ТИПЫ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТИПЫ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Абулеева А.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [7, с.138]. К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию [3, с.12].

Неблагополучное положение семьи является одной из основных проблем в Российской Федерации. Несмотря на то, что государственная политика направлена на обеспечение достойной жизни граждан, проблема всё же остаётся актуальной на сегодняшний день. Семейное неблагополучие представляет собой комплекс причин различного характера, связанных с нарушением воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [6, с.57].

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [1, с.45].

Термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин «неблагополучная семья». По значению они равносильны.

В ситуацию социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом зоне риска, могут быть как благополучные, так и неблагополучные семьи, характеризующиеся стилем, формами и содержанием семейного воспитания, которое позитивно или негативно влияет на развитие и поведение ребенка.

По данным «Росстат» на 2013 год доля малоимущих составляло 6,6 %, что на 0,2% меньше, чем на 2018 год (6,8%). Так же следует отметить, что процент выявленных случаев жестокого обращения с детьми в 2017 году составил 58,8%, а уже к 2019 году показатели выросли до 98,2%. Число неполных семей за последние годы выросло до 30%, а это более 6 млн. человек. Наличие вредных привычек, в частности алкоголизм, так же приводит к приобретению семьёй статуса неблагополучия. Алкоголизм часто приводит к агрессивности и насилию в семье. Статистика МВД зафиксировала около 50 тыс. пострадавших только в 2015 году. Из них: женщины – 36 тыс.; дети и подростки – 11 тыс.; мужчины – 3 тыс. [5]

Неблагополучная семья - ϶ᴛᴏ такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления:

- психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.),

- физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи),

- социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.) [2,с.45].

Неблагополучие детей в семье может быть разным: напряженная конфликтная атмосфера из-за взаимного негативного отношения родителей друг к другу; холодное отношение к детям - отсутствие элементарной заботы о ребенке со стороны родителей, наличие вредных привычек у родителей, тяжелое материально положение.

Асоциальная семья, пребывающая в зоне риска, представляет значительную опасность для ребенка и может принести ему немало моральных переживаний.

В неблагополучных семьях ослаблен или полностью отсутствует контроль над детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [2, с.27].

Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении) как:

социально-экономическое неблагополучие,

аморальный образ жизни,

зависимость от алкоголя и психоактивных веществ,

деформированность общечеловеческих ценностных ориентации,

неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей,

жестокое отношение к детям и насилие над ними,

пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.

Подобные семьи имеют необходимость в поддержке государства посредством работы с ними специальных служб, а так же центров поддержки семьи и детства. Главной целью таких центров является, обеспечение помощи семьям, которые в ней нуждаются, работая со случаем, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода семьи из социально опасного положения, что способствует предотвращению дальнейших проблем.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

1.Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками - это семьи, где родители страдают алкогольной и/или наркотической зависимостью, ведут себя агрессивно к детям и другим членам семьи, ведут аморальный или паразитический образ жизни, разделяют традиции преступной субкультуры, имеют судимость, имеют склонность к садизму, страдают психическими заболеваниями. Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод или смерть одного или обоих родителей.

2.Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Образ семейных взамоотношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей.

3.Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малоимущие семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей, жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Одной из характеристик данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (дополнительное питание, денежное пособие, социальный пакет и т. п.) Как следствие, в таких семьях часто нарушены законные права и интересы детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие. Очень ярко представлена педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

4.Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни. В данном типе семей родители не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи.

5.Семьи, находящиеся в социально опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты. Зачастую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.

6.Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [4. ,с 56].

Полный спектр рисков в целом можно свести к тому, что в подобных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи. Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают всю ответственность на школу и другие образовательные учреждения, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи.

Работа со всеми типами неблагополучных семей начинается с диагностики причин неблагополучия в семье, ее целей, ценностных ориентаций, особенностей, а также обследования жилищных условий. После такого изучения составляется карта семьи, в которую входят персональные данные родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. После анализа сведений о семье составляется индивидуальная программа работы с ней. Для оказания помощи привлекаются специалисты разных областей. Если предпринятые действия дали положительный результат, семью снимают с социального сопровождения. В противном случае работа продолжается. Большую роль при этом играет отношение самих семей к проводимой с ними социальной работе.

Однако при этом постоянно идет поиск новых форм и методов работы, так как трудности семей чрезвычайно разнообразны и переменчивы, а их желание получить помощь очень противоречиво (от полного отказа от необходимой и предусмотренной законом помощи до иждивенческих настроений). Поэтому актуальны ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды посредством комплексного решения проблем путем индивидуальной профилактической работы [8, с. 737].

Список литературы:

Васильева, Л.Л. Понятийный аппарат социальной педагогики / Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Л.Ю. Петрова, Е.В. Преображенская и др. – М.: Научная книга, 2016.

Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. - Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2013 - 321 с.

Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова и др. // под ред. М. И. Рожков.– Москва: Владос, 2006.- 239 c.

Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. - М.: ООО «Вари-ант», 2015. – 100 с.

Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.02.2021).

Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2007.– 256 с.

Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.– Москва: Владос, 2006.– 287 c.

Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – Москва: Дашков и К, 2018. – 752 c. - Электронный ресурс Электронно-библиотечная система IPR BOOKS - URL: http://www.iprbookshop.ru/85590.html (дата обращения: 02.02.2021).

Просмотров работы: 702