ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Саданова Д.А. 1, Саданова В.Н. 2
1МАДИ
2НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Водитель автомобильного транспорта – одна из самых массовых профессий. Его работа, по сути, сводится к функциям оператора: получение и обработка информации, принятие решений и их исполнение. Повышенные требования предъявляются к сенсорным, моторным, интеллектуальным, психологическим качествам человека. В процессе выполнения работы на водителя воздействуют высокое нервно-эмоциональное напряжение, монотонность, переутомление, относительно небольшая двигательная активность. На состояние здоровья и работоспособность, а, следовательно, и на надежность водителя, как основного звена в системе человек–автомобиль–дорога, непосредственное влияние оказывают условия труда. Неблагоприятные факторы производственной среды наряду с техническими могут служить причиной несчастных случаев и аварий на дорогах. По данным мировой статистики, основная причина 90 % дорожно-транспортных происшествий – это, прежде всего невнимательность водителя.

Основной целью нашей работы является установление влияния психофизиологического и физического состояния водителя на безопасность дорожного движения. Основными задачами являются изучение психофизиологических особенностей профессиональной деятельности водителя. Также определение уровней влияния психофизиологических качеств водителя на безопасность дорожного движения. Выявление причин возникновения ДТП при неудовлетворительном физическом и психофизиологическом состоянии водителя. А так же определение профилактических мер предупреждения возникновения ДТП.

При проведении анализа ДТП за 11 месяцев 2020 года было определено, что 75 % из них произошло из-за утомления водителей.

Всего ДТП за весь период 2020 произошло 131 776 дорожно-транспортных происшествий, где 14 587 погибло, и 133 285 человека было ранено [4]. Основными причинами ДТП в России при подробном изучении статистики являются следующие ситуации (рис. 1).

Рисунок 1 – Основные причины ДТП в России.

Разумеется, такие данные являются ужасными, учитывая, что из года в год они оказываются приблизительно в одних же и те интервалах. Тем более, в первую очередь страдают люди, а потом уже транспортные средства. Основные причины это невнимательность, алкогольное и наркотическое опьянение, невежливое поведение самих водителей транспортных средств. В тоже время на точность восприятия водителя влияют такие факторы как освещенность, способность к цветоразличению, способность зрительного восприятия скорости наличие хорошего глазомера, умение точно оценивать временные интервалы

С другой точки зрения можно рассмотреть взаимодействие в системе человек – автомобиль - дорога, то получим следующие показатели: 57 % ДТП происходят из-за ошибки человека; 27 % – из-за проблем взаимодействия человека и дороги; а 6 % – из-за проблем взаимодействия человека и автомобиля. Основные причины этих явлений обусловлены загрязнением воздуха кабины отработавшими газами, шумом, напряженностью труда, вибрацией, неблагоприятным микроклиматом – жарой или холодом. К числу самых неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте водителей относится шум. Допустимые уровни шума регламентируются ГОСТ Р 51616–2000. Анализ спектра шумов автомобилей позволяет считать их низкочастотными с выраженным инфразвуком. Уровень звукового давления на водителей превышает предельно допустимые значения в диапазоне низких и средних частот, а именно это следующие показатели 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью. Так под воздействием шума снижается восприимчивость органов слуха, таких как скорость и точность сенсомоторных реакций, особенно сложно координированных действий, увеличивается латентный период зрительно-моторных реакций.

Тяжесть и напряженность труда водителей увеличивает вибрация, которая возникает при движении транспортных средств [1]. При вибродиагностике и оценке степени дискомфорта во внимание принимается силовое возбуждение автомобиля (работа двигателя, карданного вала и других элементов трансмиссии и т. п.) и кинематическое возбуждение, связанное с его движением при контакте колес с дорожным покрытием. В последние годы приняты ГОСТы, по которым оценивается общая и локальная вибрация (1; 2) транспортных средств. Под общей вибрацией понимается вибрация на сиденье водителя и пассажира и у их ног, а локальная - на рычагах управления. По мнению Э.З. Муллакаева и А.Х. Уразаева, водители транспортных средств ощущают вибрацию, начиная с 65 дБ, но при значении более 80 дБ у них возникает дискомфорт [3].

В тоже время безопасность движения автомобиля в значительной степени зависит и от состояния микроклимата в салоне автомобиля, который обеспечивается эффективностью и уровнем автоматизации климатических установок, таких как системы отопления, вентиляции и кондиционирования. ГОСТ 50993–96 содержит основные требования к эффективности и безопасности данных систем [2]. Так микроклимат в салоне автомобиля имеет немалое значение как с точки зрения безопасности, ведь чистые стекла повышают обзорность с места водителя, а оптимальная влажность и температура помогают водителю продолжительнее сохранять работоспособность. Особенно это касается водителей, которые управляют средствами повышенной опасности. Усталость, невнимательность, раздражительность или апатия – всё это отрицательно сказывается на работоспособности водителя и на безопасности движения [3]. Безусловно, важным параметром является поступление кислорода. Пониженное содержание кислорода приводит к сонливости и апатии, быстрее наступает утомление.

Первое время обходились просто. Для вентиляции достаточно было приоткрыть лобовое стекло или опустить боковые стекла.

Затем появились боковые поворотные стекла, часто треугольной формы, которые устанавливались в передних (иногда и в задних) дверях. Эти поворотные стекла или форточки («ветровички»), долгое время присутствовали на большинстве автомобилей. Недостатком подобных «ветровичков» несомненно, были сквозняки от притока холодного (неподогретого) воздуха, кроме того, влажный воздух из салона удалялся медленно.

Для решения задачи достаточного поступления кислорода и удаления влажного воздуха конструкторы автомобилей изменили схему вентиляции с приточной на проточную. При внедрении проточной системы вентиляции была ликвидирована проблема сквозняков. Были убраны поворотные форточки («ветровички»), что положительно сказалось на вентиляции и на обзорности с места водителя.

Другой важной составляющей микроклимата является температура внутри салона автомобиля. При недостаточно высокой температуре водитель и пассажиры мёрзнут, а при повышенной температуре быстрее утомляются, особенно зимой в тёплой одежде [6].

Для решения задачи поддержания заданной температуры в салоне автомобиля в тёплое время года стали использовать воздушные кондиционеры. Однако без системы автоматики воздушный кондиционер может излишне охлаждать воздух в салоне автомобиля.

Ещё один очень важный параметр микроклимата в автомобиле – это влажность. Влажность не только влияет на общий комфорт поездки, но и сказывается на «запотевании» стёкол автомобиля. Если в автомобиле влажно, то стёкла, особенно боковые и заднее быстро запотеют (а зимой покроются инеем), при этом обдув стёкол помогает сравнительно мало. Те места стекла, куда обдув попадает непосредственно, очищаются, а соседние (слабо обдуваемые) остаются запотевшими. До внедрения на автомобилях климатических установок была тенденция обдувать все необходимые стёкла. Автолюбители ставили вентиляторы для обдува заднего стекла. По этому пути некоторое время шли и автозаводы.

И, наконец, важным параметром микроклимата в автомобиле является загазованность салона. Для борьбы с загазованностью ставят салонные угольные фильтры и газовые анализаторы, которые оперативно переключают климатическую установку в режим рециркуляции при повышенной концентрации вредных веществ за бортом автомобиля. Итак, климатическая установка современного автомобиля обеспечивает следующее (рис. 2).

Рисунок 2 – Показатели работы климатической установки.

Обычно на автомобиль устанавливается простая климатическая установка, более продвинутые автомобили комплектуются двух-, трёх- и четырёх зонными климатическими установками, а так же автономными (стояночными) отопителями или обогревателями [4].

Автономный отопитель салона автомобиля может быть запущен несколькими способами. Его можно включить/выключить непосредственно с панели приборов автомобиля, можно запрограммировать таймер включения/выключения автономного отопителя. Кроме того, многие отопители можно включать и выключать с помощью отдельного пульта дистанционного управления. Расстояние, с которого можно запустить автономный обогреватель салона при помощи пульта дистанционного управления колеблется от нескольких сотен метров до полукилометра и более.

Итак, основными факторами, влияющими на физическое состояние водителей, являются прежде всего загрязнение воздуха кабины отработавшими газами, шум, напряженность труда, вибрация, неблагоприятный микроклимат. Эти показатели в значительной степени влияют на безопасность дорожного движения, поэтому минимизация их воздействия на водителя является очень важной задачей.

В процессе изучения динамики работоспособности, как основного фактора, влияющего на изменения качества управления автомобилем, должны быть разработаны и внедрены основные рекомендации по снижению нервно-эмоционального напряжения водителей, обеспечивающие повышение безопасности движения. Например, следует изучить основные представления по борьбе с усталостью и её профилактикой. А результаты исследований необходимо внедрить в практику изготовления систем безопасности водителей, и не только на импортных, но и на российских автомобилях. Тем более что такие отечественные разработки существуют [3]. Кроме того, водителям еще в автошколах необходимо ознакомится с методами психологической разгрузки [6]. Еще в периоде начального ознакомления с транспортным средством, обучающемуся следует изучить параметры, напрямую влияющие на безопасность водителя. К ним относятся: роль полноценного сна, значимость психологического и физического состояния и выполнение методов психологической разгрузки. Если говорить более подробно о данных методах, то наиболее эффективной профилактической мерой предупреждения возникновения ДТП являются: аутотренинг, физическая активность, зарядка для глаз, массаж биологически активных точек, прием тонизирующих напитков, и эфирных масел (если нет гипертонии и аллергии) и комплексы медитативные упражнения.

Используемые источники.

ГОСТ Р 55855-2013 Автомобильные транспортные средства. Методы измерения и оценки общей вибрации.

ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности (принят в качестве межгосударственного стандарта ГОСТ 30593-97)

ГОСТ Р 53828-2010 Автомобильные транспортные средства. Система обеспечения микроклимата. Технические требования и методы испытаний

Э.З. Муллакаев, А.Х. Уразаев. Транспорт на альтернативном топливе. № 5 (29) октябрь. 2012 г

Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. и др. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001610233 от 5.03.2001. М.: Роспатент. 50 с.

Казин Э.М. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: Владос, 2000. 128 с.

Просмотров работы: 97