ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Замышляева О.О. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовое поведение граждан – один из важнейших показателей активности населения в области финансов, показателей, позволяющих понять, насколько граждане готовы распоряжаться собственными средствами. Финансовое поведение своего рода экономическое поведение, включающее в себя огромное разнообразие действий, таких как: привлечение финансовых ресурсов за счёт получения кредита, уплата налогов и иных обязательных платежей, потребление финансовых ресурсов посредством приобретения имущества, открытие вкладов в кредитных организациях, страхование.

Актуальность изучения финансового поведения граждан России возросла в связи с серьезным изменением финансовой ситуации в результате пандемии коронавируса, оказавшей значительное отрицательное влияние не только на отдельные финансовые рынки, но и на мировые рынки в целом.

Коронавирус впервые был выявлен в небольшой провинции Ухань в Китае и начал быстро распространяться в пределах страны, а затем и по всему миру, включая и Россию.

В результате, граждан России, как и граждан других стран, настигает чреда ограничительных мер и изоляции, что значительно сказывается как на доходах граждан, так и на их финансовом поведении. С приходом самоизоляции, с массовым закрытием предприятий и переводом сотрудников на удалённую работу становится ясно: потребительский рынок уже не будет прежним, а потребности и предпочтения граждан существенно изменятся.

В значительной мере закредитованные, не отличающиеся высоким уровнем финансовой грамотности граждане России были вынуждены изменить стратегию финансового поведения в условиях кризиса: сократить траты и покупать товары длительного и многоразового пользования, часто низкого качества.

В период пандемии коронавируса и действия ограничительных мер резко снизился спрос на недвижимость, в результате чего многие строительные компании испытывают серьезные трудности: 52% застройщиков говорят об увеличении кредитной нагрузки, налоговая нагрузка занимает второе место в структуре стоимости квадратного метра жилья. Отрасль переживает тяжелейший шок, как со стороны строительных компаний, так и со стороны потенциальных покупателей. Первые отмечают снижение показателей, получая прибыль в размере 89% и выручку в размере 92%, говорят об ухудшении положения дел, а вторые не имеют достаточных финансовых ресурсов для приобретения недвижимого имущества, скептически относятся к большим покупкам ввиду ограниченного бюджета в условиях кризиса. В период самоизоляции рынок крупных товаров практически замер. Однако уже к концу лета 2020 года россияне словно вырываются «на волю», демонстрируют расточительность и готовность к приобретению целого ряда товаров. В августе 2020 года мэрия Москвы уведомляет о динамике потребительского спроса в сфере имущественно-земельных отношений, отмечает абсолютный рекорд в показателях в июле – 30 миллиардов рублей ежедневной выручки, что на 7% выше аналогичного периода прошлого года.

Авторы исследования «Новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19» приходят к выводу, что финансовое состояние граждан в период пандемии коронавируса отправляет предметы роскоши и сферы услуг в список аутсайдеров потребительского рынка. Международный эксперт по анализу глобальных рынков Скотт Маккензи отмечает большой спрос на товары, необходимые в быту, спрос на товары с выгодным предложением со скидками и бонусами. Люди ограничивают приобретение товаров не первой необходимости, их действия рациональны. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, россияне реже покупают товары на кассах магазинов, а число импульсивных покупок сократилось почти на 60%.

Кроме того, растут траты населения в формате онлайн: доля россиян, заказывающих товары онлайн, превысила в 2020 году 40%. Около 60% опрошенных называют в качестве преимущества покупок онлайн возможность сравнивать цены и покупать товары значительно дешевле, чем в обычном магазине. Существует возможность изучать отзывы других людей, совершать покупки из любой точки планеты и не тратить силы и время на поездки по магазинам.

Пандемия коронавируса оказала значительное влияние и на кредитование граждан. Согласно статистике Росстата, за февраль 2020 года объём кредитования составил 1 172 619 млн. руб., за март – 1 399 080 млн. руб., за апрель – 754 978 млн. руб. Значительно уменьшение объёма кредитования приходится на апрель 2020 года, когда граждане находились на самоизоляции. Уже в июне 2020 года объём кредитования достиг 1 156 254 млн. руб., что говорит о возвращении объёма кредитования на прежний уровень. В ноябре 2020 года сумма кредитования граждан составила 1 564 441 млн. руб., то есть статистика вернулась в прежнее состояние. Подобно явлению «отложенного спроса», которое произошло летом 2020 года, когда, накопив энергию и финансы, граждане отправились приобретать массу товаров, кредитование также сначала претерпело снижение своего объёма, а затем достигло прежних, а в последующем больших объёмов. Снижение объёма спроса на кредиты закономерно и понятно: начавшаяся полоса самоизоляции заставила население уменьшить расходы в связи с уменьшением доходов и направить сбережения на покупку необходимых и незаменимых товаров, кредит в это время – крайне обременяющая и тяжёлая ноша.

Таким образом, можно сделать вывод о рациональности использования финансовых ресурсов гражданами РФ в период пандемии коронавируса: нехватка средств и необходимость экономить заставили людей уменьшить объём кредитования, а все средства направлять на самые необходимые товары.

ЛИТЕРАТУРА

Данные о влиянии кризиса 2020 г. на строительные компании. [Электронный ресурс] // URL: https://finance.rambler.ru/realty/44248043-krizis-2020-g-zatronul-vse-stroitelnye-kompanii/ (дата обращения: 01.02.2021).

Данные о мерах борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в России. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20210131/koronavirus-1595128532.html (дата обращения: 29.01.2021).

Данные об изменении пандемией потребительского рынка и её влиянии на моду. [Электронный ресурс] // URL: https://news.rambler.ru/sociology/45128513-kak-pandemiya-izmenila-potrebitelskiy-rynok-i-povliyala-na-modu/ (дата обращения: 31.01.2021).

Данные опроса об изменении образа жизни россиян в период пандемии. [Электронный ресурс] // URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20200512/305799437.html (дата обращения: 28.01.2021).

Сведения о размещённых и привлечённых средствах: Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения 30.01.2021).

Просмотров работы: 68