ВОЗМОЖНОСТИ PR-МЕТОДОВ И РЕКЛАМЫ В ДЕЛЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРНИРОВ ПО СМЕШАННЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОЗМОЖНОСТИ PR-МЕТОДОВ И РЕКЛАМЫ В ДЕЛЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРНИРОВ ПО СМЕШАННЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

Лачимова Ю.В. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наблюдается динамичное развитие смешанных единоборств, по-другому смешанные боевые искусства. Об этом свидетельствуют рост количества академий единоборств, секции и клубов для занятий MMA, появляются промоутерские компании и проводятся турниры на различных уровнях. Продвижение турниров и вида спорта в России, осложнено сформировавшимся стереотипом как о «боях без правил», «кровавом спорте».

Насыщенность информационного пространства рекламой, «заставляет» организаторов продумывать новые методы, подходы и средства продвижения турниров с целью не только получить прибыль, но и для популяризации смешанных единоборств и формирования положительного мнения о виде спорта.

Для понимания как планируется PR-кампания турнира, необходимо знать понятие PR, методов продвижения и их характеристику.

Паблик рилейшнз (PR, public relations) — это продолжительные, планируемые усилия, которые направлены на создание и поддержку взаимопонимания и доброжелательных отношений между организацией и общественностью (потенциально заинтересованными в продукте или услуге данной организации сторонами). PR — это искусство правильно подать информацию, сделать так, чтобы один факт был более важен, чем другой, помочь информации найти свою аудиторию [1].

Методы продвижения (methods of promotion) — приемы и инструменты маркетинга, применяемые для достижения маркетинговой цели — продвижения. Методы продвижения являются составной частью разработанной и правильной реализуемой политики продвижения товара, или коммуникационной политики фирмы или бренда. К методам продвижения относятся: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и управление процессом продажи, прямой маркетинг, стимулирование сбыта и т.п [2].

Для понимания какие методы продвижения в настоящее время используют организаторы турниров по смешанным единоборствам, для начала необходимо дать определение смешанным единоборствам и промоутерской компании.

Смешанные единоборства (или ММА – от англ. Mixed Martial Arts) – это полноконтактный вид боевых искусств, в котором используется широкий спектр техник и приемов из различных узкопрофильных видов единоборств. Правилами разрешены ударные и борцовские техники как в стойке, так и в партере. К соревнованиям допускаются спортсмены с любой «базой» единоборств [3].

Организацией турниров по смешанным единоборствам занимаются промоутерские компании. Спортивный промоутер (англ. promoter) — организатор (физическое или юридическое лицо) в профессиональном спорте, личный (генеральный) менеджер известных спортсменов, команд, спортивных клубов или федераций. Спортивным промоутером, продвигающим спортсмена как товар, может выступать организация-устроитель спортивных мероприятий, промоутерская компания, которая иногда называется однокоренным англоязычным термином промоушн или промоушен [4].

С развитием и ростом популярности MMA, возросло число промоушенов смешанных единоборств. В настоящий момент в мире существует множество организаций, каждая из которой внесла значительный вклад для продвижения искусства смешанных единоборств, благодаря чему этот вид спорта стал в наше время одним из самых обсуждаемых. Самыми крупными и известными в мире можно назвать: UFC, One Championship, Bellator, Rizin, PFL. В России MMA развивались довольно медленно из-за большого количества различных факторов. Например, в России не распространено кабельное телевидение, и система «Pay-per-view» с помощью которой абонент телевизионного провайдера может приобрести частную трансляцию определенного события, проходящего в прямом эфире.

По словам президента Fight Nights Global Камила Гаджиева особую популярность в России MMA приобрел после боя за чемпионский титул Хабиба Нурмагомедова, представляющего Россию и ирландца Конора Макгрегора в рамках турнира UFC 229. На волне популярности боя Нурмагомедова и Макгрегора состоялся еще один бой: в России в рамках турнира Fight Nights Global 90 между Владимиром Минеевым и Магомедом Исмаиловым, который так же вызвал общественный резонанс [5].

Немаловажным аспектом при организации турниров является организация PR-кампании турнира. Главная задача PR-кампании -привлечение зрителей к турниру. Для этого организовываются различные мероприятия, в которых принимают участие бойцы, пресс-конференции, автограф-сессии. Проводится рекламная кампания в СМИ, в социальных сетях.

Рассмотрим какие методы продвижения используют сейчас промоутерские компании на примере промоутерской компании AMC Fight Nights Global. Главным каналом продвижения является официальный сайт компании, аккаунты в социальных сетях и канал на видеохостинге YouTube. Здесь компания рассказывает о проведении турниров, предстоящих поединках, спортсменах, выступающих в организации, размещают интервью со спортсменами, фрагменты прошедших турниров, аналитику боев.

Кроме собственных источников продвижения компании используют иные каналы. Например, реклама в интернете и социальных сетях (таргетированная реклама). Данное направление является основным вложением компании в продвижении. В настоящий момент таргетирования реклама считается наиболее эффективным методом продвижения турниров.

Компания AMC Fight Nights Global плотно сотрудничает с многими компаниями, где может быть сконцентрирована целевая аудитория турниров. Таким образом партнеры — это еще один канал продвижения. Например, премиальное индор-телевидение Новиков-ТВ. На видеоэкранах заведений индустрии гостеприимства, красоты и спорта размещается медиа анонс турнира, видео или анимированная картинка. Одним из партнеров так же являются букмекерские конторы, которые после анонса турнира выставляют в своих источниках коэффициенты, предлагая своим клиентам сделать ставку на турнир.

Еще важными каналами продвижения турниров являются: место проведения турнира, федеральные каналы и радиостанции. Что касается федеральных каналов, главным партером AMC Fight Nights Global является -Матч-ТВ. На телеканале проводятся трансляции турнира, соответственно, размещаются анонсы. Например, на программу «Все на Матч», приглашаются бойцы. Обычно это участники главного боя вечера и руководство компании. Данный канал продвижения в основном направлен на людей, которые не ходят на турниры, а смотрят их по ТВ.

Самым актуальным каналом продвижения в последнее время стали блогеры, так же сюда можно отнести звезд спорта и шоу бизнеса. Блогеров, обычно с большой аудиторией и которые наиболее близки по тематике, приглашают на турниры, пресс-конференции, церемонии взвешивания, с целью привлечения к турниру.

К неактуальным методом продвижения можно отнести наружную рекламу. Если говорить о компании AMC Fight Nights Global, то они используют данный метод при проведении турниров в регионах России (обязательно используется в Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах). В центральных регионах России не используется.

При организации турнира важно учитывать территорию, где он проводится. Так как AMC Fight Nights Global проводит турниры не только в центральной части России, но и в других городах, они учитывают и каналы продвижения. В Москве и Санкт-Петербурге наиболее часто используют рекламу в интернете и таргетированную рекламу. В Кавказском федеральном округе, где наибольшая концентрация целевой аудитории, эффективнее всего работает наружная реклама, радио и «сарафанное радио». В Уральском федеральном округе, где в последнее время активно развивается данный вид спорта, работаю наружная и таргетированная реклама, радио и местные блогеры. Важным фактором является участие в турнирах местных бойцов.

В последнее время, с развитием социальных сетей, наблюдается появление еще двух методов, которые значительно влияют на продвижение турнира.

Во-первых, продвижение турниров через бойцов. Немало важный канал продвижения. Людей привлекает-герой. Потребитель, в первую очередь, обращает внимание на имена участников турнира. Особенно обращает на себя внимание имя известное в городе, за которого болеют. У каждого бойца есть своя группа фанатов, которая следит за выступлениями своего спортсмена. В крупных организациях поощряется ведение аккаунтов в социальных сетях спортсменами промоушена. Это помогает развивать популярность не только спортсменов, но и самой промоутерской компании. И для компании важно следить, что бы бойцы своевременно и правильно подавали информацию о турнирах.

Еще одним специфическим методом продвижения, которое свойственно для спарринговых видов спорта - продвижение через провокацию, конфликт бойцов. Зачастую он привлекает даже не целевую аудиторию, которой интересно следить за развитием конфликта. Промоутерская компания подхватывает эту историю и предлагает бойцам провести бой. Зачастую на этой истории строится весь промоушн турнира. На основе скандала генерируется интерес к турниру, развивается конфликт, создаются информационные поводы: мероприятия, посещение спортивных матчей, турниров. Тем самым подогревается интерес к конфликту и, соответственно, к турниру. Одним из наиболее ярких примеров данного метода продвижения можно назвать конфликт бойцов Владимира Минеева и Магомеда Исмаилова, который начался весной 2017 года и продолжается до сегодняшнего дня.

Для выявления влияния методов продвижения на интерес к турнирам по смешанным единоборствам в сети Интернет было проведено исследование с использованием разработанной анкеты. Опрос производился среди целевой аудитории: поклонников и действующих спортсменов MMA, людей, интересующиеся спортивной тематикой. В анкетировании приняло участие 76 человек, среди них 50% мужчин и 50% женщин. Анкетирование проходило с 28 декабря 2020 года по 17 января 2021 года.

Средний возраст опрошенных 34 года. Респондентам были заданы вопросы об образовании и роде деятельности, результаты которых показали, что 72,4% имеют высшее образование. Среди опрошенных оказалось 10,5% имеют среднее образование. 72% работают по найму, 4% опрошенных оказались учащимися школ. Интересно, что 9,3% опрошенных указали, что имеют свой бизнес. Среди опрошенных 3,9% указали, что профессионально занимаются смешанными единоборствами, 17,1 % являются «любителями», а 15,8% занимались единоборствами ранее.

Данные вопроса о вовлеченность респондентов к турнирам по смешанным единоборствам показали, что 35,5% опрошенных не посещали турниры по смешным единоборствам и в целом им не интересно. Эти данные в дальнейшем могут повлиять на результаты опроса, но они необходимы для чистоты исследования. Наиболее интересующие нас данные — это ответ «Да, очно» - 23,7% и «Смотрю по ТВ» - 21,1 %. Так же стоит обратить внимание на данные ответа «Смотрю в интернете» - 18,4%

При определении частоты просмотров и посещении турниров, исходя из итогов предыдущего вопроса, вполне ожидаемо, что на ответы «Не посещал ни одного турнира» и «Не смотрел ни одного турнира» значительное количество ответов респондентов 51,3% и 22,7% соответственно. В вопросе о посещении турниров так же стоит отметить ответ «Посещал пару раз» - 26,3%. В вопросе о просмотре турниров по ТВ или интернете стоит отметить ответ «часто смотрю турниры» - 34,7% (26 человек).

Основываясь на этих данных, можно сделать предварительный вывод, что даже те, кто ответил в первом вопросе, что «им не интересно», так или иначе хотя бы один раз смотрели турнир.

Ключевыми вопросами для данного исследования, являются определение на какой вид продвижения респонденты обращают внимание и что влияет на их решение посетить или посмотреть турнир.

Респонденты дали оценку на какие виды продвижения они не обращают внимания, а какие замечают постоянно. Как выясняется, наиболее заметным каналом продвижения является Интернет и социальные сети, а наименее привлекающим внимание – печатные издания и радио.

Также эффективность методов продвижения определяется вопросе «Что влияет на Ваше решение посетить/посмотреть турнир?». Респондентам, помимо заготовленных ответов, было предложено самостоятельно вписать, что влияет на их решение посмотреть или посетить турнир. По данным опроса самым привлекающим является «Имена спортсменов, участвующих в турнире» - 56,8%. Так же респонденты отметили ответы «Приглашают друзья» - 32,4%, «Реклама в социальных сетях» - 21,6%. Кроме этого, некоторые респонденты отметили, что на них повлияет наличие денежных средств, личное отношение к событию, а также интерес близких родственников.

Далее следует ряд вопросов определяющих заинтересованность респондентов к смешанным единоборствам в целом («Какие промоутерские компании знают респонденты»). Подтвердилась популярность компании UFC (73,7 %), так же респонденты отметили М-1 Global (53,9%), такой же процент популярности у Russian Cagefighting Championship RCC (РМК). В ходе исследования за основу методов продвижения, которые компании используют, мы рассматривали опыт промоутерской компании AMC Fight Nights и 42,1% респондентов ответили, что знают эту компанию.

В данном исследовании было отмечен метод продвижения через провокацию (конфликты бойцов), как один из актуальных методов. В связи с этим респондентам были заданы вопросы об их заинтересованности к такого рода продвижению.

По результатам вопроса об интересе к около-турнирной жизни бойцов (конфликтам, личной жизни) 40,5 % ответили «нет», а «да» ответили 12,2%. Результаты этого вопроса могут противоречить выбору «Имена участников турнира», как эффективному методу продвижения. Но не всегда интерес к спортсмену сопряжен с интересом к его личной жизни. В следующем вопросе об отношении к конфликтам бойцов, 27% опрошенных ответили, что относятся положительно, но в целом респонденты дали негативную оценку таким ситуациям: 31,1% опрошенных отметили «Отрицательно, это мешает спорту». Один из респондентов выразил мнение «Отрицательно, хотя и понимаю, что это один из способов раскрутки боёв. Особенно неприемлемо, когда выходит за рамки спорта и переходит на личность, затрагивает семью, религию, национальность соперника». Другой респондент выразил понимание к таким ситуациям ответив «Элемент шоу должен быть».

Заключительный вопрос основного блока был о влиянии конфликта на решение посетить или посмотреть турнир. Большинство респондентов дали ответ «Скорее не влияет» – 33,8%. Вторым по значимости ответом стал «Не влияет, смотрю исключительно ради боев» - 24,3%. Значительное количество респондентов ответили «Скорее влияет» - 20,3% и положительно «Влияет, интересна развязка конфликта» ответили 12,2%. По результатам заключительных вопросов можно сделать вывод, что в целом к возникновению конфликтов среди бойцов относятся негативно и это не влияет на принятие решения посетить или посмотреть турнир. Но, среди респондентов нашлись и те, кто считает, что появление и развитие конфликта заинтересует их и они посмотрят турнир.

В итоге можно сделать вывод, что эффективность методов продвижения, которые выделяют организаторы и респонденты в целом схожи. Организаторы делают упор на рекламу в интернете. Влияние на посещение и просмотр турнира во многом оказывают имена спортсменов, и организаторы это безусловно учитывают. При этом организаторы понимают, что бойцов много, а заслуживших «имя, на которое придут» мало и невозможно организовывать каждый турнир с популярными бойцами.

В настоящее время значительное внимание уделяется не прямой рекламе, а нативной (ненавязчивой) рекламе через посты в социальных сетях, посещение участниками спортивных мероприятий радио и телепередач, размещение видеороликов на хостинге YouTube. Еще одним активно набирающим обороты способом продвижения являются конфликты спортсменов. Зачастую, на конфликте строится вся PR-кампания турнира, организовываются дополнительные мероприятия и создаются ситуации, при которых бойцов «сталкивают лбами». При этом, как показало исследование, данный метод не всегда эффективен и интересен целевой аудитории, но все равно данный метод оказывает влияние на часть аудитории.

Литература

ПР (PR) [Электронный ресурс] // Записки маркетолога: сайт. / URL: http://www.marketch.ru/ (дата обращения 25.11.2020).

Методы продвижения [Электронный ресурс] // Записки маркетолога: сайт. / URL: http://www.marketch.ru/ (дата обращения 25.11.2020).

Что такое смешанные единоборства? [Электронный ресурс] // UFC: Прямые трансляции, видео боев и последние новости: сайт. / URL: https://ru.ufc.com/ (дата обращения 15.12.2020).

Спортивный промоутер [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.12.2020).

Пивоваров А. Новая русская драка: почему смешанные единоборства на таком хайпе в России [Электронный ресурс] // YouTube канал «Релакция»: сайт. / URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения 14.12.2020).

Просмотров работы: 146