послать в конце 1724 года специальную экспедицию известного исследователя Беринга для изучения места, где Азия «сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений».

В 1728 году Беринг подтвердил правильность сообщений Дежнева, что Азия не соединяется землей с Америкой, и пролив, разделяющий эти два материка, был назван его именем. В результате первой экспедиции Беринга 1724-1728 гг. зарождается грандиозный план установления морского пути из Архангельска в Америку. В 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны Беринг отправляется во вторую экспедицию для изучения берегов Америки. Обстоятельный рапорт Беринга Анне Иоанновне в 1741 г. о своей второй экспедиции, хранящийся в наших архивах и частично публикуемый нами в настоящем номере журнала, вскрывает исключительно широкий размах этого предприятия. Несмотря на неудачу второй Береговской экспедиции, сохранившиеся материалы представляют большую научную ценность. Они подробно излагают подготовку северных походов, содержат интересные данные о Северной Сибири и дают яркий материал о колониальной политике царизма в Азии в XVIII веке.

По плану вторая экспедиция Беринга представляла как бы совокупность ряда северных походов, которые должны были совершать отдельные суда на различных участках Северного Ледовитого океана.

В задачу первой партии входило «от города Архангельского осмотреть берега и фарватер до устья Оби реки». Вторая партия должна была пройти от Оби до Енисея. Третья должна была выйти из реки Лены: одно судно - от Лены до Енисея, а второе - от Лены на восток и дойти до Камчатки. В задачу четвертой «определено было дойтить до Японских островов и оттуда по близости к возвращению велено было итти к востоку до китайских берегов, до устья реки Амура и оттуда к северу подле сибирского берегу к охоцкому». Лично Беринг же должен был руководить самой трудной и ответственной задачей экспедиции - возглавить суда, отправляющиеся из Петропавловской гавани на Камчатке, для исследования американских берегов.

О грандиозности предприятия Беринга можно судить по тому, что, расходы по стоимости экспедиции тогда определялись специалистами в сумме более полутора миллиона рублей. В докладной записке сената указывалось, что только по ведомости адмиралтейской коллегии числилось «невозвратного расхода 360 659 рублей». При этом нужно иметь в виду, что для экспедиции Беринга в виде повинности мобилизовались огромные массы населения Сибири со своим живым и мертвым инвентарем.

Экспедиция Беринга была крупнейшим историческим событием в жизни Сибири. Между Москвой и Сибирью устанавливалась регулярная почтовая связь: два раза в месяц от Москвы до Тобольска, от Тобольска до Енисейска - раз в месяц и от Якутска до Охотска и Камчатки - раз в два месяца. В помощь экспедиции Академия наук выделяла геодезистов, «рудознатцев» и географов.

Ставя задачей изучение пригодности Северного Ледовитого океана для морских сообщений, царское правительство однако в то же время преследовало задачи изучения естественных богатств Сибири и закрепления своего влияния в Азии. Для нужд экспедиции строились новые судостроительные верфи в Тобольске и Якутске, откуда по рекам суда должны были выйти к берегам Ледовитого океана. В Охотске же должны были строиться суда для исследования Японии и Америки.

Несмотря на правительственную помощь, экспедиция Беринга все же протекала в исключительно трудных условиях. Основными путями грузового сообщения для них служили реки. 7 июня 1733 года Беринг со своей командой на четырех судах отправился из Твери по реке Волге до Казани, откуда по реке Каме доехал до села Осы и зимним трактом через Кунгур и Екатеринбург прибыл в Тобольск. Однако главные неприятности ожидали Беринга в Якутске и Охотске, где строительство судов затянулось. Квалифицированных рабочих рук и нужных строительных материалов не хватало. Огромные трудности были связаны и с добыванием провианта. В силу этого только в 1737 году в Охотске было начато строительство двух пакет-ботов 3, которые предназначались для обследования американских берегов. Строительство же этих судов затянулось до 1740 года.

Насколько же удачно проходило исследование Северного Ледовитого океана? Путь по обследованию берегов от Архангельска до Оби был пройден в течение двух лет. Для обследования же второго участка в 1735 году лейтенант Овцын со своим судном вышел из устья реки Оби по направлению к Енисею, однако «за великими льдами и за противными ветрами не прошел». Неудача постигла Овцына и в следующем году. Только в 1737 году, имея уже два судна (дубель-шлюпку и бот), «хотя и находился в великих льдах, однако ж к упомянутому Енисейскому устью прибыл августа 31 дня». Во время экспедиции от устья Оби до устья Енисея с судов посылались команды по обследованию берегов. Наблюдения систематически заносились в журнал, и в1739 году была составлена карта берегов. Во время своего путешествия Овцын «кочующих никаких народов не видал».

Для обследования участка от Енисея до Камчатки в Якутске были построены два морских судна: бот и дубель-шлюпка. Дубель-шлюпка под командой лейтенанта Прончищева должна была следовать от устья Лены на запад к устью Енисея. Бот же под командой лейтенанта Ласиниуса должен был пройти к Камчатке до Анадырского устья. Наряду с составлением карты перед этими командами ставилась задача «осматривать, не найдутся ли где богатые металлы и минералы». Из Якутска бот и дубель-шлюпка вышли 29 июня 1735 года и дошли до устья Лены 4 августа, «токмо устье вымерить ему, Ласинису, время недопустимо за противными и сильными ветрами». Лейтенант Прончищев 13 августа оправился из Ленского устья на запад и зазимовал в устье реки Олонец. В 1736 году он продолжал свой путь дальше. Однако, подойдя к устью реки Таймур, увидел «велики острова, между которыми островами и берегом великой стоит лед и к тем островам и подле берегу проходу никакого не нашли». «От той реки следовали подле льдов в море и увидели впереди себя и по обе стороны льды великие, стоячие, а в море видимы были носячие льды и так часто, что не токмо дубель-шлюпке, но и лотке пройтить невозможно». Прончищев вынужден был вернуться на место своей прежней зимней стоянки, где и умер. Вместо него командиром был назначен лейтенант Харитон Лаптев, возобновивший экспедицию в 1739 году. Ему поручалось свою экспедицию «производить с найприлежнейшим старанием» и «приводить те экспедиции во окончание в другое или третье лето, а будет какая невозможность и в третье лето во окончание привесть не допустит, то и в четвертое лето и всемерно, чтоб та экспедиция во окончание приведена была».

Два года для Харитона Лаптева были годами неудач, потому что были «льды великие, меж которыми с великой трудностью проходили» и от «великих льдов едва спасались», а «за великим туманом ехать было невозможно». Беринг о судьбе Харитона Лаптева в 1741 году ничего не знал и в своем рапорте вынужден был писать, что «где ныне обретается, о том неизвестно».

Печальная судьба постигла и экспедицию Ласиниуса. 18 августа 1735 года, т. е. вскоре по прибытии судов из Якутска в устье Лены, Ласиниус умер от цынги и «рядовых как морских и адмиралтейских служителей и протчих сибирских разных чинов людей померло 39, а живых осталось 13 человек и те одержимы тою же болезнью» 12. На бот была послана новая команда во главе с лейтенантом Дмитрием Лаптевым. 29 июня 1736 года Лаптев вышел в море из устья Лены, однако 14 августа вынужден был обратно вернуться на зимовку в устье Лены, так как «далее за препятствием великих и густых льдов следовать было неможно» 13. Побывав в Петербурге с донесением, Дмитрий Лаптев получил однако предписание продолжать экспедицию во что бы то ни стало, которую и возобновил в 1739 году. 22 августа Д. Лаптев, преодолевая сильные ветры и опасности быть раздавленным льдами, дошел до реки Индигирки. Попытки войти в устье не раз терпели неудачу. Сильными порывами ветра судно неоднократно относилось в море на десятки верст.

Только 11 сентября Д. Лаптев причалил к берегу, где нашел «новокрещенного коряка, который объявил, что в верху де по оной реке в полуторахстах верст жили пять зимовей русских и разных родов новокрещенные и якуты, от которых людей получит он, Лаптев, в перевозке с судна на берег провианта и протчих припасов не малую помощь» 14. Д. Лаптев вынужден был зазимовать в устье Индигирки, так как «бот их стоит на море во льдах и может ли спастить - не знает» 15.

Для обследования американских берегов в Охотске в 1740 году было закончено строительство двух пакет ботов «для того, ежели учинится одному какое несчастие, то бы от другова было вспоможение» 16. Командование одного бота взял на себя командир Беринг, на втором же командиром был назначен хороший знаток Сибири капитан Чириков. 6 октября 1740 года суда прибыли из Охотска в Петропавловскую гавань на Камчатке, но «за поздним временем к американским берегам не следовали».

Изучение Америки рассматривалось как главная задача экспедиции. Адмиралтейство поручало Берингу, что если в одно лето не удастся выполнить поручения по обследованию американских берегов, то «о всем обстоятельно рапортовать, а самим, не ожидая указу, следовать и во окончание то приводить в другое лето» 18.

4 июня 1741 года суда вышли из Петропавловска. Решено было держать курс на предполагаемую землю Яна де Гамма, которая, по мнению профессора де-ля Кроера, должна быть расположенной на 43-м градусе широты, чтобы обогнуть ее и итти дальше па восток. Налетевший шторм 20 июня разлучил суда Беринга и Чирикова. Они вынуждены были плавание к американским берегам проводить совершенно независимо. Взяв курс на северо-восток, Беринг 20 июля достиг неизвестного острова, расположенного на 59° широты у берегов Америки, где стал на якорь. Посланный на лангботе для осмотра островов флотский мастер Хитрово обнаружил там признаки человеческого жилья. Люди же, увидя корабль, спрятались в лесу и ушли на материк. Вдоль американских берегов Беринг проплавал конец июля, август и часть сентября. 4 сентября на одном из островов около американского берега «услышали мы великой крик людей, из которых два человека сели в две байдары и гребли к нашему боту. Сажен около 50 остановились и кричали к нам своим языком, которого их языку взятые с Камчатки толмачи чюкоцкого и коряцкого языка не разумели».

По распоряжению Беринга несколько человек с «разными подарочными вещами» были посланы на берег. Помощник Беринга лейтенант Ваксель, лично руководивший установлением торговли с туземцами, дает интересное описание этой первой торговли с Америкой. Для обмена посылались ткани, зеркала, «ганзы железные, чем курят китайский табак», колокольчики медные и, конечно, водка. Ваксель однако жалуется, что «давал оным американцам разные подарки, которых они от меня не приняли. Также одному из оных подносил чарку вина, которут от меня принял и, приняв оную, отдал возвратно, а взятое в рот вылил на земь». Посланного переводчика туземцы задержали, и Ваксель «принужден был для свободы того толмача приказать солдатам выпалить из несколько ружей на ветер и когда выпалено было, тогда они все упали на землю, в которое время тот толмач, освободясь от них, возвратился на лангбот» 20. «Видно было, - заключает Ваксель, - что они прежде огненного ружья не видели».

Во второй половине сентября Беринг решил возвращаться обратно в Петропавловскую гавань, однако до 13 октября корабль беспомощно болтался в море из-за «неописанной жестокости вестового ветра» такой силы, что таких сильных штормов надеюсь от старых мореплавателей мало видно было» 22. Обратное возвращение Беринга проходило в условиях поголовной болезни команды цынгою. «Было в команде нашей уже больных цынготною болезнию немалое число, а некоторые и померли и достальные уже многие во управление морской работы явились бессильны».

Возвращение проходило в условиях свирепых ветров, и только 4 ноября Беринг, сбившийся с пути, увидел неизвестные ему тогда острова, названные впоследствии его именем. Команда была совершенно обессилена. «От жестокой цинготной болезни пришли в немалый страх, ибо тогда уже можно сказать почти судно было без правления. Понеже тогда команды нашей людей находилось таких, которые через великую мочь ходить о себе могли, только 8 человек, но из оных на верх ходили с нуждою три человека, из которых был один собственной человек капитана командора, а протчие все лежали при самой смерти» 24. Команда к тому же испытывала острую нужду в пресной воде и провианте. Беринг решил зазимовать на неизвестном ему острове, потому что «были опасны, дабы за бессилием людей не оставить судна без всякого правления и не претерпеть оттого крайнего несчастия в потерянии всех людей и судна. Тогда капитан командор собрал к себе как обер, так и ундер офицеров и рядовых, которые еще могли дойтить до его каюты, имел о том общее рассуждение, при котором собрании все служители объявили, что они боле продолжать себя в работе на море за болезнию и крайним бессилием не могут».

К концу ноября на судне Беринга было только 4 человека здоровых. 8 декабря 1741 года, после четырехмесячной болезни Беринг умер от цынги. Командование перешло к Вакселю. Уцелевшие остатки команды, обретавшиеся в беспомощности на неизвестном острове, с разбитым ботом, из его остатков соорудили новое небольшое судно, на котором 26 августа 1742 г. добрались в Петропавловскую гавань на Камчатке. Ваксель подробно описал положение команды после смерти Беринга. Леденящие сердце строки говорят о какой-то нечеловеческой борьбе людей за свое спасение.

В тяжелых условиях протекало и путешествие Чирикова. В своем рапорте Чириков защищает правильность ранее предложенного им проекта, но отклоненного адмиралтейством, чтобы для обследования американских берегов итти к Чукотскому полуострову и оттуда к Америке, а не руководствоваться картой профессора де-ля Кроера, который предполагал наличие между Азией и Америкой земли Яна де Гамма. Во время путешествия земли, означенной на карте де Кроера, Чириков не обнаружил. Держа курс на восток, он 15 июля достиг Америки и обследовал северную часть Калифорнии. До Америки Чириков добрался благополучно. Но с ним случилось другое несчастье: желая собрать сведения о жителях, он послал к берегам сначала лангбот, а затем лодку. Но ни то, ни другое не возвратились, и остается неизвестным, были ли они захвачены туземцами или, как предполагают некоторые, попали в водоворот и погибли. Таким образом вследствие уменьшения числа команды, а также отсутствия легких судов в дальнейшем Чириков был лишен возможности производить непосредственное обследование американских берегов. Проплавав вдоль Америки около 400 верст, он решил возвратиться в Петропавловскую гавань на Камчатке. Как и команда Беринга, в сентябре команда Чирикова поголовно болела цынгою.

«В последних числах настоящего сентября месяца, - пишет Чириков, - все служители на пакет-боте весьма стали отягчены цынготною болезнью» 26. Многие из команды умерли. Во время возвращения умер также профессор Академии наук де Кроер, находившийся па судне Чирикова. Претерпевая всякие неудачи, судно Чирикова однако 10 октября 1741 г. добралось до Петропавловска. О своей экспедиции Чириков послал в адмиралтейство подробный рапорт, хранящийся ныне в наших архивах. Кроме того была послана карта, уточняющая описание берегов северо-востока Азии и западных берегов Америки.

Чириков приходит, к заключению, что наиболее благоприятным временем для плавания к американским берегам нужно считать август и половину сентября, так как во время его плавания в июне - июле «всегда погода была весьма холодная, как в наших местах бывает в глубокую осень и почти повседневные стояли великие туманы, только в некоторые дни в приближенных часах к полудню солнце просиявало».

Удачнее всех была экспедиция Шпанберха к японским берегам. Капитан Шпанберх отплыл из Охотска 18 июня 1738 года и 15 июля прошел Курильские острова. Обследовав их, он 18 августа вернулся на Камчатку. В своем [142] рапорте Шпанберх сообщает, что «в том же вояже неприятельских, ни дружеских кораблей и никаких судов он не видел» .

Построив на Камчатке зимой 1738 года второй 18-весельный шлюп, Шпанберх 21 мая 1739 года отправился во вторую экспедицию к берегам Японии. Миновав Курильские острова, он 18 июня шел мимо Японии. Шпанберх дает чрезвычайно интересное описание японских берегов, их населения, жилищ и быта. С японцами он завел бойкую торговлю, живо описывая весь церемониал торговли. 29 августа Шпанберх вернулся в Охотск. В 1741 году он предполагал совершить экспедицию по изучению восточных берегов Азии от Охотска до Амура, но задержался из-за неподготовленности судов, а в 1743 году по указу Елизаветы Петровны вторая Камчатская экспедиция была прекращена.

Несмотря на неудачи, беринговская экспедиция дала чрезвычайно ценный материал по изучению Северного Ледовитого океана, уточнила географические карты северо-восточной части Азии, Японии и западных берегов Северной Америки и собрала интересные сведения об естественных богатствах Сибири. Читая материал, видишь, что прекращение второй Камчатской экспедиции было прервано как бы в самом ее разгаре. Объяснять прекращение экспедиции только смертью Беринга, конечно, нельзя. Причины были несравненно глубже.

Развивающийся торговый капитал в России стимулировал захват новых территорий и был основной причиной организации беринговских экспедиций. Но именно торговый же капитал оборвал ценнейшее научное начинание Беринга, когда увидел, что экспедиции Беринга не сулят ему высоких, заманчивых выгод. Менее всего придворную клику двора Анны Иоанновны или Елизаветы Петровны интересовали научные цели экспедиции. В экспедициях русское правительство видело источник наживы и грабежа туземцев. Не случайно экспедиция Беринга сопровождалась посылкой огромного количества царских чиновников, спешивших грабить туземцев и накладывать на них тяжелые налоги. Поэтому беринговские экспедиции, давшие ценные научные изыскания, обратной стороной вошли в историю как кошмарные дни для народов Сибири. Беринговские экспедиции сопровождались повсеместными волнениями туземцев. Камчатка была охвачена сильным восстанием в 1731-1732 гг. и в 1741 г.

Разорение туземных народов и волнение среди них сыграли крупную роль в прекращений беринговских экспедиций. Это вынуждены были признать в своей коллективной записке на имя императрицы Елизаветы Петровны даже князья В. Долгоруков, Ив. Трубецкой, М. Голицын, А. Куракин, граф А. Бестужев, граф Чернышев и др.

«Крестьяне, - пишут они императрице, - сначала той Камчатской экспедиции находятся в дальних и в самых трудных беспокойных работах и претерпевают вящую нужду и многие из тех экспедичных работ не возвращаются лет по десяти и более и оттого домы их за взятием в те тяжкие работы разорились и пашеные земли опустели» .

Сибирские экспедиции в условиях царизма и позднее были тягостны населению. Погоня за наживой оставляла в стороне научные цели экспедиции. Этим можно объяснить, что вплоть до Октябрьской революции Северный Ледовитый океан, окаймляющий с севера огромные пространства России, оставался малоисследованным. Только в результате Октябрьской революции, когда северные экспедиции стали проводиться в интересах трудящихся масс, работы по изучению Севера приняли невиданный в мире размах. Советские пароходы Севморпути стали мощным фактором подъема материального и культурного быта трудящихся Севера. Великие мечты лучших людей науки на протяжении сотен лет об освоении Северного Ледовитого океана не случайно только в условиях диктатуры пролетариата становятся действительностью.

Составление публикуемого нами «донесения» Беринга явилось в результате отправки в Сибирь указа императрицы Анны Иоанновны, доставленного специальным посланцем А. Друкортом. Эта посылка была вызвана недовольством экспедицией Беринга среди высших правительственных кругов. Чиновникам из сената и адмиралтейства было не по душе, что Беринг медлит с отправкой судов. Такие настроения в правительственных кругах были причиной того, что Беринг вынужден был форсировать отправку экспедиции, хотя отлично понимал ее недостаточную подготовленность.

Публикуемое нами впервые полностью «донесение» Беринга с его приложениями, воспроизводится с оригинала, сохранившегося в деле «Об экспедиции, снаряженной в Камчатку для открытия берегов Америки; о действиях там Беринга и Чирикова, наконец, о прекращении этой экспедиции» .

В настоящем номере публикуется только «донесение» и «ведомость обстоятельная, учиненная против данных капитану командору Берингу и капитану Шпанберху инструкций, што по оным при камчатской экспедиции, как на сухом пути, так и на море исполнено и чего не исполнено».

Заключение. Итак, для великих географических открытий имелись серьёзные исторические и экономические предпосылки: для дальнейшего развития европейские страны нуждались в драгоценных металлах: золоте и серебре, имелась необходимая для путешествий техника: достаточно был развит флот. Кроме того, Восток воспринимался как сокровищница.

Великие географические открытия имели крупнейшие социально-экономические последствия.

В результате Великих географических открытий европейцы впервые познакомились с рядом сельскохозяйственных культур (картофель, маис, томаты, табак), распространившихся затем и в Европе. Великие открытия дали новый обширный материал для многих других областей знания (ботаники, зоологии, этнографии и др.).

Открытие новых торговых путей и новых стран способствовало тому, что торговля приобрела мировой характер, произошло гигантское увеличение количества находившихся в обращении товаров. Это ускорило процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Западной Европе.

Колониальная система, образовавшаяся вслед за географическими открытиями (уже в этот период европейцы, истребляя коренное население, захватили огромные территории в Америке и организовали опорные базы на побережье Африки, в Южной и Восточной Азии), явилась одним из рычагов так называемого первоначального накопления капитала, этому способствовал и наплыв после Великих географических открытий дешёвого американского золота и серебра в Европу, вызвавший здесь значительное повышение цен. Перемещение в результате Великих географических открытий торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан способствовало экономическому упадку одних европейских стран (Италия, отчасти Германия) и возвышению других (Нидерланды, Англия).

Список использованных источников.

1. География России: В двух книгах. Учебник для 8-9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. - М.: Экопрос, 1999. - 296 с.

2. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.

3. Евдокимов Ю.А., Бацких Ю.М., Истомин А.В. // Экономическая наука современной России, 2000. - №2. С. 101-112.

4. Присяжный М.Ю., Пономарёва Г.А. Экономическая и социальная география мира. Учебное пособие. - Якутск: НИПК Сахаполиграфиздат, 1999. - 103 с.

5. Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. - М., 2003.

6. Пешель О., История эпохи открытий, [пер. с нем.], 2 изд., М., 1884;

7. Харт Г.,Морской путь в Индию, [пер. с англ.], М., 1959;

8. Магидович И. П., Очерки по истории географических открытий, 3 изд., М., 1967.

9. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 727 с.: ил.

Просмотров работы: 85