Это нашей истории строки - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Это нашей истории строки

Мессенгер К.В. 1, Тюрина Т.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Где-то есть такие жк едры  соснами,

Где-то есть такие ж зимы с вёснами,

Горы есть со снеговыми шапками

И посёлки с трубами и шахтами.

Только нет нигде чего-то главного,

По цене одной лишь жизни равного,

Очень близкого чего-то, очень местного,

Сердцу только одному известного.

Виктор Баянов

Термин «краеведение» появился на рубеже 20 века.

Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания  подрастающего поколения на народных традициях, речевой культуре.

Краеведение воспитывает чувство здорового патриотизма, гражданского самосознания, бережного отношения к прошлому, уважения к предкам, к тем, кто внес посильный вклад в прославление родной земли.

Не знать историю своей малой родины – значит не видеть себя и свой род в большой истории, значит относиться ко всему в истории отвлечённо, безлично-необязательно. Знать историю родного края для человека так же естественно, как знать собственную наследственность. Хорошо, если человек может гордиться родословной семьи, края и отечества. Но если в ней есть «тёмные пятна», – знать о них тем более важно, чтобы нормализовать жизнь.

В каждом крае есть свои «болевые точки» и свои, региональные, темы для литературы. В Кузбассе это история заселения и обживания земли, а история эта касается проблем экологии. Когда-то мы гордились терриконами и дымами над большими трубами: знаки технического прогресса! Но времена меняются, ценности переоцениваются, – чем же нам гордиться теперь? Теперь, когда мы, более-менее объёмно, знаем об экологических преступлениях наших перед землёй? Такое знание может дать история края, и часть её – литературная история.

Литературные деятели нашего региона внесли достойный вклад в развитие русской литературы. В их произведениях представлены темы, волнующие современников. Это тема любви, тема природы, дружбы, строительства, исторической памяти и другие. Но все они объединяются основной большой темой, проходящей лейтмотивом через творчество писателей земли Кузнецкой, – это тема малой родины, представленная через размышления авторов о поисках истины, о личной ответственности человека за происходящее в мире.

При знакомстве с литературой Кузбасса невозможно оставить в стороне имена таких писателей как Василий Федоров, являющийся общепризнанным поэтом-классиком, Анатолий Иленко, Владимир Мазаев, Иосиф Куралов, Игорь Киселёв, Евгений Буравлёв.

Что же характерно для творчества писателей земли Кузнецкой?

Большой интерес вызывает тема исторической памяти, представленная в произведениях названных авторов. Обратившись к поэмам В.Федорова, можно убедиться в том, что художник в своих произведениях отразил исторический путь сибирского села, являющегося частью большой России (поэма «Марьевская летопись»). Что вновь убеждает нас в сопричастности своего рода к большой истории.

В поэме «Золотая жила» представлено отражение сибирского таёжного характера, быта кузбасской деревни вековой давности, что не может не вызвать интереса читателей. Проблемы нравственности, духовного мира человека, тема любви – все нашло отражение в содержании поэмы. Названные произведения В.Федорова – это отражение судьбы русской деревни и человека, нашедшее художественное воплощение в содержании поэм, носящих личностный характер. Они «узнаваемы», и этим объясняется особый интерес: действие происходит рядом, на нашей малой родине.

Стихотворения Владимира Измайлова привлекают «привязанностью» к родным местам. «Цвет тайги» – так называется одно из стихотворений поэта. Невольно внимание читателя обращается на реалистическое восприятие тайги, представленное через призму поэтического взгляда.

Стихотворение «Мой товарищ спросил у меня без затей…» отсылает читателя к истории строительства Междуреченска, что формирует чувство патриотизма в душах читателей.

Обратившись к лирике Игоря Киселёва, следует отметить, что она носит исповедальный характер. Основная тема стихов Киселёва – любовь к родной земле. Произведения поэта пронизаны удивительным чувством, имя которому – «патриотизм». Автор не заявляет во весь голос «Я – патриот». Он просто размышляет о родной земле, к жизни и истории которой он причастен. Сопричастность эту ощущает и читатель. Обратившись к стихотворению «Благодарю, земля, благодарю», читатель невольно задумается о вечном, о приходящем и преходящем. Поэт переживает жгучую боль в связи с тем что «…однажды навсегда покинут птицы наши города, и никогда не прилетят обратно!? Легко порвав в бестрепетном зените, Твои, земля, связующие нити!». А ведь сегодня эта проблема – проблема нарушения экологии как нельзя более актуальна. И говорить о ней необходимо. Как можно говорить о душе, не обращаясь к нашей духовности?

Лирике И.Киселёва присуща высокая духовность, что ещё раз убеждает читателя в том, что художник – это носитель духовных ценностей не только личных, но и тех, кто находится рядом, ибо только в общении реализуется человек. И удивительное ощущение сопричастности всему живому («Я стал ощущать себя частью деревьев, и звезд, и воды») – вот что является доминантой лирики названного поэта.

К духовной лирике возможно отнести стихи, что немаловажно для подрастающего поколения, Виктора Жданова («Старик»), Владимира Мазаева («Брошенка»), Павла Майского («В своём пророчестве убогом»). В названных произведениях присутствует тема малой родины как точка отсчета жизненного пути, тема предназначенности поэта и поэзии.

При изучении литературы Кузбасса следует обратить внимание и на многообразие жанров, представленных в творчестве писателей Кузбасса. Говоря о многообразии жанров, следует обратиться и к драматургии. Пьеса Виктора Бабковского «Пилигримы» интересна своей «узнаваемостью». События, представленные в ней, происходят в областном центре, недалеко от памятника Пушкину, на улице Весенней, рядом с краеведческим музеем. В пьесе представлена проблема человека и власти, облеченная в поэтическую игру и «карнавальность» действия. Кроме того, пьесе присуща и современная драматургическая тенденция – сокращение количества персонажей.

Проза кузбасских писателей – уникальное явление в русской литературе. Уникальность его заключается в многожанровости: романы, повести, рассказы, миниатюры и литературоведческие статьи.

Рассказ Владимира Мазаева «Я забуду тебя, я тебя позабуду» пронизан исповедальным началом, столь характерным для автора. «Нюрка из Тарлашки» представляет психологию девушки-подростка», «выдавленной» из родной деревенской семьи и «потерянной» в городской жизни.

К теме развала семьи обращена и «женская проза», представленная именем Юлии Лавряшиной. Рассказ «Клаустрофобия» заставляет читателя задуматься над вопросом: что окружает нас: мир сумасшедших или сумасшедшие в мире?

Кузбасские писатели не могли обойти стороной и тему правдоискательства. Свой «чудик» (термин В.Шукшина) присутствует и в творчестве Михаила Кривошеина, остро воспринимающего проблему «город-деревня» и приглашающего читателя еще раз совместно проанализировать её.

Конец двадцатого века в литературе отмечен интересом писателей к так называемой «лагерной прозе». Для кузбасских художников эта тема также злободневна. В «Этапном дне» Константин Акатов по-новому взглянул на проблему выживания человека в экстремальных условиях.

Таким образом, литература земли Кузнецкой – уникальное явление, так как знакомство с ней расширяет духовный опыт читателя, вносит огромный вклад в гуманитарное воспитание и образование детей и молодежи.

И причину тому можно объяснить словами Есенина: «У меня родина есть!… Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же!»

И надо помнить, что в памяти человечества всегда оставались не столько технические удобства, сколько духовный уровень эпохи, а это и отражается в зеркале литературы.

Просмотров работы: 5