ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тремасова Ю.И. 1, Матвеева Н.В. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer-to-peer learning) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

От дистанционного и смешанного образования мы переходим к применению новых технологий, к коммуникативным методам и коллективным решениям проблем. Один из таких относительно новых подходов в преподавании и обучении — принцип peer-to-peer.

Peer-to-peer (а также P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) — термин, обозначающий так называемое сетевое обучение.
Сетевым оно называется из-за формирования тесных переплетений и связей во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса. Это такое взаимодействие преподавателя и студентов, при котором все они учат друг друга и учатся — тоже друг у друга.
Разница становится наиболее ощутимой в сравнении с другими знакомыми нам подходами из теории обучения.

Например, дидактика предполагает, что ученики получают знания от педагога, который является локомотивом их обучения: тянет вперед, туда, где брезжит ученья свет. В этом случае преподаватель обладает вдохновляющим и мотивирующим авторитетом.

Андрагогика, чаще находящая применение в ситуации обучения уже взрослых людей: курсы повышения квалификации, переквалификация и пр., — педагогу отводится роль фасилитатора. Часто разницы в возрасте и жизненном опыте между преподавателем и студентами практически нет, а потому педагог воспринимается как равный, только более опытный в отдельной профессиональной сфере. Его задача — упростить получение новых знаний и навыков для своих студентов.

Принцип peer-to-peer ставит преподавателя на ту же позицию, на которой находятся его студенты. В таком обучении нет места наставлениям, приказам и мерам наказания, поскольку студенты на равных с преподавателем проверяют работы друг друга, учатся и учат.

Идеи, положенные в основу принципа peer-to-peer

- Учение — процесс, который протекает в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно случаются изменения и сдвиги основополагающих элементов. Поэтому само учение является неустойчивым и динамичным. Этот процесс не может находиться полностью под контролем одной личности — преподавателя.

- Знание не хранится в голове отдельного человека и не может быть туда передано по каналам передачи (то есть транслировано). Знание находится в сети, и ключевое умение, необходимое для познавательной деятельности в современном мире, — это способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями.

- Познание — это процесс связывания специализированных узлов, источников информации, то есть процесс становления сети, который может поддерживаться извне. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания.

Таким образом, принцип «от равного к равному» утверждает, что роль преподавателя, отведенная только одному человеку, недостаточна и неэффективна, а познание, получаемое в процессе коллективного взаимодействия, гораздо более важно.

Применение принципа peer-to-peer. Принцип «от равного к равному» дает возможность преподавателю расширить формат обучения, распределить учебную нагрузку, сделать процесс обучения эффективным, интересным и все-таки оставить его управляемым.
Какое применение этот принцип может найти в современных реалиях?

В онлайн-обучении он может быть реализован следующим образом:

преподаватель готовит и размещает на цифровой площадке задание;

студент выполняет это задание;

к работе студента открывается совместный доступ для других участников группы с возможность комментирования;

каждый участник группы оставляет свой отзыв, совет (чаще анонимно);

далее с этой обратной связью работает и сам студент, и преподаватель.

Кроме того, принцип peer-to-peer реализуется и тогда, когда студенты делятся на группы и объясняют новый материал друг другу. Во-первых, это не только развивает и упрочняет связи в коллективе, но и способствует более эффективному запоминанию.

Как использовать P2P на вебинарах?

Преподаватель делит студентов на пары и распределяет по сессионным залам.

Дает задание, которое студент выполняет индивидуально.

Студенты обмениваются ответами на задание, проверяют по критериям оценки и дают друг другу обратную связь на задание.

Иначе в отечественной педагогике этот метод называется парная работа со взаимопроверкой.

Взаимная проверка заданий в онлайн-курсах не всегда работает. При добавлении P2P-заданий участники по привычке выбирали более простые механики с быстрой обратной связью.

Три условия, когда P2P работает:

Много людей. Так будет больше шансов, что задание проверят быстро.

Мало проверок. Лучше давать на проверку 1-2, максимум 3 задания. Чем больше — тем дольше ждать ответов.

Мотивированные участники. Задания p2p хорошо подходят, когда нужен обмен опытом, идеями. Например, творческие задания, когда нет правильных ответов, или в задаче есть несколько путей решения.

В итоге объем полученных знаний и навыков у студентов значительно увеличивается в сравнении с классической схемой «один учитель и много студентов». А также оценка в форме комментария (без баллов) принимается студентами как более ценная и полезная.

Список использованных источников

1.Гуреева, Л.В. Коннективистская теория обучения / Л. В. Гуреева, Н. А. Козьмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 695-697.

2.Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с. С. 34.

3. Фрейре Паулу Педагогика угнетенных — М: ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018.

4. Сакоян, А. Пиринговое образование - https://polit.ru/article/2013/06/04/piring/

Просмотров работы: 8