МИХАЙЛОВСКОЕ И ПУШКИН - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МИХАЙЛОВСКОЕ И ПУШКИН

Коротаев М.Д. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество А. С. Пушкина переходит из поколения в поколение, но большинство почитателей знают его только как хрестоматийную личность. Как личность самобытная Пушкин недостаточно известен. Также немногие знают о периоде преображения его в Михайловском от Пушкина – прекрасного поэта до Пушкина – художника и мыслителя, выразителя национального самосознания. Проблема современного общества в незнании таких исторически значимых мест как Михайловское и Тригорское. Причина этого – отсутствие или нехватка информации.

Поколения псковитян из года в год, из века в век исполняли на земле свой труд, завещанный от Бога. Чаще всего они уходили в небытие истинными безымянными, но все же оставались на земле звуками родного языка, яркими красками фресок и икон, простыми строгими очертаниями храмов, деревянных изб, крепостных стен. В песнях и народных танцах из века в век славили Бога и труд, красоту человеческих чувств, быстротечность жизни.

Так было до прихода в мир Пушкина. Одаренный от рождения абсолютным слухом к отчему языку, отзывчивым сердцем, пытливым умом, любовью к своей родной земле, Поэт вместил в своей душе, как казалось, весь русский мир.

Одним из первых Пушкин предпринял попытку отразить в своих произведениях национальную культуру, соединить ее с природой. При этом были ярко представлены традиции народа, его внутренний мир и самобытность.

Жизнь показала, что глубокое нравственное значение приобретает все то, что сохранила история, все, что ведет по следам впечатлений поэта и позволяет увидеть жизнь его глазами, за текстом его художественных творений.

Юный Пушкин открыл для себя мир русской усадьбы в первые летние приезды в родовое Ганнибаловское имение Михайловское в 1817 и 1819 годах. «Помню, как обрадовался я сельской жизни, русской бане, клубнике…» – вспоминал он потом. Стихотворение с символичным названием «Деревня» (1819 год) стало первым поэтическим выражением этих впечатлений и одновременно философским размышлением о ценностях жизни [1, 2].

Уже здесь, перед лицом гармонии в природе и противоречий в обществе, юный поэт выводит свою систему нравственных ценностей, которая лежит в основе его более позднего творчества. Время жизни в деревне – своеобразный рубеж между Пушкиным –поэтом и Пушкиным – философом, мыслителем.

Заповедник включает в себя довольно обширную территорию – свыше 600 гектаров. На его территории протекает река Сороть, а также находятся два озера: Малец и Кучане. Это – зона прекрасного климата и удачного расположения между Санкт-Петербургом и Москвой. Основной, важнейшей частью Пушкинского заповедника является село Михайловское [3].

Ссылка в глушь, в далекую деревню, в ту пору стала новым событием общественной жизни. Все противоречия А. С. Пушкина высказаны в нескольких строках письма Жуковского Вяземскому: «Это надежда словесности. Боюсь только, что, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

По мысли Жуковского надежде нашей словесности необходимо серьезно учиться. Впервые на страницах переписки друзей поэта возникла идея о том, чтобы «удалить» его. Удалить во имя интересов, отечественных интересов, отвлечь от суеты и соблазнов столицы.

В. А. Жуковского поддерживали К. М. Батюшков и Н. М. Карамзин. Общие мысли авторов – у Пушкина чистое сердце, но незрелый ум. При этом у него большой талант, но в их логике при незрелости ума талант опасен.

Когда по выражению Александра I Пушкин наводнил возмутимыми стихами всю Россию, возник вопрос: «Что делать с автором?». Уступая просьбам близких ко двору питерцев, Александр I решил отправить Пушкина в качестве чиновника Коллегии иностранных дел в Екатеринославль (ныне Днепропетровск) к генералу Инзову. У доброго генерала Пушкин жил без всяких серьезных обязанностей. Вскоре поэт отправился в путешествие по Кавказу и Крыму.

В июле 1823 года Александр Сергеевич уезжает в Одессу на лечение морскими ваннами и впоследствии поступает под начало генерала М. С. Воронцова, наместника Южного края. Но Пушкин решил посвятить себя только творчеству, служба фактически его не интересовала. Отношения с начальством не сложились. 6 мая 1824 года М. С. Воронцов обращается к министру иностранных дел: «… избавьте меня от этого Пушкина, это может быть и превосходный малый, и хороший поэт, но мне не хотелось бы иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе».

11 июля 1824 года последовало высочайшее повеление: «… коллежского секретаря Пушкина уволить со службы и отправить за «дурное поведение» на жительство в Псковскую губернию под надзор местного начальства». В логике власти – не за творчество, а за «дурное поведение».

Если Михайловское сопутствует одиночеству поэта, то Тригорское – это мир сложных взаимоотношений, страстей и надежд. В 1824 году изгнанный из Одессы под надзор местных властей в Михайловское Пушкин не нашел понимания у родителей, и в те дни почти ежедневно бывал в Тригорском.

Следует отметить, что территория заповедника имеет уникальный, запоминающийся ландшафт. На берегу извилистой реки растут сосны. С этого места открывается холмистый тригорский пейзаж. Музей-усадьба друзей Пушкина Триго́рское входит в состав музея-заповедника Михайловское. Там, где раньше был фруктовый сад сейчас можно увидеть луг. Недалеко от дома виден пруд, а за ним – парк. Всякий раз, приезжая в Михайловское, Пушкин навещал своих соседей – семью статской советницы Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. Этому знаменательному месту поэт посвятил следующие строки:

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

Особенно важной для него была возможность общения во время вынужденного длительного пребывания на этой псковской земле во время ссылки. Здесь его всегда ждали верные друзья, умные собеседники, способные понять его переживания и устремления. Прасковья Александровна обсуждала и ним важные политические события, и новинки литературы.

Пушкин очень часто бывал в Тригорском. И так случилось, что он словно не мог не попрощаться с этим местом. Траурный поезд с его телом, проделавший путь из Петербурга, оказался под окнами дома в Тригорском. Есть внутренняя логика в том, то именно тригорские обители стали первыми хранителями памяти о Пушкине в псковской провинции.

Жизнь показала, что глубокое нравственное значение приобретает все то, что сохранила история. Это позволяет «пройти» по следам впечатлений поэта и увидеть жизнь его глазами, за текстом художественного создания.

Русские усадьбы начала 19 века передают отражение противоречий жизни страны и ее истории. Старое дворянство вело свои родословные из глубины веков. Из поколения в поколение передавались представления о чести, о служении Отечеству как о высшем смысле жизни. События многих произведений русской классической литературы происходили в усадьбах – родовых «дворянских гнездах».

Прикасаясь к удивительной красоте заповедного места, в котором жил великий поэт, испытываешь непередаваемое чувство радости и гордости. Российская земля бесконечно богата талантами. Без всякого сомнения – мы должны сохранить для потомков наследие предшествующих поколений, бережно передать им красоту нашей культуры, истории.

В одной из записей «Книги посетителей» Пушкинского заповедника можно прочесть вдохновенные слова о том, насколько благородна идея сохранить эти места, и как важны они для воспитания чувства причастности к гению человечества, нашему национальному достоянию – Пушкину Александру Сергеевичу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанова Д. А., Ярмолич Н. А. Современность и традиции: пушкинский заповедник в новой системе понимания мира. В сборнике: Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры. Сборник материалов VII Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Под редакцией М. А. Манойловой, А. В. Сущенко, К. А. Шморага. 2020. С. 169-172.

2. Дмитриева Е. Н., Жучков К. Б. Миссия пушкинского заповедника – сохранение мемориального ландшафта. В сборнике: В фокусе наследия. Сборник статей, посвященный 80-летию Ю. А. Веденина и 25-летию создания Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Москва, 2017. С. 537-549.

3. Гаврилова Е. А. Пушкинские места псковской земли в 1837-1945 гг. (от дворянской усадьбы к государственному заповеднику). Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург, 2015.

Просмотров работы: 46