Семья – это часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование. В социологии понятие семья обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака. В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака. Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей отношениями и совместным бытом, оформленными по закону.
Для чего же современному самодостаточному человеку семья?
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он. Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело. Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Современная семья в отличие от времен СССР, автономна и закрыта для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Какие же факторы влияют на создания «новой ячейки общества» сегодня ? Есть ли определённый возрастной период, перешагнув который человек начинает задумываться о семье? Тенденция к более позднему вступлению в брак очевидна, и во многом на это повлияло увеличение продолжения жизни: так, вполне возможно, что через пару десятилетий и 40 лет будет считаться крайне молодым возрастом для брака.
На принятие решения о создании семьи в первую очередь влияют индивидуально-психологические особенности, которые и воздействуют на наш выбор — и они во многом обуславливаются культуральным уровнем: проще говоря, культурой, в которой человек вырос. И в то время как европейская культура тяготеет к индивидуализации, восточные страны больше нацелены на соблюдение традиций, коллективизм. Россия же вполне органично совмещает в себе и западные, и восточные тенденции.
Но рано или поздно, либо осознанно, либо на инстинктивном уровне, человек стремится к созданию семьи. Слово «инстинкт» здесь означает биологическую обусловленность потребности — сохранение и увеличение популяции.
До XX века включительно экономический фактор был одним из решающих в создании семьи, поскольку люди жили натуральным хозяйством и проще было выжить именно в группе. Сейчас, в эпоху постиндустриального общества, когда работают и мужчины, и женщины, нередко жить одному, напротив, дешевле. Кроме того, если раньше появление детей являлось не обсуждаемым условием для семьи, сегодня люди далеко не всегда отождествляют брак и продолжение рода. Выбор в пользу рождения ребёнка теперь принимает прежде всего женщина, что связано и с упадком патриархальной модели, и с развитием контрацепции.
Рассматривая современную семью как партнёрство, любовь, совместное бытие, мы можем отметить, что количество параметров, по которым люди принимают решение о создании семьи, увеличилось. Человек, с одной стороны, стремится достигнуть личных целей, но в то же время не может избежать и тех, что накладывает на него общество, особенно если цели общественные напрямую связаны с сохранением жизни. Последние сейчас реализуются в том числе через развитие и усложнение информационных технологий, отнимая множество времени, внимания и интеллектуальных ресурсов людей.
Помимо соперничества между «личным» и «общественным», нередко возникают внутриличностные конфликты, когда потребность иметь близкого человека в качестве партнёра, создать пару натыкается на другие потребности — потребность в саморазвитии и самореализации, достижении профессиональных результатов и прочих. Кроме того, мало кого из молодых людей учат формировать отношения и строить семью, и, когда приходит время для создания своей семьи, они часто воссоздают родительскую модель.
Если она была хорошей, её дублируют с учётом своих особенностей и качеств партнёра. Если же родительская семья не была счастливой, то создание своей семьи для человека не является приоритетом, и он обращает своё внимание на другие, более важные, на его взгляд, сферы жизни. Переживания родом из детства могут оттолкнуть от отношений гораздо больше, чем какие-либо рациональные мотивы.
Исторически семья — основное место для жизни, рождения, воспитания и умирания человека, именно здесь происходила и происходит социализация. Любые известные попытки заменить семью общественным воспитанием заканчивались провалом: без индивидуальной любви и заботы ребёнку очень сложно вырасти и стать полноценным членом общества.
Мотивация для формирования семьи всегда многогранна. Можно говорить об идеальной платформе для её создания — любви, экономической возможности, желании родить и воспитать детей. Но часто могут быть и психологически неадекватные поводы: стремление уйти из родительского дома, желание обрести независимость, социальная привлекательность жениха или невесты и прочие.
С другой стороны, некоторые психологические проблемы, напротив, заставляют предпочесть отношениям одиночество. Среди самых распространённых — психологический инфантилизм, выражающийся в неготовности нести ответственность за создаваемые отношения, негативный опыт родительской семьи, завышенные требования к избраннику.
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени - это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Современные отношения дошкольной образовательной организации и семьи находят отражение в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество». Взаимодействие рассматривается, прежде всего, как единство общения, отношений и деятельности (Н.Ф. Радионо в единую систему совместных действий (А.И. Донцов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов).
Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательной организации и семьи, был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейно-го воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
[5]
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество. Взаимодействие - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает их совместную деятельность по организации образовательного процесса на равных правах как партнёров и на основе взаимного уважения и согласия с учётом индивидуальных возможностей и способностей ребёнка. Если педагоги и родители состоят в доверительных и партнёрских отношениях, то они имеют больше возможностей узнать ребёнка с разных сторон и в разных жизненных ситуациях. Это обстоятельство, безусловно, можно продуктивно использовать при выявле-нии его индивидуальных особенностей, организации помощи в преодолении проблем в общении и поведении, формировании жизненных ценностей [3].
По мнению Е.П. Арнаутовой, потребности семьи могут быть удовлетворены только при условии открытости системы, когда родители имеют реальную возможность свободно посещать детский сад и в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребёнка, с его самочувствием и поведением, с методами и формами работы воспитателей, с характером общения педагогов с детьми, а также включаться в жизнь группы.Только в таких условиях потребности и запросы семьи, в свою очередь, становятся открытыми педагогам ДОО, и с этого момента может начаться взаимодействие и совместная педагогическая деятельность [1].
Таким образом, дошкольное образование должно стать открытой системой: обеспечить доступ родителей к образовательному процессу и активизировать их участие в нём, стать более свободным, гибким, дифференцированным.
Список используемой литературы:
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.: Академия, 2011. - 136 с.
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011.
Карманова, Ж.А., Манашова, Г.Н., Абылайхан, С.М. Особенности взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-3. – С. 520-523.
Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.
Маркарян, И.А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение: Интернетжурнал. – 2014. – № (25). Режим досту-па: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf