Проблемы социального добровольчества много лет остаются актуальными и обсуждаемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Социальное добровольчество в России набирает все больший интерес как у молодого поколения, так и у пожилых граждан. Социальное добровольчество или волонтерство является неотъемлемой частью нашей жизни. Численность добровольцев в Российской Федерации на сегодня составляет более 2 миллионов человек.
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. Цели добровольческой деятельности разносторонние, они прописаны в Федеральном законе № 135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В данной статье нами будет употребляться термин социальное добровольчество как синоним добровольческой (волонтерской) деятельности [3].
В рамках пропаганды и развития благотворительной и волонтерской деятельности в Российской Федерации 2018 год был объявлен и проведен как год добровольца и волонтера. Этот шаг был неслучаен.
На данный момент понятие добровольческой деятельности для многих остается размытым. Часть населения придерживается такого мнения, согласно которому добровольцы занимаются не конкретной целенаправленной помощью людям, а лишь стремятся получить многочисленные награды и славу за свою деятельность. Исходя из этого, социальное добровольчество рассматривается как социальное явление, которое не приносит конкретной пользы обществу.
Однако, такое понимание сущности социального добровольчества искажено, так как в рамках данного явления подразумевается оказание поддержки и помощи наиболее уязвимым слоям населения на бескорыстной основе, исходя из нравственных и гуманных принципов и ценностей [1, с.4].
На сегодняшний день существует несколько направлений социальной добровольческой деятельности:
Культурное волонтерство,
Социальное волонтерство,
Экологическое волонтерство,
Просветительское волонтерство,
IT-волонтерство.
Все вышеперечисленные направления объединены единым посылом — помогать людям в различных сферах жизни общества. Волонтеры культуры участвуют в реставрации памятников и организации социально-значимых мероприятий; волонтеры сферы просвещения и IT-технологий оказывают поддержку педагогам и учащимся в процессе адаптации к дистанционному обучению; волонтеры экологии помогают в уборке территории и способствуют охране окружающей среды.
Из всех направлений необходимо выделить социальное добровольчество, которое наиболее актуально в современных реалиях. Социальные добровольцы оказывают поддержку конкретным людям, оказавшимся в той или иной трудной жизненной ситуации и не способным самостоятельно выйти из нее. В круг их обязанностей может войти покупка лекарства или продуктов питания, оказание необходимой помощи в быту, посещение детских домов, реабилитационных центров и пр. [2, с.12].
Социальное добровольчество включает в себя работу с различными категориями незащищенного населения: инвалидами; несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; многодетными семьями; неблагополучными и малообеспеченными семьями; пожилыми одинокими людьми и т.д.
В различных государственных организациях на территории нашей страны развивается социальное добровольчество с целью оказания посильной помощи сотрудникам учреждений.
Рассмотрим, как осуществляется социальное добровольчество в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Организация социальной добровольческой деятельности в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних – это комплекс мер, направленных на успешное взаимодействие волонтеров-наставников, волонтеров-друзей с воспитанниками центра, с целью оказания помощи в адаптации, реабилитации и социализации воспитанников. Взаимоотношение доброволец – несовершеннолетний должно проходить на дружеских началах с использованием индивидуального подхода.
В процессе осуществления своей деятельности социальные добровольцы руководствуются следующим перечнем задач: помочь воспитаннику преодолеть коммуникативные барьеры, страх или агрессию по отношению к людям, обучить правилам поведения в социуме.
Для реализации данных задач, социальный доброволец в своей деятельности использует разнообразные методы работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: наблюдение, курирование, интервенция, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, психологическая помощь, консультирование, социально-психологическая профилактика и сопровождение, тренинги [4, с.12].
Каждый доброволец, приходящий в реабилитационный центр совершает путь от простого волонтера к наставнику-куратору. Они общаются с детьми, участвуют вместе с ними в коллективных творческих делах, помогают делать уроки и сопровождают на протяжении всего времени пребывания в центре.
Добровольцы помогают детям на общественных началах. Именно эта сторона работы волонтеров дает ощутимые результаты, которые выражаются в заинтересованности воспитанников в жизни за пределами центра и формировании положительной установки на семейную жизнь и дальнейшее жизнеустройство. Зачастую многие воспитанники реабилитационного центра уже после выпуска продолжают общение со своими волонтерами-наставниками, которые помогают им в дальнейшем.
Зная сущность работы с детьми из семей группы риска, специалисты реабилитационного центра при отборе волонтеров учитывают два основных условия: 1) откуда поступил доброволец; 2) наличие обязательных для волонтера качеств.
Разберем эти два условия подробно. Социальными добровольцами по работе с несовершеннолетними могут стать: во-первых, студенты из учебных учреждений, с которыми сотрудничает центр, во-вторых, студенты, получившие рекомендации организаций-партнеров реабилитационного центра, в-третьих, участники официально действующих добровольческих организаций.
Среди качеств, которыми должен обладать волонтер, отметим основные: активная жизненная позиция, высокий уровень социальной и личной ответственности, альтруизм, коммуникативность, доброжелательность и пр.
Одними их характеристик социального добровольчества являются систематичность и регулярность. Все представители волонтерских движений отмечают, что эти характеристики – наиболее важные составляющие оказания помощи. Возможно человек располагает малым временем (1-2 часа в неделю), но именно системность и регулярность дадут положительный результат.
Существует несколько этапов системности социального добровольчества. Рассмотрим их более детально.
На первом этапе социальный доброволец проходит первичный отбор, затем переходит на следующий этап – обучение. В первую очередь, каждому волонтеру, стремящемуся помогать детям, которые проживают в социально-реабилитационном центре, важно иметь первичное представление о том, что их ждет в стенах учреждения. Ведь несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, разительно отличаются от обычных детей не только в плане поведения. Это, как правило, серьезное отставание интеллектуального, эмоционального и психического развития, а также отсутствие доверия к миру и неуверенность в своих силах.
Обязательно проводится обучение вновь прибывших добровольцев: инструктажи, тренинги и, конечно, первичное знакомство с детьми. Задача обучающих мероприятий – ввести вновь прибывших волонтеров в курс дела, ознакомить их с нюансами обязанностей и особенностями работы с детьми. В рамках учебного курса изучаются основы психологии, педагогики и этики общения не только с детьми, но и с сотрудниками центра, а также обязательные инструктажи, касающиеся режима работы и проживания в центре.
Данный этап необходим для полного осознания и погружения в повседневную действительность реабилитационного центра, а также для понимания, что ощутимую пользу воспитанникам принесет не точечная работа волонтера во время праздников, а регулярная непростая работа, направленная на индивидуальную помощь ребенку.
Следует понимать, что, приходя работать с детьми, необходимо иметь не только желание. Волонтеру требуется представление о работе, теоретическая база и понимание, насколько он подходит этой работе. Не исключено возникновение форс-мажорной ситуации, благополучный выход из которой может во многом зависеть от того, насколько волонтер был подготовлен к своим обязанностям.
Все эти правила помогают социальным добровольцам грамотно расставлять приоритеты и выполнять обязанности, которые они сами же добровольно на себя возложили, и уметь работать в режиме многозадачности, приобретая новые для себя навыки и знания. Такой небольшой свод правил помогает волонтерам создавать комфортную атмосферу в центре и сохранять доверительное отношение, как с сотрудниками центра, так и с детьми, позволяя работать в одной сплоченной команде.
Минусы социального добровольчества в социально-реабилитационных центрах связаны с негативными последствиями неверного подхода в общении с детьми. Причем последствия эти возникают как для детей, так и для самих волонтеров. Например, очень часто волонтеры, попав в реабилитационный центр, начинают не просто общаться с подопечными, а дарить им чрезмерную любовь и ласку. Это приводит к тому, что дети привыкают к определенному человеку и очень страдают после отъезда добровольцев – сотрудники государственных учреждений не имеют возможности восполнить для детей эти эмоциональные пробелы.
Часто сами специалисты рекомендуют не включаться глубоко и эмпатически в круг эмоциональных проблем воспитанников, и иногда отказаться от них в пользу формального общения на начальном этапе работы с ребенком. Это очень тяжело переживается волонтерами, только начинающими свою деятельность на поприще сотрудничества с реабилитационными центрами.
В момент, когда происходит установление тесной психологической связи доброволец - ребенок, в работе волонтера наступает переломный момент, от которого зависит, готов ли он продолжать свою деятельность. На этом этапе социальный волонтер из простого добровольца переходит в статус наставника для микро-группы детей.
Переход социального добровольца в разряд наставника связан с имеющимися или сформированными качествами для наставника твердым желанием передавать свой жизненный опыт и взаимодействовать с воспитанником и его семьей на постоянной систематической основе, а также психологической совместимостью с наставляемыми. Но нельзя забывать, что социальный доброволец в стенах учреждения никак не может заменить высокопрофессионального специалиста учреждения. Работа социального добровольца на этапе наставничества всегда происходи при поддержке и кураторстве узких специалистов (социальных работников, социальных педагогов, психологов, реабилитологов и пр.)
В результате воспитанники получают индивидуальное общение в необходимом объеме и личностный подход в решении собственной проблемы совместно с социально-значимым для них человеком, индивидуальным куратором, наставником, другом.
Таким образом, социальное добровольчество – бескорыстная деятельность, направленная на оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, возвращение их к полноценной жизни в обществе, интеграцию в социуме. Особенно большое значение социальное добровольчество имеет для несовершеннолетних воспитанников реабилитационных центров, которым наиболее остро требуется помощь и поддержка на всех этапах взросления и становления личности.
Не имеет значения, как именно доброволец готов помогать – материально, удаленно, тратить свое время, силы и даже профессионализм: помощь, направленная в нужное русло, принесет несомненную пользу каждому ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы
Базарная, Г.А. Волонтёрское движение и библиотеки: метод. рекомендации / Г. А. Базарная. – Благовещенск, 2017. – 28 с.
Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе. – Москва: Омега-Л, 2018. – 420 с.
Федеральный закон № 135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». – Электронный ресурс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения 03.02.2021).
Цыгановская, М.В. Организация наставничества и волонтерства в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / М.В. Цыгановская, А.А. Кречетникова. – Ханты-Мансийск: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 2012. – 87 с.