Патриотическое воспитание, являющееся составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой целенаправленную деятельность органов власти и общественных организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
На современном этапе одной из актуальнейших проблем является набор призывников для службы в Вооружённых силах РФ, многие юноши стараются избежать военной службы. Основными причинами на наш взгляд являются, во-первых, низкий уровень патриотического сознания подрастающего поколения, а во-вторых, отсутствие информированности будущих защитников Отечества о службе и как следствие этого - страх перед неизвестными трудностями.
Организация военно-полевых сборов позволяет решить сразу две проблемы: подготовка молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил и профилактика асоциального поведения. Опыт показал эффективность данной формы организации патриотического воспитания. Апробация данного проекта прошла в июле 2008 года при финансовой поддержке Киселевского отделения общества воинов – интернационалистов. По результатам анкетирования, проведённого до военно-полевых сборов, проявляли желание служить в армии 35% потенциальных воинов-спасателей, после – 73%.
Стратегия достижения поставленных целей
Проведение сборов планируется в летний период продолжительностью 10 дней. Количество будущих воинов – спасателей, проходящих обучение в лагере, – 18 человек из обучающихся ДДЮТЭ и детей, стоящих на учёте в инспекции отдела по делам несовершеннолетних (ОДН).
Инструкторско-преподавательский состав лагеря – 5 человек, среди них - профессиональный врач. Все инструкторы, работающие с детьми, имеют звания «Инструктор – спасатель», спортивные разряды, являются членами Киселевского отделения общества воинов – интернационалистов. Обязательное требование к инструкторам – наличие педагогического опыта.
Одним из наиболее главных преимуществ военно – полевых сборов является их мобильность, которая выражается, в частности, в том, что их в отличие от стационарного лагеря можно каждый год (каждое лето) проводить на новом месте. Этот фактор имеет целый ряд положительных сторон: дает возможность каждый раз по-новому использовать окружающее пространство; позволяет формировать у детей умения адаптироваться в новой природной и социальной среде; реализовывать стремление подростков к путешествиям по новым неизведанным местам; пробудить интерес к изучению родного края.
Место проведения военно – полевых сборов – район Кузнецкого Алатау Кемеровской области. Экологическая чистота района, богатые туристские возможности и историческое прошлое края, наличие удобных подъездов, подходов, коммуникаций позволяют организовать работу военно-полевых сборов максимально эффективно и с высокой степенью безопасности.
В процессе организации военно-полевых сборов используются разнообразные формы: военно – строевая подготовка, конкурсы солдатского мастерства по строевой подготовке и знанию оружия, соревнования, беседы, лекции, игры, конкурсы, викторины. Программа военно – полевых сборов предусматривает радиальные выходы с целью проведения природоохранных и природовосстановительных мероприятий в государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау».
Военно-полевые сборы проходят по программе «Юные воины-спасатели» в условиях природной среды на принципах самообслуживания. Подростки живут в палатках, пищу готовят на костре.
Программа «Юные воины-спасатели»
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА |
3 |
- |
3 |
2 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА |
3 |
10 |
13 |
3 |
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
2 |
15 |
17 |
4 |
ВОЕННО – МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА. |
2 |
6 |
8 |
5 |
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ |
4 |
3 |
7 |
6 |
СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ |
1 |
3 |
4 |
7 |
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ |
1 |
3 |
4 |
ИТОГО: |
16 |
40 |
56 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Конвенция о правах ребенка, Конституция (статья 59), Устав воинской службы. Система прав и свобода личности. Правила приема в военные учебные заведения.
2. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА.
Современные виды оружия. Общие воинские уставы. Обязанности солдата.
Практика. Строевые приемы без оружия. Оружейные приемы, движение с оружием. Строевая стойка. Повороты на месте. Повороты в движении. Походный строй: колонна по три, колонна по два, колонна по одному. Основные правила стрельбы. Назначение, боевые свойства АК -74. Материальная часть стрелкового оружия. Сборка, разборка, чистка, смазка оружия.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Изучение комплексов ОРУ.
Практика. Спортивные игры. Преодоление полосы препятствий. Метание гранаты. Бег.
4. ВОЕННО – МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Гигиена. Личная гигиена военнослужащих. Юридические основы прав и обязанностей в оказании первой медицинской помощи (ПМП). Основы анатомии и физиологии человека. Виды травм и их характеристика.
Практика. Средства оказания ПМП при ранениях, кровотечениях и травматическом шоке; при растяжениях, ушибах и вывихах; при переломах и при длительном сдавливании конечностей; при повреждении глаза, уха, горла и носа; при обморожении и ожоге; при укусе клеща; при поражении отравляющими и опасными химическими веществами; пострадавшим с острыми психическими нарушениями. Знание лекарственных растений, характерных для Кемеровской области. Основы эпидемиологии.
5. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ.
Основные правила поведения в условиях природной среды. Конституция (ст.58). Природные процессы и факторы, влияющие на человека; признаки их изменения и опасных проявлений. Возможности человеческого организма, его живучесть и возможности адаптации к изменяющимся природным условиям; основные меры защиты и самозащиты. Знакомство с основными опасными природными факторами, явлениями, объектами в районе путешествия и проживания.
Практика. Меры предупреждения и нейтрализации опасных факторов (на местных примерах). 3накомство с природно-климатическими условиями регионов: геоморфологией, климатом, погодой, растительным и животным миром. Передвижение людей в условиях пересеченной местности, препятствия, преграды и их преодоление. Ориентирование на местности.
6. СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Групповое и личное снаряжение.
Практика. Назначение и применение различных видов снаряжения. Специальное снаряжение. Правила хранения и эксплуатации снаряжения.
7. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
Четкое руководство поисково - спасательными работами (ПСР), единоначалие и строгая исполнительская дисциплина.
Практика. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителей работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки.
Соревнования и поход проходят вне сетки часов.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся
будут знать:
нормативно – правовую основу деятельности данного объединения;
основные положения и понятия строевого устава;
правовые основы несения военной службы;
материальную часть стрелкового оружия;
подвиги воинов-земляков;
основные правила поведения в условиях природной среды и меры защиты;
приемы оказания первой доврачебной помощи в условиях природной
среды;
действия в чрезвычайных ситуациях, систему предупреждения;
снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной
среды;
основы безопасного ведения спасательных работ;
виды костров;
памятники природы заповедника «Кузнецкий Алатау»
будут уметь:
выполнять строевые приемы с оружием и без оружия;
двигаться строевым шагом, подавать команды и управлять строем;
проводить полную сборку (разборку) автомата АК – 74;
выполнять комплексы физических упражнений;
отличать виды и роды войск Российской Армии;
оказывать первую доврачебную помощь;
выбирать место и устанавливать палатку, разжигать костер;
распознавать лекарственные растения;
проводить спасательные работы и эвакуировать пострадавших;
преодолевать препятствия в горах, водные преграды;
заниматься природоохранной, природовосстановительной деятельностью
Одним из результатов реализации проекта является привлечение трудных подростков в творческие объединения ДДЮТЭ туристско-краеведческой и военно-патриотической направленностей.
Рабочий план реализации проекта
«Юные воины-спасатели»
Работа проводится поэтапно:
1 этап подготовительныйвключает в себя подготовку специального военного, туристского снаряжения, спортинвентаря; оборудования лагеря, подготовку территории к приему детей; комплектование инструкторско-педагогического персонала.
Группы комплектуются из обучающихся ДДЮТЭ, не занятых в летний период и трудных подростков, по ходатайству инспекции ОДН.
2 этап основной включает основные мероприятия по проведению военно – полевых сборов.
1. Продолжительность смены – 10 дней
Состав смены:
юные воины – спасатели – 18 человек от 14 до 17 лет.
педагогический состав: начальник военно – полевых сборов – 1 чел;
- заместитель начальника военно- полевых сборов по учебно –
воспитательной работе – 1 чел.;
- инструкторы – педагоги – 2 чел.;
- врач-инструктор – 1 человек.
3. Для реализации проекта туристское снаряжение (палатки, оборудование бивака) предоставляется ДДЮТЭ, оплата труда осуществляется из фонда заработной платы ДДЮТЭ, военное снаряжение (обмундирование, автоматы, муляжи гранат) - Киселевским отделением общества воинов – интернационалистов.
К месту проведения сборов – район Кузнецкого Алатау Кемеровской области, обучающиеся доставляются электропоездом до станции Лужба.
Юные воины – спасатели живут в палатках туристского класса.
Программа военно – полевых сборов включают в себя цикл теоретических занятий курса подготовки по программе «Юные воины – спасатели» в объёме 16 часов. Большая часть программы отводится на практические занятия в объёме 40 часов, где обучающиеся закрепляют полученные знания на практике.
3 этап заключительный
Включает в себя свёртывание лагеря, подведение итогов военно-полевых сборов, выполнение отчёта по итогам проекта, подкреплённого видео и фотоматериалами.
Режим работы лагеря
ДЕНЬ
Размещение в лагере.
Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в
палаточном лагере.
Знакомство с распорядком дня и программой военно – полевых сборов.
Экскурсия по окрестностям лагеря.
Торжественное открытие лагеря.
«ВЕЧЕР ЗНАКОМСТВ» - у костра.
2 ДЕНЬ
Занятия по курсу подготовки «Юный воин –спасатель».
Нормативно- правовая основа.
Беседа: «НАРКОТИКИ: «Жизнь или смерть?»».
Познавательная игра « Будь здоров! »
Первоначальная военная подготовка.
Спортивное состязание «Веселые старты!».
Танцевальный марафон «СУПЕР-ДУЭТ»
3 ДЕНЬ
Учебно-тренировочные занятия в районе памятника природы «Алгуйские тремолиты».
Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель». Первоначальная военная подготовка.
Военно – медицинская подготовка.
Конкурс актерского мастерства.
Физическая подготовка.
4 ДЕНЬ
Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель» по теме «Человек и окружающая среда».
Основы оказания первой до врачебной помощи.
Психологический тренинг, игра «ФОРТ БАЯРД»
Природная аптека: растения - «целители» и «губители».
Физическая подготовка.
5 ДЕНЬ
Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель».
Первоначальная военная подготовка.
Основные правила поведения и меры защиты в условиях природной среды.
Экспресс – тесты по общей физической подготовке (ОФП).
Тематический вечер «Деревья тоже воевали».
6 ДЕНЬ
Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель». Основы безопасного ведения спасательных работ.
Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.
Отработка элементов спасательных работ на воде, в горах.
Подготовка к пешему походу.
7-9 ДЕНЬ
Радиальные пешеходные маршруты.
Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель».
Техника туризма. Основы безопасного ведения спасательных работ.
Военно – медицинская подготовка. Правила спасения на водах.
Экологический десант по благоустройству прилегающей к лагерю территории.
Подготовка летописи лагеря и экспонатов музея туризма.
Разборка, сушка, сдача снаряжения.
Подведение итогов работы лагеря, вечер «Расстаемся, друзья …»
ДЕНЬ
Итоговые соревнования в лично-командном первенстве.
Сбор лагеря, уборка территории, отъезд.
Оценка результатов
Уровень усвоения программы военно-полевых сборов отслеживается инструкторско-педагогическим составом по направлениям подготовки юных воинов-спасателей. Итогом реализации проекта является туристский пеший поход, где обучающиеся реализуют свои теоретические и практические знания и соревнования в лично-командном первенстве.
В программу соревнований входят следующие спортивные соревнования и конкурсы:
Спортивная программа:
«Полоса препятствий, техногенная среда», командные соревнования;
«Полоса препятствий, природная среда», лично-командные соревнования - 2 класс;
«Спасательные работы в природной среде», командные соревнования. Класс дистанций:
- 3 класс;
«Спортивное ориентирование», лично-командные соревнования.
Конкурсная программа:
конкурс «Туристско-бытовые навыки»;
конкурс «Представление команд»;
конкурс «Первая доврачебная помощь»;
конкурс «Военное мастерство».
Определение результатов:
Судейство соревнований осуществляется согласно «Правилам соревнований по спортивному туризму» (2008 г.) и «Условий соревнований». Выполнение технических приемов и допуск снаряжения согласно «Руководства для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма» (2000 г.).
Результаты подводятся по каждому виду спортивной и конкурсной программы отдельно. Общий зачет подводится в спортивной и конкурсной программах отдельно, по сумме мест. При равенстве результатов команд в спортивной программе, предпочтение отдаётся команде, имеющей лучший результат на дистанции «Спасательные работы в природной среде».
Награждение:
Команды и участники, победители и призёры в каждом виде соревнований и конкурсной программы, награждаются призами и грамотами.
По результатам реализации проекта оформляется отчёт, подкреплённый фотоматериалами.
Список литературы
Горев, Г.Г.Растим патриотов России [Текст]: сборник информационных материалов / Г.Г. Горев, А.А.Тутыкин, Н.Н. Заикина.- Кемерово, 2007.- 250с.
Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64с.
Конституция и государственная символика Российской Федерации [Текст]: Российское законодательство – М.: Эксмо, 2007.-64с.
Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся [Текст]: С.А. Кошельков.- М., 1997. -40с.
Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря –[Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов – М.: ФЦДЮТ иК, 2005.- С.10-82.
Методика тактической подготовки [Текст] –М.: Военное издательство, 1997. – 132 с.
Патриотическое воспитание [Текст]: методическое пособие /Сост.И.А. Пашкович.- Волгоград: Учитель, 2006.- 169с.
Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника отечества и другим патриотическим праздникам [Текст] / авт.-сост. В.М. Видякин, Н.А. Касаткина, И.О. Усатова. - Волгоград: Учитель, 2006. -208с.
Строевой устав Вооружённых Сил РФ [Текст] – М.: Военное издательство, 1999. – 78с.