ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 НА СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 НА СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

Лавров М.С. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пандемия коронавирусной инфекции, которая охватила всю планету в 2020 году, стала самым серьезным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Эту беду сравнивают со Второй мировой войной, Великой депрессией, терактом 11 сентября. Распространение инфекции уже серьезно повлияло на ситуацию во всем мире, а в особенности на экономику. Среди пострадавших оказались практически все отрасли, целые секторы бизнеса. Спортивная индустрия в целом оказалась в числе первых жертв коронавируса.

Из-за коронавируса были перенесены или отменены почти все спортивные соревнования в мире, в том числе и самые спортивно-зрелищные мероприятия, такие как Олимпийские игры в Токио, Всемирные игры (World Games) в Бирмингеме и чемпионат Европы по футболу, который должен был пройти в двенадцати странах Европы, часть матчей должна была проходить в Санкт-Петербурге.

Вирус сильно ограничил спортивную жизнь населения. По всей России не состоялись тысячи соревнований, запланированных на прошедшие весну и лето. Не доиграны сезон в Континентальной хоккейной лиге и Еврокубковый сезон в волейболе, весной были приостановлены матчи Российской футбольной премьер-лиги, отменен Суперфинал лиги чемпионов по волейболу и многие другие спортивно-зрелищные мероприятия. Из-за пандемии коронавирусной инфекции российские спортсмены не смогли принять участие в двухсот сорока восьми международных соревнованиях, тридцать одно из которых должно было проходить в России.

Влияние пандемии на спорт огромно, ведь проводимые международные спортивные соревнования в России являются мощным импульсом повышения качества жизни населения в целом, потенциальным фактором повышения и укрепления его здоровья, служащим формированию здорового образа жизни. Благодаря проведению зимней Олимпиады в Сочи и победе в ней, футбольному чемпионату мира-2018, Зимней и Летней Универсиадам, у населения ощущался эмоциональный подъем, колоссальный интерес к спорту, формировался здоровый образ жизни.

Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительное распространение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 привнесло кардинальные изменения не только в жизнь спортсменов, но и болельщиков. Поэтому исследование отношения болельщиков к пандемии COVID-19 является чрезвычайно важным, в первую очередь, потому, чтобы оценить взаимосвязь этого отношения с чувством контроля и изменениями в поведении в целях соблюдения мер профилактики и требований безопасности при проведении спортивно-зрелищных мероприятий. 

Целью настоящей публикации является изучение отношений болельщиков к пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Методом исследования был выбран опрос посетителей спортивно-зрелищных мероприятий. Инструмент опроса – анкета.

Следует отметить, что Министерство спорта России разработало и согласовало с Роспотребнадзором регламент проведения спортивных мероприятий в стране в условиях пандемии COVID-19.В регламенте описываются основные меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении мероприятий. 

В настоящее время многие турниры в России проходят без зрителей. Так, этап Кубка России по биатлону среди женщин в Тюмени с 26 по 29 ноября из-за ситуации с коронавирусом прошел без зрителей.

В Москве в декабре такое зрелищное мероприятие как 5-й этап Кубка России по фигурному катанию также прошло без зрителей.

Соревнования без зрителей имеют несколько существенных недостатков:

отсутствие доходов от продажи билетов, услуг, еды, напитков, сувениров и атрибутики;

отсутствие эмоциональной атмосферы во время соревнований;

отсутствие прямого канала коммуникаций болельщиков со спонсорами, и в результате снижение доходов от спонсорства;

увеличение издержек из-за необходимости осуществления санитарных мероприятий.

Соревнования без зрителей стали одним из символов 2020 года. И именно они позволяют реанимировать спортивную индустрию. Проведение таких соревнований зависят от специфики каждого конкретного вида спорта.

Рассмотрим, как обстоит ситуация на таких зрелищных спортивных мероприятиях как футбол, хоккей, баскетбол и волейбол. В Российской Премьер-лиге (футбол), Континентальной хоккейной лиге, Волейбольной суперлиге, Единой лиге ВТБ (баскетбол) единственным на текущий момент ограничением является проведение матчей без зрителей или же с ограничением их количества. Такие меры действуют в Москве, Санкт-Петербург, Казани, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае, Свердловской и Нижегородской областях и др.

Допустимая заполняемость отличается в разных городах (от 10% до 50%болельщиков на трибунах), так как каждый дворец индивидуально подстраивается под требования местных властей. Почти все клубы выполняют разрешенную квоту. При этом размещение зрителей на трибунах разрешается только при соблюдении социальной дистанции (не менее 1,5 - 2 метров). Даже если ограничения по общему количеству зрителей будут сняты, социальная дистанция вынудит клубы продавать билеты только на каждое второе или даже третье место. Для волейбольных и баскетбольных клубов с небольшими аренами, но с хорошей посещаемостью это станет проблемой и не обойдется без недовольных зрителей, которые не смогут попадать на игры. Такие меры действуют практически во всех регионах страны.

Постепенное возобновление спортивных соревнований дарит фанатам надежду на увлекательный со спортивной точки зрения остаток 2020 года. Однако уже сейчас очевидно: «новшества», вызванные коронавирусом, останутся в спорте на долгие годы. Практически все крупные спортивные события ближайших лет будут проведены либо при пустых трибунах, либо при трибунах с очень скромным числом болельщиков.Из-за этого страдают те виды спорта, где зрители выступали «12 игроком».

Для оценки характера эпидемиологической безопасности на стадионах и спортивных аренах в виду пандемии коронавирусной инфекции в период с октября 2020 года по январь 2021 года был проведен опрос путем анкетирования через электронную почту.

Вид опроса: анкетирование.

Аудитория: мужчины и женщины от 18 и старше.

Метод проведения исследования - опрос.

Инструмент опроса – анкета.

Исследование проходило в городе Екатеринбурге.

Информационной базой этого анализа служат опросы болельщиков.

Респондентам была предложена анкета, состоящая из 15 вопросов. Инструментарием послужил сервис – Google Формы. С его помощью была оформлена анкета в электронном виде, готовая форма отправлена респондентам по электронной почте и через социальную сеть Вконтакте и собрана необходимая информация. Заполнили анкету 112 человек, возраст респондентов от 18 до 68 лет.

Благодаря данным, полученным в ходе исследования, выяснилось, что большую часть респондентов, которые посещают спортивные соревнования, составляют люди от 30 до 45 лет. Эта группа людей составляет более половины опрошенных, является наиболее активной и платежеспособной, нежели молодежь и люди пенсионного возраста.

Говоря о доходах человека, посещающего спортивно-зрелищные мероприятия, можно провести четкую параллель с родом занятости болельщиков и возрастным уровнем. Золотая середина – болельщики в возрасте от 30 до 45 лет (это бизнесмены, имеющие свое дело, руководители, менеджеры среднего звена, часть служащих/офисных работников) зарабатывает в общей картине более 50% от доходов всех болельщиков. Доход от 20 до 40 тыс. рублей получают в основном служащие/офисные работники, рабочие, небольшая часть менеджеров среднего звена. Доход менее 20 тыс. рублей имеют безработные, домохозяйки, студенты/учащиеся и пенсионеры.

Таким образом,  портрет среднестатистического болельщика, посещающего матчи, выглядит следующим образом: это чаще всего мужчина 30-45 лет, профильный специалист с уровнем жизни выше среднего.

В процессе исследования было выявлено, что коронавирусная инфекция сильнейшим образом повлияла на проведение спортивно-зрелищных мероприятий. Но болельщики ждут скорейшего возобновления привычного режима проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Экспериментальные методы – наблюдение, анкетирование целевой аудитории, метод анкетирования и беседы с потенуиальные посетителями спортивно-зрелищных мероприятий, изучение деятельности спортивных объектов.

Исследование отношения опрашиваемых к занятиям физической культурой и спортом показало, что:

– 29,4% никогда не занимались физической культурой и спортом и считают такие занятия пустой тратой времени;

– 25% респондентов ответили, что для них самостоятельные занятия физической культурой в домашних условиях – это единственный способ поддерживать себя в хорошей форме, укрепить свое здоровье, повысить уровень физического развития. Такой ответ, в основном, дали респонденты, которые имеют небольшой доход – пенсионеры, домохозяйки, безработные;

– 6,3% опрошенных ответили, что занимаются физической культурой и спортом формально, по принуждению, так как учатся в ВУЗе или колледже и посещений занятий там обязательно;

– 37,5% опрошенных хотят быть всегда в хорошей физической форме, иметь красивую фигуру и поэтому постоянно посещают фитнес-центр или бассейн. Такой ответ был получен от респондентов, которые имеют средний и высокий доход, – это, в основном, бизнесмены, имеющие свое дело, руководители, менеджеры среднего звена и некоторая часть служащих/офисных работников;

– 0,9% опрошенных учится в спортивном ВУЗЕ, поэтому усиленно занимается спортом;

– 0,9% респондентов работает тренером студенческой команды и также занимается тренировками.

Таким образом, можно сделать вывод, что более 50% болельщиков занимается физической культурой и спортом и среди опрошенных имеется устойчивая тенденция к физическому развитию и укреплению здоровья средствами физической культуры и спорта,

Исследование по частоте посещения спортивных мероприятий показало, что:

27,7% респондентов посещают соревнования не реже одного раза в три месяца;

19,6% ходят на соревнования не реже одного раза в полгода;

18,8% опрошенных посещает спортивные мероприятия не реже одного раза в два месяца;

18,8% опрошенных посещает спортивные мероприятия не реже одного раза в два месяца;

13,4% – не реже одного раза в год, это болельщики с невысоким уровнем доходов.

12,5% опрошенных посещают соревнования не реже одного раза в месяц, это как раз те респонденты, у которых заработная плата больше 100 тыс. руб. в месяц;

6,2% респондентов очень часто посещают спортивные мероприятия, остальные – это болельщики, которые имеют возможность получать билеты со скидкой;

6,2% респондентов очень часто посещают спортивные мероприятия, остальные – это болельщики, которые имеют возможность получать билеты со скидкой;

1,8% опрошенных посещают спортивные мероприятия по работе, в соответствии с календарем мероприятий, это тренер и студент, который учится в спортивном вузе.

Результаты опроса по посещению респондентов спортивно-зрелищных мероприятий после снятия ограничительных мер показали, что:

- 67% опрошенных планируют посещать спортивные мероприятия с такой же частотой, как и до пандемии;

- 27,6% опрошенных будут посещать спортивные мероприятия значительно реже, т.к. считают, что цена билетов возрастет;

- 5,4% пока не планирует посещать спортивные мероприятия, это пенсионеры, возраст которых более 65 лет и несколько домохозяек, так как они опасаются за свое здоровье и здоровье близких.

Рассмотрим ответы респондентов на вопрос: «Какие спортивные мероприятия Вы посещали до пандемии?». Наибольшей популярностью среди опрошенных до пандемии пользовались соревнования в тех видах спорта, которые культивируются в городе Екатеринбурге. Более 60% опрошенных посещали футбольные и хоккейные матчи, это наиболее популярные виды спорта среди болельщиков не только в городе Екатеринбурге, но и во всей стране. Пятая часть болельщиков отдавала предпочтение соревнованиям по баскетболу, этот вид спорта также в последние годы набирает популярность среди болельщиков и 7,1% опрошенных посещали волейбольные матчи ввиду того, что цена билетов на эти матчи относительно низкая, а иногда можно сходить и бесплатно. И совсем небольшая часть опрошенных (5,4%) посещала комплексные соревнования.

И на вопрос о том, какие спортивные мероприятия респонденты планируют посещать после карантина, ответы были совершенно идентичными, то есть после снятия ограничительных мер, они планируют посещать те же спортивные мероприятия, что и до карантина. После возобновления соревнований со зрителями сразу готовы их посещать 92,8% опрошенных, а 1,8% опрошенных ввиду своего непосредственного отношения к спорту посещают их и сейчас, когда мероприятия проходят без зрителей. И только 5,4% опрошенных планируют посещать спортивные мероприятия примерно через год, так как опасаются за свое здоровье.

Следующий вопрос был посвящен требованиям, которые должны выполнять организаторы соревнований для безопасности зрителей. На данный вопрос можно было выделить несколько предложенных ответов или предложить свой ответ.

Большая часть респондентов считает, что обязательным условием посещения соревнований является бесконтактное измерение температуры на входе в спортивный объект; почти столько же болельщиков придерживаются мнения, что зрителям необходимо использовать средства индивидуальной защиты; необходимость наличия санитайзеров приветствуют 42,9% опрошенных; использование всех мер профилактики коронавируса одобряют 14,2% респондентов; такое требование как соблюдение социальной дистанции отметило самое меньшее количество респондентов (9,8%).

На вопрос, «При каких условиях Вы посчитаете посещение спортивного мероприятия безопасным?» можно было предложить несколько ответов.

Исследование условий, при которых посещение спортивного мероприятия будет безопасным для болельщиков, показало следующие результаты:

- 100% опрошенных считают, что посещение спортивных матчей для них будет безопасным, если будет проводиться дезинфекция помещений;

- 73,8% опрошенных предлагают на входе в спортивный объект измерять каждому посетителю температуру тела;

- 71,4% респондентов хотят, чтобы у зрители применяли средства индивидуальной защиты (перчатки и маски);

- 32,8% опрошенных предлагают для безопасности зрителей использовать санитайзеры;

- 18,7% опрошенных будут чувствовать себя в безопасности при соблюдении болельщиками социальной дистанции;

- 5,4% респондентов предложили прислушиваться к своему организму и не посещать спортивные соревнования, если имеется даже небольшое недомогание.

Отношение респондентов к разрешению на продажу пива:

- повлияет на 2,7% опрошенных, они четко заявили, что не будут посещать спортивные мероприятия, так как не могут соотнести спорт и алкоголь вместе;

- скорее повлияет на 21,3% опрошенных респондентов, они отметили, что, если будет разрешена продажа пива на соревнованиях, то они будут посещать спортивные мероприятия реже, чем ранее. Такой ответ респонденты объяснили тем, что у нас не развита культура потребления таких напитков, и им не приятно будет находиться рядом с выпивающими людьми;

- скорее не повлияет на 11,4% опрошенных. Эта часть респондентов ответила, что их совершенно этот вопрос не волнует;

-  никак не повлияет продажа пива на посещение спортивных соревнований на 67,3% опрошенных, наоборот, после разрешения продажи пива они планируют посещать спортивные мероприятия чаще, так как пиво способствует усилению «эмоционального драйва».

На вопрос, какую сумму готовы потратить респонденты на приобретение билетов в расчете на одного человека, респонденты ответили так:

- 18,8% опрошенных готовы потратить на билет до 300 руб., это один болельщики пенсионного возраста, студенты/учащиеся ВУЗов и колледжей, безработные и домохозяйки, для них очень важна стоимость билета;

- 25,0% опрошенных готовы потратить от 300 до 600 руб., для этой категории респондентов важна цена билета, в основном, это люди, у которых зарплата составляет 20-40 тыс. руб. в месяц;

- 14,3% респондентов готовы потратить на приобретение билета 600-1000 руб., в основном, это респонденты, заработная плата которых составляет 40-60 тыс. руб.;

- 28,5% опрошенных готовы приобрести билет за 1000-2000 руб., в основном это люди с заработной платой 60-100 тыс. руб. в месяц;

- 13,4% респондентов готовы потратить на приобретение билетов более 2000 руб. Это, в основном, респонденты, доход у которых составляет более 100 тыс. руб.

После отмены ограничительных мер бюджет на посещение спортивных мероприятий останется прежним у 38,4% респондентов; увеличится у 12,5% опрошенных. После окончания пандемии уменьшение бюджета на посещение спортивных мероприятий ввиду экономического кризиса прогнозируют 49,1% опрошенных.

Таким образом, исследования показали, что  портрет среднестатистического болельщика, посещающего спортивно-зрелищные мероприятия, выглядит следующим образом: это чаще всего мужчина 30-49 лет, профильный специалист с уровнем жизни выше среднего.

В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более половины опрошенных. До начала пандемии коронавирусной инфекции все опрашиваемые посещали спортивные мероприятия с разной частотой. После отмены ограничительных мер опрашиваемые также как и раньше планируют посещать спортивные мероприятия. В основном, респонденты посещали матчи тех видов спорта, которые культивируются в городе Екатеринбурге: футбольные, хоккейные, баскетбольные и волейбольные. После отмены ограничительных мероприятий вкусы болельщиков останутся теми же, что и раньше. Большая часть опрошенных готова посещать спортивные мероприятия сразу после карантина. Для организации безопасности зрителей, по мнению респондентов, при проведении спортивных соревнований организаторы соревнований должны проводить измерение температуры тела на входе, иметь санитайзеры, следить за соблюдением социальной дистанции и использованием средств индивидуальной защиты болельщиками. Разрешение на продажу пива на стадионах на большую часть респондентов никак не повлияет. После отмены ограничительных мер большая часть опрошенных готовы потратить на приобретение билетов от 600 до 2000 руб., их бюджет на посещение спортивных мероприятий никак не изменится.

Таким образом, в основном, пандемия не повлияла на решения постоянных зрителей о посещении спортивных мероприятий, они готовы посещать соревнования при условии соблюдения организаторами требований по безопасности, и готовы тратить деньги на приобретение билетов, чтобы вновь увидеть игру любимых команд.

Библиографический список

Маркушина Н. А. Коронавирус и спорт: проблема отмены крупнейших международных спортивных соревнований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/koronavirus-i-sport-problema-otmeny-krupneyshih-mezhdunarodnyh-sportivnyh-sorevnovaniy(дата обращения 12.12.2020)

Перькова Е.Ю. Влияние эпидемии коронавируса на экономические аспекты развития спорта// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. -Т. 9.- № 2(31). – С. 269-272.

Просмотров работы: 54