Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.
Потребительский рынок - это явление многогранное, имеющее экономический, социальный и правовой характер. Учитывая многообразие его проявлений, сложный субъектный состав контролем и надзором на потребительском рынке занимаются многочисленные федеральные и региональные органы, наделенные специальной компетенцией. Это всеобъемлющая задача, для решения которой нужен интегрированный подход, поскольку разные ее компоненты нужно рассматривать по отдельности. Вместе с тем, для эффективности действий контрольных и надзорных органов, формирования единой политики в вопросах потребительского рынка необходимо их взаимодействие. По мнению В. Б. Рушайло, «в условиях федеративного государства и децентрализации государственной власти актуальным становится вопрос о формировании позитивных взаимоотношений между органами разного уровня управления общественно значимыми делами».
Исходя из изложенного следует, что система контрольных и надзорных органов - это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, имеющих общие цели, при этом согласованно взаимодействующих, но организационно обособленных, наделенных специальной компетенцией и правомочиями в соответствии с законодательством.
Общая система контрольных и надзорных органов и организаций может включать в себя следующие группы: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; общественные организации; международные контролирующие организации.
Наиболее многочисленную и значимую составляет первая группа — федеральные органы исполнительной власти. В нее входят различные министерства и ведомства, имеющие центральные аппараты и подчиненные им подразделения (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти) на уровне субъектов Российской Федерации.
Ко второй группе элементов относятся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В эту группу входят лишь такие органы субъектов Российской Федерации, которые по своему статусу полностью входят в структуру органов власти субъектов Российской Федерации, например, управления по защите прав потребителей, лицензирующие органы, контрольносчетные палаты и др. В субъектах Российской Федерации также действуют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют в своем составе различные подразделения, занимающиеся вопросами потребительского рынка, например, управления по вопросам потребительского рынка и защите прав потребителей.
Общественные объединения и организации создаются на основе Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ «Об общественных объединениях», а полномочиями по контролю в сфере потребительского рынка наделяются законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». К ним относятся профессиональные союзы, общественные объединения, союзы потребителей. Наряду с системой государственных органов, осуществляющих контроль и надзор на потребительском рынке, действует и общественный контроль. При этом обе эти системы не противодействуют, а дополняют друг друга и дают возможность гражданам активно участвовать в государственном управлении согласно ст. 32 Конституции РФ.
Субъектами общественного контроля являются: республиканские и региональные торгово-промышленные палаты; общественные организации потребителей, которые, как правило, создаются по территориальному признаку; общества (группы, клубы) потребителей по интересам (общества автолюбителей и др.); органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий; ассоциации и общества защиты прав предпринимателей.
Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности посредством применения мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.
Наибольшую значимость при осуществлении общественного контроля на потребительском рынке имеют общественные организации потребителей, которые в соответствии со ст. 45 закона о защите прав потребителей имеют право: участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих эти требования; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров; проверять соблюдение прав потребителей и Правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в органы государственного управления, на предприятия, в организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров (работ, услуг) опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству; предъявлять иски в интересах как конкретного гражданина, так и неопределенного круга потребителей, не являющихся членами данной общественной организации, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством по защите прав потребителей.
Международные контролирующие организации создаются и действуют на основе международных договоров. Часть из них создается и действует в рамках Организации Объединенных Наций или Европейского союза, другие — в рамках объединений государств, заключивших договор по какомулибо виду деятельности. Международные организации не входят непосредственно в национальную систему органов, осуществляющих контроль и надзор на потребительском рынке, но оказывает на нее определенное влияние.
Списоклитературы:
Системный подход в управлении [Электронный ресурс] URL: http://vse-temu.org/new-sistemnyj-podxod-v-upravlenii.html
Системный подход. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/sistemnyy-podhod.html
Эсетова А.М., Магомедов Х. М-М., Гамидов Т.А. Системный подход к управлению [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-upravleniyu-konkurentnym-potentsialom-stroitelnogo-predpriyatiya
Сущность системного подхода в управлении [Электронный ресурс]URL: https://allendy.ru/teoruprav/108-sushnost-sis-podhod.pdf