Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха посредством возможностей применения технических средств - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальная реабилитация лиц с нарушением слуха посредством возможностей применения технических средств

Романова Е.А. 1
1УлГПУ им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменение экономического, политического, нравственного, духовного, религиозного уровней общества, прогресс здравоохранения, науки и культуры вызвал повышенное внимание к людям с отклонениями в развитии. Ранее граждане этой категории нередко были исключены из общественной жизни, находились в системе закрытых специальных учреждений, не могли в полной мере реализовать свои права на образование, воспитание, проведение досуга, получение услуг в сфере обслуживания.

Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении людей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), 466 миллионов человек в мире страдает от потери слуха, 34 миллиона из них составляют дети, около 90 млн человек имеют тотальную глухоту. По оценкам экспертов, к 2050 году эти цифры увеличатся в два раза.

В России, по данным Министерства здравоохранения, насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан и статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. По оценке Всероссийского общества, глухих заметные проблемы со слухом имеются у 13 миллионов жителей России[5].

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами реабилитации к слуховым требованиям повседневной жизни. Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения, а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий [3, с.35].

Реабилитация определяется как комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию функционирования и снижение уровня инвалидности у лиц с нарушениями здоровья, при взаимодействии с окружающей средой.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество.

Комплексная реабилитация больных с тугоухостью и глухотой предполагает создание оптимальных социально-психологических условий, позволяющих благодаря наличию компенсаторных механизмов развить реабилитационный потенциал инвалидов. Он включает совокупность биологических, социальных и психологических факторов, обеспечивает восстановление или компенсацию нарушенных функций, расширяющих сферы общения инвалида [2, с.137].

Нарушения слуха могут иметь различную выраженность. В зависимости от степени его сохранности принято различать людей слабослышащих (тугоухих) и глухих, причём дефект может быть комплексным: затрагивать интеллектуальное и речевое развитие, сопровождаться нарушением зрения и расстройствами опорно-двигательного аппарата, а также заболеваниями других органов и систем. У слабослышащих людей диагностируют тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи на слух, которое может быть компенсировано в специально создаваемых условиях.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

На сегодняшний день во Всероссийском обществе глухих состоят 100 тысяч человек (то есть 10% всех глухих) – это самые активные неслышащие. Из них 18 тысяч человек – в возрасте от 18 до 35 лет. Из них меньше тысячи человек учатся в вузах и всего порядка 2 тысяч – в колледжах и профессиональных училищах.

ВОГ имеет 79 региональных, более 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации.В Ульяновском региональном отделении Всероссийского общества глухих насчитывается1205 человек.Главной задачей ВОГ является выражение и защита прав и законных интересов граждан РФ с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в общество. В центре внимания ВОГ — вопросы реализации гражданских прав, доступности информации и различных услуг, получения образования и профессиональной подготовки, занятости и трудоустройства, качественного медицинского обслуживания и социального обеспечения, доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также учреждений культуры.

В современном мире интенсивно развиваются технические средства и информационные технологии, которые позволяют значительно расширить доступность информации для лиц с нарушением слуха.Современная реабилитационная техника информирует людей с нарушенным слухом обо всех важных сигналах (поступающие сигналы дублируются с помощью вибрации и световых импульсов), а также обеспечивает соединение с различными аудиоустройствами. Для комфортного уровня восприятия информации на слух, общественные здания, места большого скопления людей, а также учебные классы могут оснащаться специальными устройствами, обеспечивающими разборчивость воспринимаемой информации.

В рамках данной темы было проведено исследование среди 30 человек, которые являются членами Всероссийского общества глухих. Им была предоставлена авторская анкета, состоящая из 17 вопросов, направленных на выяснение их знаний о возможностях технических средств реабилитации. Среди опрошенных лиц более половины (55,6) – женщины старше 35 лет. Самым распространенным ответом на вопрос- какие средства общения вы преимущественно используете, стал разговорный жестовый язык (73%). На вопрос - Какие услуги вы получили (получаете) в ходе реабилитации, 50% опрошенных ответили, что получали услуги профобучения и обучения компьютерной грамотности, 29,2% опрошенных ответили, что получали другие образовательные услуги, а так же трудотерапию и работу в кружках по ремеслу, 33,3% опрошенных обучились навыкам использования технических средствреабилитации. 82,6% опрошенных ответили, что они знают о возможностях технических средств реабилитации и самым используемым устройством является телефон (73,9%).

Все опрошенные пользуются социальными сетями и мессенджерами: 50% пользуются ими каждый день, 48,5% пользуются по мере необходимости и 4,2% пользуются социальными сетями пару раз в неделю. Из них большой процент (95,8%) умеют самостоятельно звонить по видеосвязи и писать сообщения через мессенджер.

Среди опрошенных самым популярным мессенджером оказался Вотсап (70,8%), а самой популярной социальной сетью – Одноклассники (16,7%).

77,3% процента опрошенных умеют делать покупки онлайн, но не все ответившие на этот вопрос совершают покупки онлайн (81%).

Половина опрошенных (50%) ответили, что пользуются порталом госуслуги, самыми распространенными услугами оказались – просмотр налоговой задолженности (58,3%) и оплата ЖКХ(50%).

Несмотря на то, что большинство владеет навыками использования технических средств реабилитации, 70% опрошенных непротив дополнительно обучится использованию ТСР.

40% готовы уделить на обучение несколько часов в месяц, 33,3% опрошенных готовы заниматься несколько часов в неделю и 26,7% опрошенных готовы потратить на обучение несколько часов в день. Больше половины опрошенных (53,3%) ответили, что хотят заниматься обучением индивидуально, для остальных опрошенных (46,7%) комфортнее будет заниматься в группе.

Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что большинство членов ВОГ знают о возможностях технических средств реабилитации и активно используют их в своей повседневной жизни. Но, несмотря на уже имеющиеся знания и базовые навыки пользования этими средствами реабилитации, они не против дополнительно обучаться и получать новые знания о технических средствах реабилитации.

Таким образом, внедрение технических средств реабилитации и активная работа Всероссийскогообщества глухих помогает лицам с нарушением слуха чувствовать себя комфортнее в современном мире.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Жигарева, Н.П Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.П. Жигарева – Москва: «Дошков и Ко», 2014. — 208 с.

Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37

Социологический словарь / сост. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, О.Е.Чернощек. – Москва: НОРМА, 2008. – 608с.

Всероссийское общество глухих [Электронный ресурс]-URL: - https://voginfo.ru/ ( дата обращения: 31.01.2021).

Просмотров работы: 571