Роль дошкольных образовательных учреждений в развитии когнитивных функций дошкольников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль дошкольных образовательных учреждений в развитии когнитивных функций дошкольников

Трубецкая Н.Ю. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений является создание оптимальных условий, при которых каждый ребёнок может раскрыть и совершенствовать свои способности в открытии, изучении, познании особенностей и свойств окружающей среды. 

Познавательная активность ребенка в дошкольном возрасте представляет собой непрерывно развивающееся качество его личности, которое отражает заинтересованность, готовность к познанию окружающего мира, к преобразовательным действиям по отношению к окружающим явлениям и предметам, самостоятельность, инициативность и настойчивость в различных видах деятельности, позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации. Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, необходимой для познавания окружающего мира. Максимальная интенсивность познавательной деятельности наблюдается в дошкольный период.

На этом этапе ребенок растет, развивается, постепенно превращается в активную личность и создает свою картину мира. В этом ему помогают такие психические процессы, как восприятие, память, мышление и речь, а также включение в деятельность, интерес. В общей совокупности эти процессы образуют познавательную сферу. 

С особой интенсивностью в дошкольный период у детей развивается воображение. Слушая истории и сказки или пытаясь что-то нарисовать, ребенок представляет образы. Дошкольнику легко удается наделять новыми качествами уже известных ему героев, легко фантазирует. Познавательная функция воображения заключается также в активной проработке информации и в дальнейшем применении материала в относительно новых условиях.

У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Но для понимания многих фактов и явлений ребенок зачастую использует действия. Например, чтобы прояснить, как устроена игрушечная машинка, ребенок разберет ее по частям. Таким образом, к 6-7 годам или даже раньше, уровень развития мышления способен достигать такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной им игрушке.

Когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте является сложным взаимодействием различных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и логического). В развитии различных форм мышления огромная роль отводится воображению ребенка-дошкольника, благодаря которому способны формироваться образы различных предметов. Образно-художественное познание мира у детей дошкольного возраста является необходимой составляющей для формирования целостных представлений о мире, развитии мышления, памяти, воображения и других важных факторов. В свою очередь, воображение выполняет важнейшую роль в детском развитии – познавательную. При этом важно подчеркнуть, что когнитивное развитие возможно при условии существования тесной связи мыслительных процессов и практических действий, преобразующих познаваемый предмет.

Наиболее успешно развитие процессов познания происходит при активном сочетании мыслительной, творческой и речевой деятельности, что сопровождается желаниями детей узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, выражается в стремлении понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи и поделиться своими «находками» со всеми остальными.

Важным условием развития когнитивной активности дошкольника в рамках дошкольного образовательного учреждения является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Именно она способна вызвать у ребенка является устойчивый интерес, который побуждает к исследованию свойств и назначений ранее неизвестных ему предметов и знаний. При возникновении у ребенка интереса он способен провести самостоятельный анализ, задать уточняющие вопросы Старшие дошкольники способны достаточно долго заниматься делом в том случае, когда оно им интересно. Постепенно в сознании дошкольника устанавливаются связи между всеми его знаниями, что способствует складывания первичного мировоззрение.

Реализация комплекса дополнительных мероприятий (НОД, игры, консультации специалистов ДОУ и др.) повышает уровень когнитивной активности детей-дошкольников.

На формирование когнитивных функций у детей оказывают влияние условия внешней ситуации общения. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми. Детский интеллект в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки способны приводить к определенным последствиям.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную и социальную среду в ДОУ можно управлять процессом формирования когнитивных функций у дошкольников, достигая высоких результатов.

Просмотров работы: 32