Дизайн среды комплекса ясли-сад в городе Борисоглебске - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Дизайн среды комплекса ясли-сад в городе Борисоглебске

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Объектом проектирования данной выпускной квалификационной работы является здание учреждения детского дошкольного образования ясли-сад. Любой наслышан о не столь далеком во времени дефиците детских садов и мест в них.

Каковы причины этого? Всё просто. Падение рождаемости и тяжелые экономические условия 90-х годов привели к гибели многих учреждений детского дошкольного образования. Теперь же, с улучшением социально-экономической обстановки в стране, рождаемость вновь, как в былые времена, начала расти, в отличии от мест в детских садах.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, увидев, чем грозит данная ситуация, дал поручение главам регионов к 2016 году создать 100%-ную обеспеченность местами в детских садах для детей от 3 до 7 лет. Некоторые регионы не смогли выполнить поставленной нашим лидером задачи, но Республика Карелия в их число не входит. Более того она была выполнена с опережением графика.

На данный момент средняя по России обеспеченность населения учреждениями детского дошкольного образования равняется 98,74%

Стоит также особо отметить, что наличие и отсутствие мест в детских садах оказывает прямое воздействие на темпы рождаемости. В случае их нехватки перед родителями, готовящимися завести детей, будет вставать нелегкий выбор - работа или ребенок. И, даже если они сделают выбор в пользу ребенка, смогут ли они уделить ему достаточно внимания и подготовить к школе?

С учетом всего выше перечисленного становится явным, что строительство детских садов по-прежнему необходимо и актуально.

Цель работы: изучить опыт проектирования развивающих детских центров.

Задачи:

- изучить понятие ясли-сад;

- проанализировать методику проектирования ясли-садов;

- проанализировать современные тенденции проектирования ясли-садов.

Глава 1. История формирования ясель.

1.1 История.

Ясли и заведения подобного типа в России появились задолго до советской власти. Многие монастыри и церкви открывали сиротские приюты, «богадельные избы», «сиропитательницы». Со времен Петра I забота о детях стала государственным делом.

В 1763 году императрица Екатерина II утвердила проект И.И. Бецкого об устройстве в Москве Воспитательного дома. Это было уникальное для России учреждение, созданное по образцу Западной Европы.
К концу XIX века в Москве все больше женщин стали ходить на работу и им было необходимо, где то оставлять детей, пристраивать их на день. Это и стало основной причиной к открытию детских садов и яслей.
Ясли, организованные попечительством о бедных детях, представляли собой учреждения присмотра за детьми дошкольного, а иногда и школьного возраста.

Грудных детей в ясли отдавали только те женщины, у которых была безысходная нужда. Дети там, в основном спали (некоторые няни давали малышам снотворные средства), а дома вечером и ночью бодрствовали, не давая отдохнуть матерям.
Так, например, ясли Басманного попечительства, существовавшие с 1895 года, объединяли около 100 детей от 3—4 до 7—8 лет.
Дети обеспечивались питанием и уходом, никаких занятий с детьми, как правило, не проводилось: использовались свободные игры, рассказывание, но чаще всего «дети сами баловались и играли». В таком виде ясли просуществовали до 1918 года.
Кроме яслей, открывались также ясли-приюты, куда также принимались дети бедных родителей и наемных работниц в возрасте от 3 до 10 лет. Они находились в них с 6 утра до 7—8 часов вечера. Со старшими детьми проводились занятия по обучению грамоте, рукоделию, обязательным было изучение Закона Божьего, а с детьми дошкольного возраста проводились ручные работы, пение, подвижные игры, рисование, рассматривание картинок, беседы.
К началу XX века в Москве было 36 яслей-приютов с числом детей 848, количество их увеличивалось, а затем они разделились на ясли и приюты, пополнив сеть этих учреждений. К концу 1917 года ясли города обслуживали 436 детей и в 79 приютах воспитывалось 4362 ребенка.

1.1 Архитектурное формирование ясель.

Наиболее существенным фактором, определяющим основы архитектурной композиции зданий детских дошкольных учреждений, является характер взаимосвязи между отдельными группами помещений. По этому признаку здания детских дошкольных учреждений на: здания централизованного типа с внутренней связью между отдельными группами помещений; здания блокированного типа со связью между отдельными группами помещений по отапливаемому переходу; здания павильонного типа со связью через участок или по крытым не отапливаемым переходам. Существует также ряд промежуточных типов зданий, к которым относятся, например, здания галерейного типа со связью между групповыми ячейками и обслуживающими по открытой или остекленной галерее.

Детские дошкольные учреждения могут быть (в зависимости от числа мест) либо одноэтажными – до 150 мест, либо двухэтажными – до 190 мест, либо трехэтажными – до 350 мест.

Здания детских дошкольных учреждений централизованного типа компактны, экономичны, имеют короткие связи между помещениями. С укрупнением зданий детских учреждений и усложнением их общей планировочной структуры все более широкое распространение получают здания блокированного типа, обеспечивающие лучшие условия изоляции детских групповых ячеек и долее удобную связь с игровыми площадками по сравнению со зданиями централизованного типа, но уступающие им в экономичности и компактности. Для детских садов-яслей большой вместимостью чаще всего применяют здания блочного типа, обладающие более высокой планировочной гибкостью. Здания детских учреждений павильонного типа применяют в районах с жарким климатом, где отдельные блоки-павильоны могут быть связаны между собой открытыми галереями или дорожками. Павильонный тип обеспечивает хорошую изоляцию помещений групп и административно-хозяйственного блока, позволяет активно использовать крутой рельеф, территории с высокой сейсмичностью.

Значительное влияние на композицию здания и его градостроительную маневренность (возможность использования на различно ориентированных участках) оказывает характер взаимной ориентации основных детских помещений. В соответствии с этим признаком здания детских учреждений подразделяют на следующие типы: с ориентацией основных детских помещений на одну сторону горизонта; с ориентацией детских помещений на три стороны; с ориентацией каждого детского помещения на две противоположные стороны; с детскими помещениями, имеющими верхний свет.

Существенным фактором, влияющим на композицию зданий детских дошкольных учреждений, является этажность. Как правило, они проектируются одно- или двух этажными.

В результате взаимодействия рассмотренных выше факторов складывается архитектурная композиция зданий детских дошкольных учреждений. При этом надо иметь в виду, что:

· архитектурно-художественная выразительность зданий как объектов массового строительства должна создаваться простыми и экономическими средствами: хорошими пропорциями здания и его отдельных частей, группировкой окон, крупными остекленными поверхностями веранд и другими элементами, органически присущими зданиям детских учреждений, а также правдивым выражением конструкций, системы разрезки крупнопанельных стен, умелым использованием фактуры и цвете строительных изделий и материалов;

· здания, как правило, должны размещаться в виде свободно стоящего объема на территории озелененного участка внутри жилого микрорайона, а отсюда – характерная равнозначимость фасадов здания, необходимость строить его композицию с учетом окружения рядовой жилой застройкой.

При проектировании зданий детских дошкольных учреждений нужно использовать такие средства художественной выразительности, как входы в здания, открытые террасы, навесы, тенты, перголы, приспособления для вертикального озеленения, ящики для цветов, малые формы, а также художественную роспись, фигурную кладку, различные виды мозаики и стилизованные изображения из гнутого железа, декоративную скульптуры и т. д. Все это оживляет архитектуру зданий и способствует эстетическому воспитанию детей.

Глава 2. Требования к проектированию ясель на современном этапе.

2.1 Проектирование ясель.

Архитектурно-композиционное решение зданий детских яслей-садов должно соответствовать местоположению и градостроительному значению их в системе застройки населенного пункта.

Объемно-планировочное решение зданий детских яслей-садов следует принимать с учетом климатических и других местных условий, а также особенностей их функционального назначения.

При проектировании детских яслей-садов в нескольких корпусах между корпусами, как правило, следует предусматривать отапливаемые переходы. Неотапливаемые переходы и галереи между корпусами допускается предусматривать только в IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

Корпуса детских яслей-садов в IV климатическом районе или на участках со сложным рельефом в III и IV климатических районах допускается проектировать без переходов между ними.

Комплексы детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует проектировать в виде отдельных корпусов с помещениями не более чем на 8 групп в каждом и административно-хозяйственного корпуса для обслуживания всего комплекса.

Примечания. 1. Общее количество мест во всех корпусах, соединенных между собой переходами, должно быть не более 320.

2. Проектирование детских яслей-садов в зданиях иного назначения не допускается.

Здания детских яслей-садов следует проектировать высотой не более двух этажей, а здания детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период, как правило, - одноэтажными.

Примечание. На земельных участках со сложным рельефом здания детских яслей-садов допускается проектировать трехэтажными при условии устройства непосредственных выходов из 1-го и 2-го этажей этого здания на уровне планировочной отметки земли.

 

Состав и площади помещений детских яслей-садов, проектируемых для городов и поселков городского типа, следует принимать согласно Приложениям 2, 3 и 4.

Состав и площади помещений детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период, проектируемых для сельских населенных пунктов, следует принимать согласно Приложению 5. Увеличение количества мест в дневных группах следует осуществлять за счет использования спален-веранд. При круглосуточном пребывании детей спальни-веранды используются по прямому назначению.

В существующих зданиях детских яслей-садов, находящихся в III и IV климатических районах, увеличение количества мест на летний период следует предусматривать за счет дополнительного строительства летних павильонов. Летние павильоны следует предусматривать на 1 - 2 группы одноэтажными неотапливаемыми.

Высоту надземных этажей зданий детских яслей-садов следует принимать 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа).

Примечания. 1. При проектировании зданий детских яслей-садов для строительства в I, II и III климатических районах из элементов, предназначенных для полносборных жилых домов, высоту этажей следует принимать 2,7 - 2,8 м (в зависимости от конструкции жилых домов), при этом площади групповых и игральных-столовых надлежит увеличивать на 20%.

2. Высоту крытых переходов и галерей (от пола до потолка) следует принимать 2,2 м.

Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 3.

Таблица 3

Ориентация окон помещений детских яслей-садов

В первых этажах детских яслей-садов следует, как правило, размещать помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, медицинскую комнату, изолятор (комнату для заболевших детей), комнату заведующего и хозяйственные помещения. Из изолятора следует предусматривать, как правило, отдельный выход наружу.

Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже при условии устройства самостоятельного выхода наружу и обеспечения внутренней связи с другими помещениями.

Под окнами помещений групповых, игральных-столовых, спален и спален-веранд располагать окна кухни, стиральной разборочной и туалетных не допускается.

Вход в каждую групповую ячейку ясельного возраста должен предусматриваться отдельным. Допускается устройство общего входа в две групповые ячейки ясельного возраста при расположении их на втором этаже.

Для детей дошкольного возраста следует предусматривать общий вход не более чем на три групповые ячейки; в корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на четыре групповые ячейки дошкольного возраста.

Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

Вход в административные помещения допускается объединять со входом в одну из групповых ячеек детей дошкольного возраста.

В зданиях детских яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях, проектируемых для IV климатического района, из пищеблока и стиральной-разборочной, как правило, следует проектировать отдельные выходы наружу.

Наружные входы в здания, проектируемые для IВ, IД климатических подрайонов, II и III климатических районов, должны быть с двойными тамбурами. В зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, входы следует предусматривать с тройными тамбурами, а в зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района, - с одним тамбуром или без тамбура, в зависимости от местных условий. Глубина тамбура должна быть не менее 1,6 м.

Помещения каждой групповой ячейки следует проектировать изолированными от помещений других групповых ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь между групповыми ячейками с медицинскими помещениями, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, а также с административно-хозяйственными помещениями.

Примечание. Корпуса для детей ясельного возраста в комплексах яслей-садов на 560 и 640 мест допускается проектировать без внутренней связи между групповыми ячейками.

Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения:

а) в групповых ячейках ясельного возраста - игральная-столовая с приемной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной;

б) в групповых ячейках дошкольного возраста - групповая с раздевальной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной.

Допускается связь спальни-веранды или спальни с туалетной и раздевальной с туалетной.

Примечания. 1. Между спальней-верандой (или спальней) и игральной-столовой или приемной допускается предусматривать остекленную перегородку.

2. Между групповой и спальней-верандой (или спальней) допускается предусматривать трудносгораемую или несгораемую раздвижную перегородку.

В групповых ячейках детей младшего ясельного возраста приемную следует разделять оборудованием на две части: для раздевания детей и для кормления детей матерями. Спальню-веранду следует разделять остекленной перегородкой.

В детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период приемные и раздевальные, а также туалетные следует проектировать с учетом использования их в летнее время двумя группами; кроватные и буфетные допускается проектировать смежными и взаимосвязанными с помещениями групповых, игральных-столовых и спален-веранд.

Примечание. В зданиях детских яслей-садов на 25 мест с увеличением количества мест на летний период до 50 и яслей-садов на 50 мест с увеличением количества мест на летний период до 95 игральную-столовую ясельных подгрупп следует располагать смежно с приемной, а туалетную и спальню-веранду смежно с игральной-столовой подгруппы с наибольшим количеством мест.

В групповых, игральных-столовых и спальнях-верандах подоконники следует предусматривать на высоте 0,6 м от уровня пола.

В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IА, IБ, IГ климатических подрайонах, следует предусматривать остекленные прогулочные веранды, объединенные для нескольких групп.

Прогулочные веранды допускается проектировать в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго или третьего этажа. Прогулочная веранда должна иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В зданиях детских яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок, а в зданиях, проектируемых для I и II климатических районов, - также места для хранения санок детей дошкольного возраста.

В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, а также в административно-хозяйственном корпусе комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест допускается предусматривать крытые бассейны для обучения детей плаванию.

Размеры ванн бассейнов для обучения детей плаванию следует принимать 3 x 7 м, с глубиной не более 0,8 м. По периметру ванн следует предусматривать борт высотой 0,15 м, шириной 0,3 м и обходные дорожки шириной не более 1,5 м. Поверхность дна ванны и обходной дорожки должна быть нескользкой. Уклон дна ванны (в сторону выпуска воды) следует принимать 0,01. Размещение бассейнов в подвальных этажах не допускается.

Помещения бассейна для обучения детей плаванию следует располагать в следующей последовательности: раздевальная, туалетная, душевая, помещение плавательного бассейна с ванной.

В местах выхода из душевой на обходную дорожку должна предусматриваться проходная ножная ванна размерами, исключающими возможность ее обхода. По направлению движения из душевой ширина ножной ванны должна быть не менее 0,8 м, глубина - 0,1 м.

В детских яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, фотарий следует размещать вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий.

Медицинскую комнату следует размещать смежно с одной из палат изолятора (комнатой для заболевших детей) с устройством между ними, а также и между палатами изолятора, остекленной перегородки. Нижнюю часть остекленной перегородки на высоту 1 - 1,2 м от уровня пола следует предусматривать глухой.

Палаты изолятора должны быть непроходными.

В помещениях детских яслей-садов следует предусматривать, как правило, встроенное или пристроенное оборудование:

в групповых и игральных-столовых - ленточные столы под окнами;

в раздевальных и приемных - шкафы для верхней одежды детей и персонала группы;

в спальнях-верандах и спальнях - шкафы для постельного белья, а в спальнях-верандах для детей дошкольного возраста и встроенные кровати;

в туалетных - хозяйственные шкафы, настенные вешалки для полотенец;

в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий - шкафы и стеллажи для хранения музыкальных инструментов и физкультурного инвентаря, устройства для затемнения окон;

в кладовых и комнатах для хранения белья - стеллажи;

в комнате персонала - шкаф для хранения одежды персонала.

Санитарно-техническое оборудование в детских яслях-садах следует предусматривать согласно табл. 4.

Таблица 4

 Санитарно-техническое оборудование детских яслей-садов

В туалетных для детей старшего ясельного и дошкольного возраста унитазы надлежит устанавливать в открытых кабинах размерами в плане 0,8 x 0,75 м, разделенных экранами высотой 1,2 м (от пола) и не доходящими до пола на 0,15 м.

Наименьшая ширина прохода между лицевой стороной кабин и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть 1,2 м.

Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и девочек.

Кухня с моечной, заготовочная и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками-экранами.

В пищеблоках комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест заготовочную следует размещать в отдельном помещении.

Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов следует размещать в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовые через кухню не допускаются.

Кухни следует проектировать, как правило, с электрическим оборудованием.

Примечания. 1. В газифицированных районах допускается применение газовых плит закрытого типа.

2. В детских яслях-садах до 50 мест (включительно), проектируемых для сельских населенных пунктов, допускается применение кухонных плит на твердом топливе. При этом топка должна выходить в отдельное помещение.

Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной следует располагать смежно.

В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более входы в стиральную-разборочную для сдачи грязного белья и в сушильную-гладильную для получения чистого белья должны быть раздельными.

В административно-хозяйственном корпусе комплекса детских яслей-садов на 560 и 640 мест для сдачи грязного и получения чистого белья следует, как правило, проектировать наружные входы.

Для сдачи грязного белья следует предусматривать шлюз с окном, открывающимся в сторону стиральной-разборочной.

Расположение входа в стиральную-разборочную против входов в помещения групповых ячеек и в пищеблок не допускается.

Ширину административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) следует принимать не менее 2 м.

Ширина коридоров должна быть не менее 1,4 м.

В помещениях групповых и игральных-столовых детских яслей-садов, проектируемых для строительства во всех климатических районах, кроме IА, IБ и IГ климатических подрайонов, следует предусматривать естественное сквозное или угловое проветривание (в IА, IБ и IГ климатических подрайонах непосредственное сквозное проветривание в этих помещениях, а также в спальнях не допускается).

В IV климатическом районе кроме групповых и игральных-столовых следует предусматривать сквозное или угловое проветривание в спальнях-верандах, кухнях, стиральных-разборочных, сушильных-гладильных и туалетных.

Сквозное или угловое проветривание групповых или игральных-столовых допускается:

через спальни-веранды, приемные или раздевальные в IВ, IД климатических подрайонах, II и III климатическом районах;

через спальни-веранды в IV климатическом районе.

Во всех помещениях с пребыванием детей следует предусматривать верхние откидные фрамуги с рычажными приборами не менее чем для 50% окон.

В детских яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха -40 °С и ниже, следует предусматривать окна и балконные двери с тройным остеклением.

В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе южнее 45° северной широты, для помещений с длительным пребыванием детей следует предусматривать солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки, шторы и т.п.).

Примечания. 1. Солнцезащитные устройства допускается предусматривать в помещениях групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах детских яслей-садов, проектируемых для строительства в I, II, III климатических районах.

2. Для солнцезащитных устройств не допускается применять сгораемые полимерные материалы.

 Лестничные клетки, используемые для эвакуации, как правило, должны быть закрытыми и иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь выход наружу через отдельный проход.

Лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией) допускается предусматривать в детских яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов.

В детских яслях-садах, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство открытых лестниц, выходящих непосредственно на участок.

Перила и поручни лестниц в зданиях детских яслей-садов должны отвечать следующим требованиям:

а) высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1,35 м;

б) поручни для детей следует предусматривать у стен лестничной клетки на высоте 0,5 м, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали;

в) поручни для взрослых следует предусматривать на высоте 0,85 м;

г) в ограждении лестниц вертикальные элементы следует располагать с просветами не более 0,1 м; горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Стены и полы помещений детских яслей-садов должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом.

Стены помещений групповых, игральных-столовых, спален-веранд и комнат для музыкальных и гимнастических занятий должны иметь матовую фактуру светлых тонов.

Стены помещений с влажным режимом - в кухне, стиральной-разборочной, сушильной-гладильной и в туалетных - следует облицовывать керамической плиткой на высоту 1,5 м.

Нормируемые величины коэффициента теплоусвоения поверхности полов всех детских помещений, включая туалетные, должны быть не более 10 ккал/м2 x ч x град.

При выборе полимерных материалов для отделки полов в помещениях детских яслей-садов следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР.

При теплотехническом расчете ограждающих конструкций относительную влажность воздуха следует принимать: в кухне и стиральной-разборочной 60 - 70%, в помещениях с пребыванием детей 40 - 55%.

Помещения детских яслей-садов следует проектировать с естественным освещением. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, приемных и раздевальных детских яслей-садов, проектируемых для строительства в IА, IБ и IГ климатических подрайонах, а также в уборных-туалетных детей дошкольного возраста, проектируемых для IВ, IД климатических подрайонов, II и III климатических районов.

Помещения кладовых, туалетных для персонала и буфетных допускается проектировать без естественного освещения. 

Наименьшую степень огнестойкости и наибольшую этажность зданий детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 6.

Таблица 6

 

Мансарды в детских яслях-садах не допускаются.

В двухэтажных зданиях детских яслей-садов II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа допускается использование наружных пожарных лестниц.

Примечание. Угол наклона пожарных лестниц должен быть не более 45°, ширина не менее 0,7 м. Ступени следует проектировать шириной не менее 0,2 м, а проступи - сплошными (не прутковыми).

Здания детских яслей-садов следует оборудовать системами центрального водяного отопления и вентиляции.

Теплоснабжение зданий детских яслей-садов следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или местных котельных.

Для зданий детских яслей-садов допускается проектирование встроенных котельных только для теплоснабжения этих зданий. Ограждающие конструкции встроенных котельных должны иметь предел огнестойкости не менее одного часа.

Примечание. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях детских яслей-садов с количеством мест не более 50 допускается предусматривать печное отопление.

 

В качестве нагревательных приборов следует принимать радиаторы, конвекторы с кожухами и трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

В помещениях пребывания детей нагревательные приборы с острыми углами должны быть ограждены.

В помещениях групповых и игральных-столовых, размещаемых на первом этаже, температуру поверхности пола в зимний период года следует поддерживать равной 22 °C.

Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 7.

Температуру поверхности пола обходных дорожек в бассейнах для обучения детей плаванию в зданиях детских яслей-садов следует принимать не менее 26 и не более 30 °C.

Помещения изолятора должны обслуживаться отдельными вытяжными каналами.

Нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей, в приемных и раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения.

Бассейны для обучения детей плаванию должны быть проточными. Температура воды в бассейне должна быть не менее 29 и не более 35 °C, скорость выхода воды из подающих отверстий 2 - 3 м/сек; расчетная скорость входа воды в отводящие отверстия - 0,4 - 0,5 м/сек.

Количество подаваемой в бассейны воды следует принимать не менее 20% объема ванны.

Отводные трубопроводы бассейнов должны присоединяться к канализационным сетям с разрывом струи 0,02 м.

Здания детских яслей-садов вместимостью до 50 мест в неканализованных районах допускается проектировать без внутренней канализации.

Высоту установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта прибора, следует принимать:

а) умывальников для детей ясельного возраста - 0,4 м;

б) умывальников для детей дошкольного возраста - 0,5 м;

в) ванн на постаментах - 0,9 м;

г) глубокого душевого поддона для детей среднего и старшего ясельного возраста - 0,9 м (высота расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,5 м);

д) мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста - 0,3 м (высота расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,6 м).

Примечание. Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Детские ясли-сады по степени надежности электроснабжения относятся ко 2-й категории.

Электроснабжение детских яслей-садов следует осуществлять, как правило, кабельными линиями, при этом на вводно-распределительном устройстве должно быть предусмотрено взаимное резервирование питающих линий с ручным управлением.

Электропроводка должна быть скрытой. В кухнях, кладовых, туалетных и других подсобных помещениях допускается открытая проводка.

Вводные устройства должны размещаться на первом этаже, как правило, в электрощитовом помещении.

Нормы освещенности помещений детских яслей-садов искусственным светом следует принимать согласно табл. 8.

Таблица 8

Нормы освещенности помещений искусственным светом

В спальнях, спальнях-верандах, комнате заболевших детей и изоляторе следует предусматривать дежурное (ночное) освещение, присоединенное к сети аварийного освещения.

Для дежурного освещения следует применять светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, устанавливаемые при напряжении не более 36 в на высоте 0,3 м от пола, вблизи от входов в помещения.

В групповой и игральной-столовой, в комнатах: медицинской, персонала и канцелярии-бухгалтерии, в кабинете заведующего и методическом кабинете, буфетной, приемной, раздевальной, в изоляторе и коридорах следует предусматривать установку штепсельных розеток для подключения местного освещения и уборочных машин.

В помещениях пребывания детей штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

Аварийное освещение для эвакуации следует предусматривать в групповых, игральных-столовых, приемных, раздевальных, коридорах и лестничных клетках, а также в кухне, стиральной-разборочной и электрощитовой.

В зданиях детских яслей-садов следует предусматривать:

а) радиоточки (радиотрансляционной сети Министерства связи СССР) - в помещениях групповых, игральных-столовых, комнате для музыкальных и гимнастических занятий, медицинской комнате, методическом кабинете, административных помещениях, пищеблоке;

б) телефоны - в кабинете заведующего, медицинской комнате, канцелярии-бухгалтерии;

в) телеантенны или телевизионные кабельные линии для присоединения телевизора - в комнате музыкальных и гимнастических занятий;

г) электрозвонки от входных дверей - в комнате персонала, приемных и раздевальных.

2.2 Эстетические требования к оформлению помещений ясли-садов.

Оформление группы в детском саду ложится, как правило, на плечи воспитателей. Чтобы детям было комфортнее чувствовать себя, необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в помещении была близка к домашней. Кроме того, красиво со вкусом оформленные группы детского сада имеет для детей эстетическое и развивающее значение.

Прежде всего обстановка детского сада должна быть уютной, эстетичной и безопасной.  Эстетика оформления групповых помещений помогает комфортному самоощущению детей, и оказывают влияние на их эстетическое воспитание. Детям не нужен дорогой декор, декоративные водопады, световые панно. Гораздо важнее для них, чтобы помещение украшали любимые картинки, предметы, их собственные подделки, рисунки, - они обладают субъективной значимостью для детей и делают помещение родным и привлекательным.

Необходимо создать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детский сад. Вестибюль,  коридоры, лестничные пролеты должны быть хорошо освещены, они могут быть украшены цветами, зеркалами, картинами, рисунками детей, различными подделками детей и родителей.. Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены с учетом особенностей детского восприятия.

Напольные покрытия, окраска и фактура полов в детских комнатах должна соответствовать строгим нормам безопасности и ГОСТам, касающимся детского здоровья.  Создать хорошее настроение  помогает световое оформление помещений. Цвет оказывает значительное влияние на эмоциональное, физическое состояние, работоспособность. В оформлении цветового пространства участвует не только цвет, но и фактура стен, пола, штор, мебели. Отделка помещений не должна быть чрезмерно яркой и броской, она должна стимулировать деятельность, а не подавлять ее.

Раздевальная комната, должна быть  уютной и информативной для детей и родителей

Для ее отделки рекомендуются теплые кремовые, оранжевые тона, коралловые, теплые желтые акценты. Шкафчики или полочки для одежды могут, оформляются картинками индивидуальные для каждого ребенка. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (меню, распорядок дня, циклограмма,  контактные данные ДОУ и воспитателей). Специальное место отводится для демонстрации детских работ.

Основное время дети проводят в группе. Цветовое решение группового помещения и его освещения должны быть тщательно продуманы. В окраске стен рекомендуется использование мягких оттенков персикового, абрикосового, оранжевого, розового цветов.

Комната должна быть хорошо освещена, но в то же время иметь возможность приглушения света.  Наличие ламп тепло-белого спектра излучения создают атмосферу домашнего уюта. Не следует разрисовывать стены пейзажами, картинами из сказок. Эти картины быстро надоедают, утомляют, а убрать их слишком сложно. Украшения на стенах должны быть сменяемыми и понятными для дошкольников. В помещениях группы должно оставаться свободное пространство, которое необходимо для совместной деятельности детей и для визуального комфорта. Перегруженное, заставленное пространство не только резко ограничивает активность детей, но и создает ощущение тесноты, замкнутости, которое подавляет эмоциональное состояние детей.

В спальне должна быть спокойная обстановка, преобладать пастельные тона. Посторонних предметов, занимающих внимание детей и загромождающих помещение, не должно быть вовсе. Плотные шторы, закрывающие помещение от яркого дневного света,  и уличного шума, способствует отходу детей ко сну.

Таким образом, при оформлении помещения необходимо ориентироваться на:

Единство стиля в оформлении помещения

Соответствие обстановки помещения его назначению

Возможность варьирования освещения для разных задач

Гармоничность цветового решения

Использование декоративных элементов

Сохранение свободного пространства, « воздуха» в помещении.

2.3 Предметно-развивающая среда ясель.

Предметно - развивающая, игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Уголок по развитию речи

Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.

Уголок спорта

Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая, коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия), палка гимнастическая, мячи, корзина для метания мечей, обручи, скакалка, кегли, кубы, скамейка, шнур длинный и короткий, мешочки с грузом (150-200 гр.), ленты, флажки.

Уголок по изодеятельности

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки

Уголок конструирования

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых), строительные наборы с деталями разных форм и размеров, мягкие модули, коробки большие и маленькие, ящички, бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками, маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы, инструменты: ножницы с тупыми концами, кисть, клей.

Театр

Оборудование и материалы: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.), театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации), театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы

Книжный уголок

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

Уголок природы

Оборудование и материалы: комнатные растения, с широкими плотными листьями, лейка, палочки для рыхления почвы

Уголок сюжетно-ролевых игр

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», моряков, водителей, куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см), куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, кукольные коляски, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.), одежда для ряжения.

Уголок дидактических игр

Музыкальный уголок

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки), музыкальные дидактические игры.

Уголок ПДД

Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных

Уголок уединения

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, поиграть игрушками

Раздевалка и стендовые материалы в раздевалке

Оборудование и материалы: шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками ), скамейки, «алгоритм» процесса одевания, стенды для родителей, постоянно обновляющаяся выставка работ детей, информация, рекомендации родителям по организации досуга детей.

Заключение.

Проектирование ясли-садов - довольно сложный процесс, который должен разрабатываться в содружестве нескольких специалистов. Разработкой развивающих детских центров должны заниматься профессиональные архитекторы и дизайнеры. Общее развитие детей зависит непосредственно от окружающей обстановки, которая может воздействовать на него как позитивно, так и негативно.

Здоровое поколение детей в нашей стране зависит непосредственно от их окружения. Для того, чтобы страна развивалась, имела качественный резерв и потенциал, необходимо создавать условия для будущих творцов нашей истории - детей.

Список литературы

1. Строительные нормы и правила СНиП 11-64-80. Детские дошкольные учреждения.

2. СНиП II-Л.3-71 Детские ясли-сады. Нормы проектирования

3. Проектирование ясель. https://www.bestreferat.ru/referat-91303.html

4. Эстетика оформления ясель. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/18/estetika-oformleniya-detskogo-sada

5. Развивающая предметно-пространственная среда. https://megaobuchalka.ru/5/6157.html

Просмотров работы: 8