К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вятчинина А.П. 1, Абашина В.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нормативных документах, в частности Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. отмечается, что каждая образовательная организация, в том числе и дошкольная, должны заниматься инновационной деятельностью, так как это является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования РФ [5].

В соответствии с этим, наибольшую актуальность в педагогической практике приобрела проблема готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности. Общество диктует новые правила, прогресс не стоит на месте и, в соответствии с этим, появляются новые формы, методы и технологии обучения и воспитания детей.

Однако, для осуществления данной деятельности у педагогов ДОО должны быть сформированы определённые компетенции, а также мотивационная готовность к поиску и внедрении инноваций в образовательный процесс.

Рассмотрим сущность и содержание понятия «инновационная деятельность». В переводе с латинского "инновация" (in - в, novus - новый) означает изменение, обновление, новинку. М.М. Поташник, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики рассматривают инновацию как процесс. А вот А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова и др. - как новшество.

Проанализировав научные работы педагогов, психологов и нормативные документы, мы пришли к выводу о том, что нет единого утвержденного определения и разведения понятий «новшество», «инновация», «инновационная деятельность». В нашем исследовании мы будем придерживаться определения данных понятий в трактовке Л.О. Кочешкова.

«Новшество», он рассматривает как новый метод, методику, технологию, программу, результат разработок или исследований в какой- либо научной области и т. д., то есть все, что образовательная организация или конкретный педагог может представить как результат своей работы, но ранее не применяемое другими образовательными организациями или педагогами. «Инновацию» или «инновационный процесс» Л.О. Кочешков трактует как целенаправленное изменение, которое вносит в систему (образовательная организация, образовательный процесс, система образовательных отношений и др.) новые элементы (новшества), которые позволяют данной системе перейти из одного качественного состояния в другое, и в результате, приводят ее (систему) к развитию. Автор считает, что такое изменение должно иметь социальную необходимость и значимость, и, соответственно, носить положительный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновации и новшества, являются неотъемлемой частью инновационной деятельности образовательной организации или конкретного педагога.

В.А. Сластенин, Л.С.  Подымова рассматривают инновационную деятельность, как целенаправленный процесс создания, внедрения и распространения новшества, которое должно соответствовать запросам и интересам педагогов и приводить к существенным положительным изменениям образовательной системы в целом [3]. Авторы считают, что данные изменения должны происходить не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Освоение и применение новых технологий, форм и методов в образовательном процессе позволяет выйти на новый уровень взаимодействия педагога и ребенка, что приводит к развитию как обучающегося, так и педагога.

На данном этапе развития общества, инновационная деятельность учеными рассматривается как один из видов деятельности человека; инновационная деятельность в современной образовательной организации - как неотъемлемая часть педагогической деятельности и важнейшая часть образовательного процесса.

Л.М. Курилова считает, что деятельность педагога можно считать инновационной, если она является:

- сознательной (педагог осознает что, как и зачем он делает);

- целенаправленной (ставит перед собой четкую цель и добивается ее достижения);

- мотивированной (понимает, что даст ему, обучающимся и образовательной организации в целом его деятельность);

- активной (принимает участие в мероприятиях различного уровня, которые способствуют его самореализации и повышают уровень его профессионального мастерства;

- продуктивной (преобразует свои знания в практическую деятельность [4].

Одним из компонентов деятельности, в том числе и инновационной является мотивация. Она выступает основным фактором, смыслом деятельности, движущей силой; может быть внутренней и внешней П.М. Якобсон [3]. Внешняя мотивация это все то (премия, поощрение, похвала и т.д.), что может сподвигнуть педагога на изучение и реализацию нового, неизведанного. Внутренняя мотивация это личный интерес и желание педагога сделать что-то новое, интересное для обучающихся и для него самого.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что мотивационная готовность педагога к инновационной деятельности – это совокупность таких показателей, как потребность в профессиональном развитии, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; способность и готовность выбирать адекватные методы и средства организации педагогической деятельности.

Список используемой литературы:

Асхадуллина Н.Н. Мотивационная готовность учителей к инновационной деятельности как условие снижения рисков в процессе внедрения педагогических новшеств / Н.Н. Асхадуллина // Казанский педагогический журнал. – 2015. - №4. – С.79-81.

Баранчеев В.П. Управление инновациями. / В.П. Баранчеев. - М.: Академия, 2014. - 34 с.

Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: диссертация / О.Н. Коптяева. – 2009. – 243 с.

Поляков Л.П., Подгорнова А.А. Мотивационная готовность педагогического коллектива к введению инноваций / Л.П. Поляков, А.А. Подгорнова // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. - №2. – С.28-32.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://base.garant.ru/70291362/ (Дата обращения: 10.12.2020) –Текст: электронный.

Просмотров работы: 7