Состояние финансовой среды, уровень развития и качество применяемых инструментов регулирования деятельности субъектов экономики при составлении и принятии бюджета страны, оказывают сильное воздействие на социально-экономическую стабильность любого государства. [1]. Приоритетным для власти, в условиях форс-мажорных обстоятельств, является выбор правильной тактики формирования бюджета и проведения бюджетной политики в целом. Это обусловлено тем, что неправильный выбор действий и установка ложных приоритетов может привести к стагнации и разрушению финансовой системы [2].
Для более детального изучения понятия «Бюджетная политика» необходимо обратиться к определению Дементьева Д.В.: «Бюджетная политика – это совокупность определенных действий со стороны власти, подкрепленных финансовыми интересами всех граждан, с целью повышения уровня жизни и улучшения состояния экономики страны» [3]. В свою очередь необходимо помнить, что бюджетная политика зависит от форс-мажорных обстоятельств, происходящих в мире. Именно поэтому власть должна постоянно совершенствовать и изменять план действий, касающийся финансовой сферы.
Разработка бюджетного устройства для каждой страны выполняется индивидуально. По мнению Золотарева Г.И., Смородинова Н.И., авторов книги «Бюджетная система Российской Федерации»; «Бюджетное устройство – это принцип построения бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, описание состава и структуры бюджета, процедуры формирования и использования бюджетных средств». Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти, обуславливают наличие различающихся видов бюджетных систем. Бюджетная система бывает федеральной, региональной и местной [4].
Важнейшим направлением бюджетной политики является получение и распределение финансов, выполнение обязательств со стороны власти, управление государственным долгом. Высокий уровень жизни населения, развитые мануфактуры, активное финансирование государственных проектов, экономическое благополучие страны – основные показатели верной процедуры бюджетной политики [2].
Государственный бюджет – главный регулятор финансовых потоков в стране, средство аккумулирования финансов, основной инструмент стимулирования экономики и повышения инвестиционной активности [2]. В свою очередь, в каждой стране, составление, рассмотрение, утверждение и исполнение плана, соответствует этапам бюджетного процесса и регламентируется законодательством.
Сущность государственного бюджета в любой стране наиболее полно раскрывается в следующих функциях (рисунок 1) [5]:
Рисунок 1 – Функции государственного бюджета
Для всех стран сущность государственного бюджета остается неизменной, но его качественное содержание зависит от следующих особенностей (рисунок 2) [2]:
Рисунок 2 – Объективные факторы, влияющие на сущность государственного бюджета
Очевидно, что бюджетная политика оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны, и неправильно выбранная властью тактика управления денежными потоками, может привести к краху экономической системы в целом. Рассматривая экономику Норвегии, необходимо уточнить, что это государство в Северной Европе, с численностью населения – 5367580 тысяч человек [6]. По состоянию на начало 2020 года, экономика Норвегии находится на стадии подъема, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире. Это подтверждает рост реального ВВП Норвегии, значение которого показало положительный прирост с 2.2% на начало 2018 года до 2.5% на конец 2019 года и составило 417,63 миллиарда долларов США (рисунок 3) [7].
Рисунок 3 – Рост реального ВВП Норвегии 2018-2019 гг.
Богатство Норвегии во многом основано на выгодном географическом расположении и высоком уровня предпринимательства [8]. В 1960 году геологи открыли колоссальные запасы углеводородов в шельфе Северного и Норвежского моря, вскоре после этого, благосостояние страны резко улучшилось. Завышенные цены на нефть в 1980-1990 гг. побудили правительство отправлять профицит дохода от ее экспорта в специально созданный фонд, который в будущем превратили в крупнейшего мирового инвестора [9].
На конец 2019 года, благодаря разумным вложениям финансов в фонд на протяжении 40 лет, сальдо государственного бюджета Норвегии является положительным [10]. Из-за высокого уровня жизни норвежцев, доля государственного потребления, которая направлена на обеспечение социально-экономической поддержки населения, достаточно мала и составляет лишь 22% от всех владений фонда. Необходимо уточнить, что государственное потребление включает в себя (рисунок 4) [10]:
Рисунок 4– Сфера государственного потребления в Норвегии
В Норвегии власть участвует в решении всех социально-экономических вопросов. В свою очередь, кроме прямого участия и контроля, существует Высший орган финансового контроля – Счетная палата, которая главенствует над деятельностью высшего законодательного органа – Стортингом. Важнейшим его полномочием является вынесение решений о выделении сумм, необходимых для покрытия государственных расходов [12]. Например, в Норвегии, согласно данным на конец 2019 бюджетного года было распределено (из средств, выделенных на государственное потребление): 39% – на социальное обеспечение и жилищное строительство, 13% – на образование, 14% – на здравоохранение [13].
Однако Бюджетная политика Норвегии заострена не на расходах, а на увеличении доходов от акций. На 2020 год суммарный счет фонда составляет 1 трлн. долларов США [14]. Основой дохода, благодаря которой преумножается бюджет, является прибыль с продажи нефти, от акций и налоги. Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии, а доля доходов от экспорта нефти и газа составляет 45% всего дохода страны. Нефть стала достоянием народа, как и все природные ресурсы территории. Постепенно Норвегия стала превращаться в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов США. За 30 лет существования Фонда Всеобщего Благоденствия (сейчас Пенсионный фонд Норвегия) и продажи нефти суммарный доход страны составил 454, 4 млрд. долларов [15]. В остальном фонд лишь преумножает свои доходы благодаря грамотному инвестированию в акции. Норвегия не только активно продает нефть, но и инвестирует в нефтяные компании, тем самым умножая свой доход в два раза. Фонд включает акции таких компаний, как Shell (2,1 %), ExxonMobil (0,8 %) и BP (1,6 %). Суммарно инвестиции достигают 40 миллиардов долларов [9]. Так же Фонд Норвегия активно инвестирует в государственные бумаги развитых стран: 50-60% в Европу, 20-40% в США, 10-30% в Азию и Океанию. По итогам 2019 года, дивиденды по этим ценным бумагам и проценты по вкладам превысили 3 млрд. долларов [16]. Нельзя не уточнить, что значительную часть бюджета составляют налоги. Как известно, Норвегия страна высоких налогов. Например, ставка подоходного налога достигает 38,2% от дохода, а налог с продаж – 25% [15]. В 2019 году суммарное преумножение дохода за счет всех трех факторов составило 23 млрд. долларов США [17].
Говоря о государственном бюджете России, необходимо обратить внимание на основной документ, регламентирующий бюджетную политику РФ – «Бюджетное послание Президента Российской Федерации» [18]. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021-го и 2022-го годов», федеральный бюджет будет сформирован с учетом применения основных «бюджетных правил». Особое внимание при этом уделяется увеличению инвестиционной привлекательности регионов и их бюджетной политике [19], [20]. На 2020 год власть РФ выпустила огромное количество национальных проектов, направленных на улучшение уровня жизни, внедрение инноваций, развитие экономики в целом. Всемирно известно, что Россия является поставщиком нефтегазовой продукции, которая занимает 40,8% на 2019 год от всего ВВП страны. По данным на 6 месяцев 2020 года ВВП РФ составил 48 трлн. 605,8 млрд. рублей [21]. Однако из-за возникшего нефтяного дефицита в 5,8-5,9% ВВП, основной целью национальных проектов РФ стала его стабилизация [17]. Из пояснительной записки правительства к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-го и 2022-го годов», известно, что в планах присутствует прогноз по снижению нефтегазовых доходов бюджета по отношению к ВВП с 7,6% в 2019 году, до 6% ВВП к 2022 году. Это вызвано снижением цен на нефтегазовые носители и сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП. К 2022 году ожидается поступление доходов в федеральный бюджет с нефтегазовых продаж в размере 35% вместо 48% в 2019 году. Драйверами федерального бюджета России к 2022 году должны стать экспортоориентированные отрасли обрабатывающей промышленности: химический комплекс, пищевая промышленность и машиностроение [22].
На 2020 год, структура федерального бюджета состоит из налоговых и неналоговых доходов (таблица 1) [23]:
Таблица 1. Структура бюджета РФ на 2020 год
Налоговый доход |
Неналоговый доход |
Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством. |
1.Доходы от использования имущества находящегося в государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности; 2.Прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 3.Безвозмездные и безвозвратные поступления. |
По данным Министерства Финансов РФ, суммарное поступление неналоговых и налоговых доходов на конец 2019 года составило 19 970 279,7 рублей. Из которых, в свою очередь, безвозмездных поступлений было принято на сумму 67 236,3 тыс. рублей [24]
Расходы федерального бюджета РФ постоянно увеличиваются из-за своей направленности на развитие социальной сферы. Примером этого являются расходы, на здравоохранение, которые по сравнению с 2019 годом, в 2020 году возросли на 50%. Такая динамика была замечена впервые с 2005 года. Приоритетным расходом в федеральном бюджете, согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг.», является содействие достижению национальных целей развития, инструментами которых обозначаются национальные проекты. Начиная с 2020 года, предусмотрено увеличение расходов на цели нацпроектов. В 2020 году запланировано потратить 2 трлн. рублей, а к концу 2022 года – 2,7 трлн. рублей.
Основными направлениями государственных программ 2020 г., финансируемыми из федерального бюджета, являются (рисунок 5):
Рисунок 5 – Основные направления государственных программ 2020 г., финансируемые из федерального бюджета
Немаловажным для федерального бюджета РФ является увеличение его закрытой части. По данным на 2020 год, закрытая часть составляет 3,3 трлн. рублей. Однако в планах к 2022 году, увеличить её до 4,45 трлн. рублей [19].
Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики любого государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Она направлена на улучшение экономического состояния конкретных территорий и повышение уровня жизни. Несмотря на общеизвестную индивидуализацию федерального бюджета отдельных стран, можно предположить, что нововведения бюджетной стратегии Норвегии, улучшат состояние федерального бюджета России. Основа стратегии Пенсионного Фонда Норвегия заключается в постоянном преумножении своих доходов. Норвегия занимается инвестированием в акции иностранных компанией с наивысшим кредитным рейтингом, а также покупкой облигаций развитых зарубежных государств. В ходе этого, Норвегия ежегодно увеличивает свой фонд минимум на 4,5% в год, а дивиденды распределяет на отведенную «Пенсионную программу» и развитие альтернативных источников энергии, не иссушая нефтяные запасы. Важным правилом бюджетной политики, касающимся распределения дивидендов, является то, что лишь 4% от их размера может быть использовано на нужды бюджета страны каждый год. Пока фонд продолжает возвращать более чем 4% годовых и до тех пор, пока доходы от продажи нефти пополняют бюджет, экономика страны будет находиться на стадии подъема. Фонд Национального Благосостояние России основывается на других целях: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. Из-за этого ФНБ не может заниматься преумножением своего капитала, ведь первичной целью является погашение государственного внешнего долга. Как только он уменьшится, Фонд Национального Благосостояния заимеет свободные ресурсы и сможет активно удваивать свой доход, благодаря продаже нефти и инвестированию в нефтяные компании, как это делает в 2020 году Пенсионный Фонд Норвегия. Применяя данную стратегию, Россия сможет увеличить резервы ФНБ и добиться положительного сальдо, при этом, не исчерпывая нефтяные запасы [25], [26].
Подводя итог, необходимо сказать, что бюджетная политика любого государства на федеральном уровне оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны. Грамотно подобранная стратегия управления федеральным бюджетом, направленная на повышение уровня жизни и основных макроэкономических показателей, помогает улучшить будущее страны в целом. Немаловажным является заимствование зарубежного опыта построения структуры бюджетной политики, поскольку это помогает не совершать ошибок, а строить верную стратегию управления бюджетом. Было произведено сравнение двух структур бюджетной политики на федеральном уровне и выявлено, что проекция Пенсионного Фонда Норвегия положительно влияет на развитие Фонда Национального Благосостояния России.
Список использованных источников:
1. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации – [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/937028 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
2. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечение финансовой стабильности –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/929406 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
3. Бюджетная система РФ –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/936101 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
4. Бюджетная система Российской Федерации –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.book.ru/book/934067 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
5. Государственно муниципальные финансы –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.studmed.ru/myslyaeva-in-gosudarstvennye-i-municipalnye-finansy_838a626.html (дата обращения: 01.02.2021 г.)
6. Норвегия –– [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Норвегия (дата обращения: 01.02.2021 г.)
7. International Monetary Fund –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2019/06/11/na061019-norways-strong-momentum-the-ideal-time-to-address-long-term-challenges (дата обращения: 01.02.2021 г.)
8. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Конобеева О.Е., Конобеева Е.Е., Соболева Ю.П. Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 324-330.
9. Как Норвегия накопила Триллион долларов –– [Электронный ресурс] – URL: https://masterok.livejournal.com/4055017.html (дата обращения: 01.02.2021 г.)
10. Государственный бюджет Норвегии: объём, расходы и доходы –– [Электронный ресурс] – URL: https://take-profit.org/statistics/government-budget/norway/ (дата обращения: 01.02.2021 г.)
11. Финансовая система Норвегии –– [Электронный ресурс] – URL: https://studbooks.net/808162/finansy/finansovaya_sistema_norvegii (дата обращения: 01.02.2021 г.)
12. Государственный бюджет Норвегии –– [Электронный ресурс] – URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82_%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
13. Основные доходы и расходы бюджета Норвегии –– [Электронный ресурс] – URL: https://studopedia.ru/5_109374_osnovnie-dohodi-i-rashodi-byudzheta-norvegii.html (дата обращения: 01.02.2021 г.)
14. Нефтяной фонд Норвегии в первом полугодии 2020 года потерял около 18 млрд. евро –– [Электронный ресурс] – URL: https://tass.ru/ekonomika/9225647 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
15. Экономики Норвегии: Статистика онлайн –– [Электронный ресурс] – URL: https://take-profit.org/statistics/countries/norway/ (дата обращения: 01.02.2021 г.)
16. Норвегия. Реальность Норвегии – мечта для России –– [Электронный ресурс] – URL: https://kremlin--pu-livejournal-com.turbopages.org/kremlin-pu.livejournal.com/s/2941043.html (дата обращения: 01.02.2021 г.)
17. Минус 113 млрд. долларов, Фонд Национального Благосостояния Норвегии тает на глазах –– [Электронный ресурс] – URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/04/09/minus-113-mlrd-fond-nacionalnogo-blagosostoyaniya-norvegii-taet-na-glazah (дата обращения: 01.02.2021 г.)
18. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенной-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг. –– [Электронный ресурс] – URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 01.02.2021 г.)
19. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Соболева Ю.П., Белоусова Т.Н. Научные Записки ОрелГИЭТ. 2013. № 1 (7). С. 64-68.
20. СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Соболева Ю.П., Паршутина И.Г., Самородова Е.М. Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 2. С. 90-98.
21. ВВП России по годам: 1991 – 2020 –– [Электронный ресурс] – URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 01.02.2021 г.)
22.Федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. Инфографика –– [Электронный ресурс] – URL: https://aif.ru/money/economy/federalnyy_byudzhet_na_2020_god_i_planovyy_period_2021-2022_gg_infografika (дата обращения: 01.02.2021 г.)
23. Бюджетная политика Российской Федерации –– [Электронный ресурс] – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030426 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
24. Информационное иллюстрированное издание «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год» –– [Электронный ресурс] – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/?id_65=129889-informatsionnoe_illyustrirovannoe_izdanie_ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_201 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
25. Стабфонд Норвегии и России: Сравнение –– [Электронный ресурс] – URL: https://maxpark.com/community/politic/content/3457689 (дата обращения: 01.02.2021 г.)
26. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Петрова Ю.М., Соболева Ю.П. Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36. С. 34-43.