В пос леднее вре мя с развит ием информ ационных те хнологий р аспознать че ловека не сост авляет бол ьшого труд а, определ ив его из милиона людей по и ндивидуаль ным призна кам. Личные д анные ну жно скрыват ь от треть их лиц из-з а увеличен ия роста кр аж персона льной инфор мации, так к ак в руках з лоумышленн ика, эти данные ст ановятся ору жием проти в личности.
В ФЗ № 152-ФЗ от 27.07. 2006 «О персона льных данн ых» дается определение, что персо нальными д анными из называетс я любая информа ция, относ ящаяся прямо или косвенно к определен ному или о пределяемо му физическому лицу. Это могут быть паспортные данные, сведения о состоянии здоровья, политические или ре лигиозные убе ждения и пр. [1].
Согласно ст атьи 24 Конститу ции РФ, «сбор, хр анение, ис пользование и р аспростране ние информ ации о част ной жизни без со гласия личности не до пускаются». Но того не замеч ая, мы постоя нно оставл яем персон альные дан ные для оп латы покупо к через ма газин, офор мления кре дита, пласт иковых карт и т. д. [2].
Помимо Ко нституции РФ, пр авоотношен ия против л ичных данн ых определе ны Трудовы м и Гражда нским коде ксами РФ.
Кажды й из нас ст алкивался с те м, что на его те лефон посту пал звоно к с пред ложением от компа нии, с которо й человек р анее не вз аимодейство вал. Это по казывает, что к лиентская б аза была нез аконно пере дана треть им лицам.
Стать я 24 Федерального Закона № 152 «О персон альных дан ных» выде ляет виды от ветственност и за наруше ние требов аний закон а. Лица, в иновные в н арушении з акона «О персональных данных» подвергаются гражданской, у головной, а дминистрат ивной, дис циплинарно й и иной от ветственност и, пре дусмотренной законодате льством РФ [1].
Наибо лее часто встреч ающиеся случ аи нарушений и предусмотренные за это наказ ания:
1. Рас пространен ие личных д анных чело века без е го согласи я на это: р аспростран яется адми нистративн ая ответст венность со штр афом; на физические лица на лагается штр аф в размере от 3 до 5 т ысяч рубле й; должност ные лица – от 10 до 20 т ысяч рубле й; юридичес кие лица – от 15 до 70 т ысяч рубле й [3].
2. Раз глашение и нформации о личной ж изни без со гласия на это че ловека, рас пространен ие этих све дений на пуб лику – за д анные дейст вия предус мотрена уго ловная ответст венность, которая может предусматривать:
а) штр аф до 200 т ысяч рубле й;
б) обязательные р аботы сро ком до 360 ч асов;
в) ис правительн ые работы сроком до 1 го да;
г) ли шение свобо ды на срок до 2 лет с л ишением пр ава занимат ь определе нные должност и [4].
3. Вз лом соц иальных сете й: к дан ному пр авонарушен ию относится нарушен ие тайны пере писки, за которое пре дусмотрена у головная от ветственност ь:
а) штр аф в размере до 80 т ысяч рубле й или в раз мере заработ ной платы и ли иного до хода, осуж денного за пер иод до 6 мес яцев;
б) об язательные р аботы на сро к до 360 ч асов;
в) ис правительн ые работы сро ком до 1 го да [4].
Развит ие IT техно логий пр иводит к тому, что и з лоумышленн ики совершенствуются в методах вз лома, находят новые способы мошенничества и сферы для совершения компьютерных преступлений. Однако в настоящее вре мя есть мно жество способов, позволяющих предотвратить или максимально снизить риск стать объектом преступления, совершенного в области хранения и обработки тнформации.
Во- первых, зн ание закон а, регулиру ющего досту п к личным д анным – стоит опре делить, кто мо жет пользо ваться лич ными данны ми.
Во-втор ых, необходимо относитс я с осторо жностью к ор ганизациям со мнительного про исхождения, любая ком пания долж на охранят ь собранну ю ими инфор мацию, следя за ее распространением в м ассы.
В-трет ьих, чтоб ы защитить и нформацию хр анившуюся в со циальных сет ях, необходимо пр ибегать к д вухфакторно й аутентиф икации, а т акже не пере давать лог ины и паро ли третьим л ицам.
Список литературы
1. Федеральный з акон «О персо нальных да нных» №152-ФЗ от 27.07. 2006. [Эле ктронный ресурс]. – Ре жим доступ а: http://www.co nsultant.ru/docu ment/cons_doc_ LAW_61801/ ( дата обраще ния: 21.01. 2021).
2. Ко нституция Росс ийской Федер ации (прин ята всенаро дным голосо ванием 03.07. 2020). [Эле ктронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.co nsultant.ru/docu ment/cons_doc_ LAW_28399/ ( дата обраще ния: 21.01. 2021).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 21.01.2021).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.01.2021, с изм. от 25.04.2018). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 21.01.2021).
5. Чернявский, А.Г. Антология российской естественно-правовой мысли: в 3 т. – Т. 2: Российская естественно-правовая мысль второй половины XIX – начала XX века: монография / А.Г. Чернявский, А.С. Куницын, А.Л. Воронцов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 239 с.
6. Журавлев, М.С. Персональные данные в трудовых отношениях: допустимые пределы вмешательства в частную жизнь работника // Информационное право. 2017. – №4. – С. 35-38.
7. Терещенко, Л.К. Правовой режим персональных данных и безопасность личности /Л. К. Терещенко //Закон. –2018. – №6. – С. 37-43.
8. Катунцева, М.О. Конституционное право на информацию и проблема защиты персональных данных в социальных сетях // В книге: Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: проблемы реализации и защиты Материалы межвузовского студенческого круглого стола. – 2016. – С. 31-37.
9. Бачило, ИЛ. Информационное право РФ: Учебник для вузов / И.Л. Бачило. – М.: Издательство Юрайт. – 2016. – 522 с.
10. Кофанов, Л.Л. Внешняя система римского права: право природы, право народов и коммерческое право в юридической мысли античности/ Кофанов Л.Л. – М.: Статут, 2015. – 192 с.