Стремительное увеличение количества информации требует от современного человека уметь быстро ориентироваться в информационном потоке, перерабатывать различную информацию (находить, видеть ценное, сохранить, анализировать, преобразовывать). Умение работать с информацией начинают формировать в начальной школе.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «...следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания..., дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». [5, с. 225] В современной трактовке мысль великого педагога нашла отражение в метапредметных результатах обучения, которые предполагают формирование универсальных учебных действий. Работа с информацией относится к общеучебному универсальному действию.
Работа с информацией входит в современную информационную грамотность, которая является особым аспектом, охватывающим все сферы жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Под термином «информационная грамотность» будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией [4, с. 25].
Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования и восприятия нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений [1, с. 356]. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в начальной школе.
Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности, смыслового чтения [3,6]. Согласно этому документу, совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.
Выделяются 3 уровня работы с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации [1, с. 363].
Данные виды деятельности можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.
Исходя из уровней, можно выделить частные действия, которые определяют содержание действия – работа с информацией. Эти действия связаны с:
чтением и пониманием текстовой информации;
использованием справочной литературы для уточнения информации и поиска дополнительной информации;
чтением (пониманием) нетекстовой информации, представленной разными способами (рисунок, таблица, схема, диаграмма и др.);
использованием информации для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей;
сравнением и обобщением информации, представленной в текстах, строках, столбцах таблицы;
переводом информации из одной формы в другую;
устным представлением информации.
Успех формирования информационных умений в младшем школьном возрасте, согласно О.Г. Громовой, определяется следующими условиями:
Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе поиска информации.
Четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе поиска информации.
Полнотой и ясностью представления структуры умения поиска информации, показом способов выполнения деятельности.
Организацией деятельности младших школьников по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий [7].
Подводя итог, необходимо отметить, что информационные умения являются одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий. Под информационными умениями подразумеваем умение найти нужные сведения, представленные в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д.) в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.).
В рамках констатирующего этапа научной работы по теме «Рабочая тетрадь «Notebook удивительных открытий» на уроках литературного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста», целью которого было определение исходного уровня сформированности навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста, нами был определен и уровень сформированности умения работать с информацией.
Для этого была проведена диагностика, которая включала в себя 3 комплексные методики, направленных на определение уровня сформированности групп умений, которые составляют навык смыслового чтения, их можно соотнести с 3 уровнями работы с текстом.
Первая серия констатирующего этапа была направлена на выявление уровня сформированности такого критерия, как поиск информации и понимание прочитанного. В целом, как показал анализ результатов, большая часть учащихся (44 %) находятся на уровне неполного понимания текста, то есть учащиеся умеют определять информацию, которая дана в явном виде и работать с ней, а находить информацию в неявном виде затрудняются. Это демонстрирует их умение работать с текстом на элементарном уровне – фактическом содержании.
Для определения уровня интерпретации текста нами использовались «Тестовые задания для определения уровня понимания текста», предложенные А.В. Сапа. Для определения уровня рефлексии, оценки текста использовалась методика «Определение уровня анализа и оценки текста». Автор обеих методик предлагает проводить их в комплексе и использовать для диагностики одно из художественных произведений. Анализ данных методик показал, что умения интерпретировать и оценивать информацию находятся на среднем уровне (24 % и 52 % соответственно). У учащихся были затруднения в выявлении главной мысли текста и определении отношения автора к героям. Это говорит о том, что учащиеся еще не научились находить причинно-следственные связи, которые скрыты за словами и текста и низко развит словарный запас, так как аргументация своего ответа выражалась односложными фразами.
Таким образом, результаты исследовательской работы показали, что у обучающихся 1 класса сформированность навыков смыслового чтения, а соответственно и умение работать с информацией находится на среднем уровне.
Гистограмма 1
Соотношение результатов уровней сформированности навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста
Полученные результаты дали нам возможность выявить типичные ошибки. Большинство учащихся испытывают трудности в:
определении темы и главной мысли произведения. Это говорит о том, что необходимо четко разграничить и дать понятие слову тема и главная мысль произведения, а также учить извлекать эту информацию из текста;
объяснении значения неизвестного слова. это говорит о том, что необходимо пополнять их словарный запас, подбирать синонимы к словам;
интерпретации информации, содержащейся в тексте. Здесь, хочется отметить, что у всех групп обучающихся были затруднения в интерпретации информации. Это говорит о том, что детям еще трудно найти информацию в тексте, которая дана в неявном виде, а также аргументировать свою точку зрения. В основном на все вопросы даются краткие ответы. Поэтому необходимо работать в этом направлении и пополнять словарный запас.
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Список литературы
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 464 с. – Текст : непосредственный.
Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s. – Текст : непосредственный.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. / [науч. рук.: А.М. Кондаков, Л.П. Кезина]. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – Текст : непосредственный.
Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением / Н.Н. Светловская. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - №6. - 2015. – С.22-31.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1974. – 584 с. – Текст : непосредственный.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №207) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922. – Текст : электронный.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ed.gov.ru/. – Текст : электронный.