Юные воины-спасатели - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Юные воины-спасатели

Никулин С.М. 1, Яновская С.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотическое воспитание, являющееся составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой целенаправленную деятельность органов власти и общественных организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

На современном этапе одной из актуальнейших проблем является набор призывников для службы в Вооружённых силах РФ, многие юноши стараются избежать военной службы. Основными причинами на наш взгляд являются, во-первых, низкий уровень патриотического сознания подрастающего поколения, а во-вторых, отсутствие информированности будущих защитников Отечества о службе и как следствие этого - страх перед неизвестными трудностями.

Организация военно-полевых сборов позволяет решить сразу две проблемы: подготовка молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил и профилактика асоциального поведения. Опыт показал эффективность данной формы организации патриотического воспитания. Апробация данного проекта прошла в июле 2008 года при финансовой поддержке Киселевского отделения общества воинов – интернационалистов. По результатам анкетирования, проведённого до военно-полевых сборов, проявляли желание служить в армии 35% потенциальных воинов-спасателей, после – 73%.

Стратегия достижения поставленных целей

Проведение сборов планируется в летний период продолжительностью 10 дней. Количество будущих воинов – спасателей, проходящих обучение в лагере, – 18 человек из обучающихся ДДЮТЭ и детей, стоящих на учёте в инспекции отдела по делам несовершеннолетних (ОДН).

Инструкторско-преподавательский состав лагеря – 5 человек, среди них - профессиональный врач. Все инструкторы, работающие с детьми, имеют звания «Инструктор – спасатель», спортивные разряды, являются членами Киселевского отделения общества воинов – интернационалистов. Обязательное требование к инструкторам – наличие педагогического опыта.

Одним из наиболее главных преимуществ военно – полевых сборов является их мобильность, которая выражается, в частности, в том, что их в отличие от стационарного лагеря можно каждый год (каждое лето) проводить на новом месте. Этот фактор имеет целый ряд положительных сторон: дает возможность каждый раз по-новому использовать окружающее пространство; позволяет формировать у детей умения адаптироваться в новой природной и социальной среде; реализовывать стремление подростков к путешествиям по новым неизведанным местам; пробудить интерес к изучению родного края.

Место проведения военно – полевых сборов – район Кузнецкого Алатау Кемеровской области. Экологическая чистота района, богатые туристские возможности и историческое прошлое края, наличие удобных подъездов, подходов, коммуникаций позволяют организовать работу военно-полевых сборов максимально эффективно и с высокой степенью безопасности.

В процессе организации военно-полевых сборов используются разнообразные формы: военно – строевая подготовка, конкурсы солдатского мастерства по строевой подготовке и знанию оружия, соревнования, беседы, лекции, игры, конкурсы, викторины. Программа военно – полевых сборов предусматривает радиальные выходы с целью проведения природоохранных и природовосстановительных мероприятий в государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау».

Военно-полевые сборы проходят по программе «Юные воины-спасатели» в условиях природной среды на принципах самообслуживания. Подростки живут в палатках, пищу готовят на костре.

Программа «Юные воины-спасатели»

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

теория

практика

всего

1

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА

3

-

3

2

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

3

10

13

3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

2

15

17

4

ВОЕННО – МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

2

6

8

5

ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ

4

3

7

6

СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1

3

4

7

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1

3

4

 

ИТОГО:

16

40

56

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Конвенция о правах ребенка, Конституция (статья 59), Устав воинской службы. Система прав и свобода личности. Правила приема в военные учебные заведения.

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

Современные виды оружия. Общие воинские уставы. Обязанности солдата.

Практика. Строевые приемы без оружия. Оружейные приемы, движение с оружием. Строевая стойка. Повороты на месте. Повороты в движении. Походный строй: колонна по три, колонна по два, колонна по одному. Основные правила стрельбы. Назначение, боевые свойства АК -74. Материальная часть стрелкового оружия. Сборка, разборка, чистка, смазка оружия.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Изучение комплексов ОРУ.

Практика. Спортивные игры. Преодоление полосы препятствий. Метание гранаты. Бег.

4. ВОЕННО – МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Гигиена. Личная гигиена военнослужащих. Юридические основы прав и обязанностей в оказании первой медицинской помощи (ПМП). Основы анатомии и физиологии человека. Виды травм и их характеристика.

Практика. Средства оказания ПМП при ранениях, кровотечениях и травматическом шоке; при растяжениях, ушибах и вывихах; при переломах и при длительном сдавливании конечностей; при повреждении глаза, уха, горла и носа; при обморожении и ожоге; при укусе клеща; при поражении отравляющими и опасными химическими веществами; пострадавшим с острыми психическими нарушениями. Знание лекарственных растений, характерных для Кемеровской области. Основы эпидемиологии.

5. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ.

Основные правила поведения в условиях природной среды. Конституция (ст.58). Природные процессы и факторы, влияющие на человека; признаки их изменения и опасных проявлений. Возможности челове­ческого организма, его живучесть и возможности адаптации к изменяющимся природным условиям; основные меры защиты и самозащиты. Знакомство с основными опасными природны­ми факторами, явлениями, объектами в районе путешествия и проживания.

Практика. Меры предупреждения и нейтрализации опасных факторов (на местных примерах). 3накомство с природно-климатическими условиями регионов: геоморфологией, климатом, погодой, растительным и животным миром. Передвижение людей в условиях пересеченной местности, препятствия, преграды и их преодоление. Ориентирование на местности.

6. СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.

Групповое и личное снаряжение.

Практика. Назначение и применение различных видов снаряжения. Специальное снаряжение. Правила хранения и эксплуатации снаряжения.

7. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

Четкое руководство поисково - спасательными работами (ПСР), единоначалие и строгая исполнительская дисциплина.

Практика. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителей работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки.

Соревнования и поход проходят вне сетки часов.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы обучающиеся

будут знать:

нормативно – правовую основу деятельности данного объединения;

основные положения и понятия строевого устава;

правовые основы несения военной службы;

материальную часть стрелкового оружия;

подвиги воинов-земляков;

основные правила поведения в условиях природной среды и меры защиты;

приемы оказания первой доврачебной помощи в условиях природной

среды;

действия в чрезвычайных ситуациях, систему предупреждения;

снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной

среды;

основы безопасного ведения спасательных работ;

виды костров;

памятники природы заповедника «Кузнецкий Алатау»

будут уметь:

выполнять строевые приемы с оружием и без оружия;

двигаться строевым шагом, подавать команды и управлять строем;

проводить полную сборку (разборку) автомата АК – 74;

выполнять комплексы физических упражнений;

отличать виды и роды войск Российской Армии;

оказывать первую доврачебную помощь;

выбирать место и устанавливать палатку, разжигать костер;

распознавать лекарственные растения;

проводить спасательные работы и эвакуировать пострадавших;

преодолевать препятствия в горах, водные преграды;

заниматься природоохранной, природовосстановительной деятельностью

Одним из результатов реализации проекта является привлечение трудных подростков в творческие объединения ДДЮТЭ туристско-краеведческой и военно-патриотической направленностей.

Рабочий план реализации проекта

«Юные воины-спасатели»

Работа проводится поэтапно:

1 этап подготовительныйвключает в себя подготовку специального военного, туристского снаряжения, спортинвентаря; оборудования лагеря, подготовку территории к приему детей; комплектование инструкторско-педагогического персонала.

Группы комплектуются из обучающихся ДДЮТЭ, не занятых в летний период и трудных подростков, по ходатайству инспекции ОДН.

2 этап основной включает основные мероприятия по проведению военно – полевых сборов.

1. Продолжительность смены – 10 дней

Состав смены:

юные воины – спасатели – 18 человек от 14 до 17 лет.

педагогический состав: начальник военно – полевых сборов – 1 чел;

- заместитель начальника военно- полевых сборов по учебно –

воспитательной работе – 1 чел.;

- инструкторы – педагоги – 2 чел.;

- врач-инструктор – 1 человек.

3. Для реализации проекта туристское снаряжение (палатки, оборудование бивака) предоставляется ДДЮТЭ, оплата труда осуществляется из фонда заработной платы ДДЮТЭ, военное снаряжение (обмундирование, автоматы, муляжи гранат) - Киселевским отделением общества воинов – интернационалистов.

К месту проведения сборов – район Кузнецкого Алатау Кемеровской области, обучающиеся доставляются электропоездом до станции Лужба.

Юные воины – спасатели живут в палатках туристского класса.

Программа военно – полевых сборов включают в себя цикл теоретических занятий курса подготовки по программе «Юные воины – спасатели» в объёме 16 часов. Большая часть программы отводится на практические занятия в объёме 40 часов, где обучающиеся закрепляют полученные знания на практике.

3 этап заключительный

Включает в себя свёртывание лагеря, подведение итогов военно-полевых сборов, выполнение отчёта по итогам проекта, подкреплённого видео и фотоматериалами.

Режим работы лагеря

ДЕНЬ

Размещение в лагере.

Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в

палаточном лагере.

Знакомство с распорядком дня и программой военно – полевых сборов.

Экскурсия по окрестностям лагеря.

Торжественное открытие лагеря.

«ВЕЧЕР ЗНАКОМСТВ» - у костра.

2 ДЕНЬ

Занятия по курсу подготовки «Юный воин –спасатель».

Нормативно- правовая основа.

Беседа: «НАРКОТИКИ: «Жизнь или смерть?»».

Познавательная игра « Будь здоров! »

Первоначальная военная подготовка.

Спортивное состязание «Веселые старты!».

Танцевальный марафон «СУПЕР-ДУЭТ»

3 ДЕНЬ

Учебно-тренировочные занятия в районе памятника природы «Алгуйские тремолиты».

Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель». Первоначальная военная подготовка.

Военно – медицинская подготовка.

Конкурс актерского мастерства.

Физическая подготовка.

4 ДЕНЬ

Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель» по теме «Человек и окружающая среда».

Основы оказания первой до врачебной помощи.

Психологический тренинг, игра «ФОРТ БАЯРД»

Природная аптека: растения - «целители» и «губители».

Физическая подготовка.

5 ДЕНЬ

Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель».

Первоначальная военная подготовка.

Основные правила поведения и меры защиты в условиях природной среды.

Экспресс – тесты по общей физической подготовке (ОФП).

Тематический вечер «Деревья тоже воевали».

6 ДЕНЬ

Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель». Основы безопасного ведения спасательных работ.

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.

Отработка элементов спасательных работ на воде, в горах.

Подготовка к пешему походу.

7-9 ДЕНЬ

Радиальные пешеходные маршруты.

Занятия по курсу программы «Юный воин – спасатель».

Техника туризма. Основы безопасного ведения спасательных работ.

Военно – медицинская подготовка. Правила спасения на водах.

Экологический десант по благоустройству прилегающей к лагерю территории.

Подготовка летописи лагеря и экспонатов музея туризма.

Разборка, сушка, сдача снаряжения.

Подведение итогов работы лагеря, вечер «Расстаемся, друзья …»

ДЕНЬ

Итоговые соревнования в лично-командном первенстве.

Сбор лагеря, уборка территории, отъезд.

Оценка результатов

Уровень усвоения программы военно-полевых сборов отслеживается инструкторско-педагогическим составом по направлениям подготовки юных воинов-спасателей. Итогом реализации проекта является туристский пеший поход, где обучающиеся реализуют свои теоретические и практические знания и соревнования в лично-командном первенстве.

В программу соревнований входят следующие спортивные соревнования и конкурсы:

Спортивная программа:

«Полоса препятствий, техногенная среда», командные соревнования;

«Полоса препятствий, природная среда», лично-командные соревнования - 2 класс;

«Спасательные работы в природной среде», командные соревнования. Класс дистанций:

- 3 класс;

«Спортивное ориентирование», лично-командные соревнования.

Конкурсная программа:

конкурс «Туристско-бытовые навыки»;

конкурс «Представление команд»;

конкурс «Первая доврачебная помощь»;

конкурс «Военное мастерство».

Определение результатов:

Судейство соревнований осуществляется согласно «Правилам соревнований по спортивному туризму» (2008 г.) и «Условий соревнований». Выполнение технических приемов и допуск снаряжения согласно «Руководства для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма» (2000 г.).

Результаты подводятся по каждому виду спортивной и конкурсной программы отдельно. Общий зачет подводится в спортивной и конкурсной программах отдельно, по сумме мест. При равенстве результатов команд в спортивной программе, предпочтение отдаётся команде, имеющей лучший результат на дистанции «Спасательные работы в природной среде».

Награждение:

Команды и участники, победители и призёры в каждом виде соревнований и конкурсной программы, награждаются призами и грамотами.

По результатам реализации проекта оформляется отчёт, подкреплённый фотоматериалами.

Список литературы

Горев, Г.Г.Растим патриотов России [Текст]: сборник информационных материалов / Г.Г. Горев, А.А.Тутыкин, Н.Н. Заикина.- Кемерово, 2007.- 250с.

Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64с.

Конституция и государственная символика Российской Федерации [Текст]: Российское законодательство – М.: Эксмо, 2007.-64с.

Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся [Текст]: С.А. Кошельков.- М., 1997. -40с.

Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря –[Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов – М.: ФЦДЮТ иК, 2005.- С.10-82.

Методика тактической подготовки [Текст] –М.: Военное издательство, 1997. – 132 с.

Патриотическое воспитание [Текст]: методическое пособие /Сост.И.А. Пашкович.- Волгоград: Учитель, 2006.- 169с.

Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника отечества и другим патриотическим праздникам [Текст] / авт.-сост. В.М. Видякин, Н.А. Касаткина, И.О. Усатова. - Волгоград: Учитель, 2006. -208с.

Строевой устав Вооружённых Сил РФ [Текст] – М.: Военное издательство, 1999. – 78с.

Просмотров работы: 6