СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Крылова Л.В. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Социально-экономические и политические преобразования в России нередко сопровождаются процессом дегуманизации общества, социальной напряженности и нестабильности. В такой ситуации необходимо делать акценты на принципах нравственности, социальной активности и уважении со стороны специалистов, которые будут вносить свой личный вклад в общественно-политическую жизнь общества. К числу таких специалистов можно отнести выпускников высших учебных заведений по социальной работе.
В современных условиях рынка работодатель обращает внимание не только на профессиональные знания, умения, навыки и опыт будущего специалиста, но и на сформированность его личности.
Социальная ответственность является одним из значимых принципов, который помогает учитывать в процессе принятия решений не только интересы индивида, но и ценности общества в целом. Также это позволяет помочь специалисту наладить личную и социальную жизнедеятельность клиента.
Под социальной ответственностью Приступа Е.Н. понимает объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм [1, с. 118].
Трофимова Н.В. дает следующее определение: «Социальная ответственность студента колледжа – это интегративное качество личности, выражающее ее отношение к собственным поступкам и их последствиям, предполагающее усвоение существующих и одобряемых обществом норм и правил социума, присвоение духовно-нравственных ценностей, выполнение непосредственных учебных и профессиональных обязанностей, а также рефлексию результатов своей деятельности» [2, с. 9].
На сегодняшний день волонтерская деятельность студентов высших образовательных учреждений делает воспитание социальной ответственности одним из актуальных направлений педагогической мысли.
Участие студентов в волонтерской деятельности запускало работу новой позитивной доминанты, направленной на преобразование их внутреннего мира, ценностных ориентаций, желания и готовности осуществлять социально-значимую деятельность [3, с. 147].
Правовая основа развития волонтерства в России была заложена в Федеральном законе РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ и Федеральном законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ.
Несмотря на то, что деятельность добровольных организаций регулируется действующими Федеральными законами, волонтерство в высшем учебном заведении слабо ориентировано на саморазвитие человека и не особо популярно среди населения страны.
Расчет показателя средней численности добровольцев отличается, так как Росстат принимает во внимание число тех, кто принимал участие в деятельности организации на постоянной основе, а также в рамках подготовки отдельных мероприятий и акций.
Поэтому согласно их статистическим данным в 2017 году средняя численность добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций составила 2 377 тыс. человек (в 2011 г. - более 1 146 тыс. человек, в 2016 г. – 2 076 тыс. человек), таким образом, рост с 2011 г. составил 48 % [4, с. 9].
Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи учитывает и тех добровольцев, чьи отношения у организации не были оформлены в форме договора.
По их информации в стране в 2017 году насчитывалось около 5,3 млн. волонтеров, где учитывались все участники волонтерских акций и мероприятий, произошедших за год без учета календарного времени, в рамках которого осуществлялась деятельность добровольцев.
По данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», был представлен Доклад о развитии добровольчества в 2019 году, общая численность граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность центрами (сообществами, объединениями) поддержки волонтерства на базе некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, образовательных организаций в России составила около 7,5 млн человек, а это только 16 % россиян, которые считают себя волонтерами [5, с. 2].
Согласно данным заседания рабочей группы по развитию добровольчества в сфере образования в 2019 году всего 12% студентов состоят в региональных волонтерских организациях, что может быть вызвано высокой учебной нагрузкой в процессе образования.
Понятие «доброволец» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В нем отмечается, что добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [6, с. 230].
В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан, содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов и других.
Заинтересованность молодежи в волонтерской деятельности может быть проявлена в образовательных организациях высшего образования, но для этого необходимо вовлекать бакалавров по социальной работе на постоянной основе.
Целостное формирование и развитие системы добровольческого движения предусматривает необходимость разработки образовательных программ различных уровней по подготовке специалистов, участников добровольческого движения на основании педагогического прогнозирования многообразия его организационных форм.
Структурирование базовых умений добровольца позволяет осуществить дифференциацию сложных умений и выстроить логическую взаимосвязь тех навыков, которые он сможет приобрести в процессе оказания работы. Это позволит прогнозировать содержание и технологические этапы для общих и конкретных направлений деятельности добровольческой деятельности, оценить результаты и внести соответствующие корректировки.
Бакалаврам по направлению «Социальная работа» было бы полезно участвовать в реализации проектов для развития своих профессиональных навыков и получения новых знаний. Это позволит обеспечить эффективную работу с детско-подростковой аудиторией, развить универсальные социально и профессионально значимые компетенции у будущих специалистов, привлечь их к совместной работе и помочь самореализации личности студента.
Для оценки и необходимой корректировки волонтерской деятельности рекомендуется использовать методы рефлексии и саморефлексии, а также рекомендуется осуществлять контроль по согласованным с волонтером задачам и их срокам, проводить общие информационные и отчетные собрания[7, с. 27]. Однако следует помнить, что слишком жесткий ежедневный контроль и применение санкций по отношению к волонтеру недопустимы.
Добровольчество играет важную роль в социально-экономическом развитии государства, мобилизует общественные инициативы и ориентирует их на решение проблем социума, поэтому включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности является актуальной задачей на уровне государства. Необходимо способствовать объединению людей, их воспитанию, повышению гражданской активности и сознательности путем разработки программ подготовки волонтеров по направлению «социальная работа».
Таким образом, социальная ответственность бакалавра по социальной работе выражается в отношении к собственным поступкам и их последствиям, предполагает изучение и выполнение существующих и одобряемых обществом норм и правил социума, присвоение ею духовно-нравственных ценностей современного общества, выполнение непосредственных учебных и социальных обязанностей, а также рефлексию результатов своей деятельности.  
Список используемой литературы:

Приступа Е. Н. Теория социальной работы : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015. 415 с.

Трофимова Н. В. Воспитание социальной ответственности студентов колледжа в волонтерской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук Воронеж, 2018. 24 с.

Екимова, С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 26 с.

Доклад о развитии добровольничества в 2019 году // economy.gov.ru. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/dokumenty/doklad_o_razvitii_dobrovolchestva_v_rossiyskoy_federacii_v_2019_godu.html (дата обращения: 13.11.2020)

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон Российской федерации от 11.08.1995г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 24.12.2020)

Социальная работа : учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др. ; под ред. Н.Ф. Басова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Дашков и К°, 2018. 352 с.

Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества / Д. Ю. Алексеевских, А. А. Бикбулатова, Е. В. Крутицкая [и др.]. М.: Издательство РГСУ, 2018. 102 с.

Просмотров работы: 24