Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
Развитие библиотек в Древней Руси.
Появление первых библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными «роусьными письмены». Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.
Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но, несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера - «Изборники» («Изборники» Святослава, 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), «Физиологи» (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения).
Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве. Второй по времени и значению стала библиотека собора Софии Новгородской, построенного в 1045-50 Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. Значительная часть её фонда дошла до нашего времени, в т. ч. Остромирово Евангелие [1056-57; рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге] и Мстиславово Евангелие [ок. 1117; рукопись хранится в Гос. историческом музее (ГИМ) в Москве]. В 11-12 вв. появляются библиотеки при монастырях в Киеве (Печерский мон.), Полоцке (Спасо-Евфросиньевский мон.), Новгороде, Смоленске, Чернигове, Пскове, Владимире, Ростове, Курске и др. культурных центрах, а также при храмах. В этот период Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В 14-15 вв. центр древнерусской книжности постепенно перемещался в Северо-Восточную Русь. Библиотеки возникают при православных пу́стынях и скитах. В 1330 Иван Калита заложил монастырь Спас-на-Бору, снабдив его книгами из собственной казны, а также книжными древностями из Данилова монастыря. Предположительно, при нём было положено начало великокняжеской библиотеке в Кремле. Крупные библиотеки были в Чудовом (Патриарший скрипторий), Троице-Сергиевом, Симоновом, Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Соловецком, Антониево-Сийском монастырях. Попытался создать «собрание всех книг, чтомых на Руси», архепископ Новгорода, а с 1542 митрополит Московский и всея Руси Макарий. Из его личного собрания сохранилось 46 книг. Библиотека располагалась в Кремле, в построенном при Иване Калите Успенском соборе (1326-27). Митрополичья «книжная казна» (сер. 16 в.) положила начало Патриаршей библиотеке (1589). К концу 16 в. в монастырях было сосредоточено около 37% всего книжного фонда страны, составлявшего 260-350 тыс. экз., в т. ч. 6-8% печатных. С середины 17 в. формировались первые библиотеки светского характера – царских приказов (техническая – Пушкарского, медицинская – Аптекарского, по истории, географии и внешней политике – Посольского). В 16-17 вв. функционировали библиотеки украинских и белорусских православных церковных братств. В 15-17 вв. возникают первые учебные библиотеки. В 1630-х гг. начала формироваться библиотека Киево-Могилянской академии (основатель – митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила); в 1685 открыта библиотека при Славяно-греко-латинской академии в Москве, в 1721 – при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге, в 1723 – при Казанской семинарии и др. Собственными библиотеками располагали государи, бояре, духовенство. С 1644 года начинают издаваться списки истинных и ложных книг, повлиявшие на состав фондов. Возникла Типографская библиотека (при Московском печатном дворе).
Реформы Петра I привели к появлению новых специальных библиотек (цифирных, навигацкой, ремесленных, горнозаводских и др.). Фонд Патриаршей библиотеки с основанием Синода был передан в Синодальную библиотеку (1721). В 1714 году в С.-Петербурге открыта крупная многоотраслевая библиотека общественного пользования, переданная в 1725 году Академии наук. Возникли научные библиотеки: Моск. ун-та (1756), Вольного экономического общества в С.-Петербурге (1765). Появляются предложения об открытии публичных библиотек. В 1782 в Иркутске по инициативе губернатора Ф. Н. Клички была открыта первая провинциальная бесплатная публичная библиотека. Источником первоначального комплектования её фонда послужила Библиотека Рос. АН. В 1780-х гг. в Москве открыта бесплатная библиотека-читальня Н. И. Новикова. На добровольные пожертвования организованы публичные библиотеки в Калуге, Туле и др. городах (в нач. 19 в. они открываются повсеместно). При книжных магазинах и лавках создаются платные (коммерческие) публичные «кабинеты для чтения», в конце века – первые коммерческие библиотеки (И. Х. Кейзера, В. С. Сопикова). В течение 18 в. книгособирательство вошло в моду, складывались семейные книжные собрания, библиотеки дворянских пансионов и др. Крупные личные библиотеки имели ближайшие сподвижники Петра I – князья А. Д. Меншиков, Д. М. Голицын, фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, граф Я. В. Брюс, энциклопедист и государственный деятель В. Н. Татищев, епископ Феофан Прокопович и др.
Возникновение монастырских библиотек.
«Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования, - писал академик Б. Греков, - служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилось в ведении брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг».
Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.
По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. «истинными» книгами, находились апокрифические, т.е. «ложные», «отречённые» сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.
Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печерского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое «Слово о полку Игореве» и другие сочинения.
Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.
Библиотеки: громкие имена.
Обширное собрание книг – не только русских, но и греческих, – имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на «палатях» – хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 в. книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.
Одной из крупных русских «книгохранительниц» была в те времена библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных св. Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Горислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных св. Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в.
Древнейшие сокровища Новгород.
Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского «владыки». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.
Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат «Наказ писцам», подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.
Существуют мнения.
Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.
Все больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной».
Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.
Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако, нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.
Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросах и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие археологические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распространению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии – идеологической основы феодального государства.
Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепление могущества древнерусского феодального государства.
О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из более чем 130 рукописных книг 11-12 вв., около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь Христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.
К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.
По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное «вымывание» из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек.
Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.
Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
Сытин Иван Дмитриевич – биография
Сытин Иван Дмитриевич – (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ. – 23 ноября 1934, Москва) – российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель.
Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково, Солигаличского уезда, Костромской губернии. Отец – Дмитрий Герасимович Сытин, волостной писарь. Мать – Ольга Александровна Сытина. Иван был старшим из четырёх детей в семье.
С 12 лет Иван начал работать, сначала помощником скорняка на Нижегородской ярмарке, а в 1866 г. в Москве, в книжной лавке купца П. Н. Шарапова.
В 1876 г. Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой и в том же году приобрел свою первую литографическую машину и открыл литографическую мастерскую – «Первая Образцовая типография». Одним из первых удачных коммерческих мероприятий И. Д. Сытина в тот период стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны.
Всероссийскую известность И.Д. Сытин получил в 1882 г. после вручения ему бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его книгопечатную продукцию.
В 1884 г. при участии И.Д. Сытина было создано издательство «Посредник», начавшее публикации по доступным для многих ценам произведений Л.Н Толстого, И.C. Тургенева, Н. С. Лескова.
В том же году на Нижегородской выставке был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший не просто календарём, но универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей. Уже в следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 г. превысил 21 миллион.
С 1890 г. И.Д. Сытин стал членом Русского библиографического общества и принял на себя издание журнала «Книговедение». В 1891 г. он приобрёл и продолжил издание журнала «Вокруг света», а в 1897 г приобрел, реформировал газету «Русское слово», с которой впоследствии сотрудничали В. А. Гиляровский и В. И. Немирович-Данченко.
Одним из крупнейших издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия», выходившая в 1911-1915 гг. По причине начала Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции издание осталось незавершённым, всего было выпущено 18 томов.
К 1917 г. И.Д. Сытин имел широкую сеть книжных магазинов – четыре в Москве, два в Петрограде, в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии. 19 февраля 1917 российская общественность широко отметила 50-летие книгоиздательской деятельности И.Д. Сытина выпуском литературно-художественного издания «Полвека для книги», в подготовке к изданию которого приняли участие М. Горький, А.И. Куприн, Н.А. Рубакин, Н.К. Рерих, П.И. Бирюков – всего около 200 авторов.
После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства – организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 г. ему была назначена персональная пенсия, а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира (ул. Тверская, д. № 38, кв. 274 – ныне ул. Тверская, д.№ 12)
23 ноября 1934 г. И.Д. Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище.
В Москве на доме № 18 по Тверской улице в 1973 г. была установлена мемориальная доска в его память, а 1974 на его могиле установлен памятник с барельефом книгоиздателя.
В Костроме и Галиче в его честь названы улицы.
Список использованных источников
Библиотеки. URL: https://bigenc.ru/text/5061145
Биография Сытина Ивана Дмитриевича, основные даты и события его жизни, краткая биография. URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/sitin/?q=5417
Первые библиотеки Древней Руси. URL: http://kurskonb.ru/our-booke/slovo/doc/023.html
Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения. URL: http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/1.htm