В настоящее время существует множество информационных продуктов которые позволяют перейти на качественно новый уровень обучения музыкальным дисциплинам как в музыкальных школах так и самостоятельно. Современные обучающиеся привыкшие к интерактивной среде испытывают недостаток использования в обучении программных средств при одновременном наличии таковых на информационным рынке. Такая ситуация складывается в образовании вообще, а в музыкальном тем острее по причине недостатка финансирования на местах и отсутствия заинтересованных кадров, со свежим опытом работы. Активные молодые специалисты не горят желанием пойти работать в музыкальную школу, не видят там для себя карьерной перспективы.
Для большей заинтересованности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они видели яркие картинки, как музыка может сделать их жизнь радостнее прямо сейчас, а не через долгие годы тоскливого заучивания гамм. Обучаться игре на инструменте – это долгий кропотливый труд ребенка, педагога и родителя. При этом изучение теоретических дисциплин можно сделать более увлекательным с помощью компьютерных технологий тем более, что оно обычно проходит в малых группах, а на наедине с педагогом. Уже давно всем известно дети через игру обучаются быстрее.
Применение различных визуальных и электронных интерактивных материалов, в том числе, обучающих игровых приложений, с их широким функционалом (прослушивание, просмотр нотного материала), способствует лучшему запоминанию информации благодаря воздействию одновременно на несколько каналов восприятия (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные), более быстрому изучению для отработки навыков по работе с ритмом, мелодией, основами музыкальной теории, отработкой элементарных навыков игре на инструментах в отношении расположения нот и пр. Именно музыканты, посредством воспринятых образов и собственного уровня знаний транслируют в исполняемых произведениях музыкальные представления, именно в результате прослушивания музыки формируются музыкально-образные представления. Максимально конкретизировать и направить восприятие обучающихся-музыкантов, можно именно посредством применения средств визуализации, методических материалов, представленных на основе мульти-медиа технологий.(1)
Существует множество программ, соединяющие сольфеджио и компьютер. Условно их можно разделить на следующие группы:
1) Программы – тренажеры, направленные на развитие основных видов слуха: гармонического, ритмического, мелодического и ладотонального. Данные программы можно использовать как на уроке в качестве демонстрирующего, обучающего или тестового материала, так и в домашнем обучении. Программы позволяют легко и самостоятельно менять параметры, задавать определенный уровень трудностей, темп и вид упражнений, что дает возможность ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащихся. Примерами таких программ являются: EarMaster, Eartraining.
2.) Обучающие программы типа «Музыкальный класс», «Матроскин учит музыку», «Мурзилка ищет мелодию» где для различного возраста учащихся можно прослушать объяснение основных музыкальных понятий и тут же проверить свои знания в занимательных музыкальных играх «Музыкальные кубики» - метроритмический диктант, ладоинтонационный лабиринт «Крестики-нолики» и т.д.
3) Обучающие игры, типа «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского, «Алиса в стране чудес» на музыку Вивальди, «Волшебная флейта» на музыку Моцарта. Чтобы победить, надо лишь внимательно слушать и запоминать музыку, ловить ритм и успевать нажимать на клавиши. Это прекрасно развивает не только музыкальный слух, ритм и память, но и ловкость. В подобные музыкальные игры с большим удовольствием вовлекаются и родители.
4) Нотные редакторы – Sibelius, Finale. Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок.
5) Мультимедийные музыкальные энциклопедии, которые не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений.
6) Применение интернет-ресурсов.(2)
В приведенной далее таблице (рис. 1) показаны основные программы, утвердившиеся на рынке за последние несколько лет. Отмечено наличие упражнений определенного типа: (И) — упражнения на интервалы, (Л) — на лады, (А) — аккорды, (О) — обращения аккордов, (П) — аккордовые последовательности, (В) — абсолютная высота тона, упражнения на развития абсолютного слуха, (М) — упражнения на мелодию, мелодические диктанты, (Р) — ритмические упражнения, (Г) — возможность ввода ответа голосом с использованием микрофона.(3)
Программа |
Вер. |
Платф. |
Произв. |
Сайт |
И |
Л |
А |
О |
П |
В |
М |
Р |
Г |
Дополнительные возможности |
Цена, $ |
Auralia |
2.1 |
PC |
Rising Software |
www.rising.com.au/auralia |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
√ |
Упражнения на контрапункт, кластеры и джазовую гармонию; многопользовательская система, формирование отчетов с результатами, работа в сети, создание пользовательских упражений, режим "педагога" |
149-999 |
1.0.5 |
Mac |
||||||||||||||
Big Ears |
- |
online |
Michael Ossmann |
www.ossmann.com/bigears/ |
√ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
беспл. |
Mrs. G’s Music Room |
- |
PC/Mac |
Creative Software |
creativeware.com |
|
|
|
|
|
|
|
√ |
|
Программа интерактивного обучения теории музыки |
59,95-560 |
EarMaster Pro |
4.0 |
PC |
MidiTec |
www.earmaster.com |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
√ |
Интерфейс на 15 языках, в т.ч. на русском, режим "педагога" |
53-73 |
EarMaster School |
4.0 |
Многопользовательская система с возможностями версии Pro, формирование отчетов, работа в сети, редактор упражнений |
93-610 |
||||||||||||
Earope |
1.6 |
PC |
Cope Media |
www.cope.dk |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
|
Многопользовательская система, но не сетевая, режим "педагога", редактирование упражнений, интерфейс на нескольких языках |
67-1000 |
Ear Power |
3.0 |
PC |
Fast & Soft |
www.earpower.com |
√ |
|
√ |
√ |
|
|
√ |
√ |
√ |
Интерфейс на 4-х языках, множество способов ввода ответов, редактирование упражнений |
25 |
Sight-Singing Trainer |
1.3 |
|
|
|
|
|
|
√ |
|
√ |
Программа для обучения пению нот с листа; интерфейс на 3-х языках, пользовательские лады в мелодии |
20 |
|||
Metronome |
2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
√ |
|
Метроном с широкими возможностями настройки, звуковая и визуальная индикация |
9 |
|||
Ear Trainer |
- |
PC |
Forest Hill Music |
www.ilovemusic.com/ear.htm |
√ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа через PC спикер в текстовом режиме под DOS |
9,95 |
Ear Training |
- |
online |
Jack Haynes |
webpages.charter.net/kavol/kavol.htm |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
|
|
|
|
беспл. |
Ear Trainer |
- |
online |
Martin Schoeberl |
www.good-ear.com |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
|
|
беспл. |
The musical intervals tutor |
- |
online |
Madeline Salocks |
www.musicalintervalstutor.info |
√ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
беспл. |
Aural Skills Trainer |
3.0 |
PC/Mac |
Electronic Courseware Systems |
www.ecsmedia.com |
√ |
√ |
√ |
|
|
|
|
|
|
Многопользовательская система, формирование отчетов |
99,95-800 |
Ear Challenger |
- |
PC |
|
|
|
|
|
|
√ |
|
|
Используется метод ассоциаций звука и цвета |
39,95-320 |
||
Super Ear Challenger |
- |
Mac |
|
|
|
|
|
|
√ |
|
|
39,95-320 |
|||
Tune It |
- |
Mac |
|
|
|
|
|
√ |
|
|
|
Программа для развития звуковысотной чувствительности; играются две ноты, нужно подстроить вторую к первой |
39,95-320 |
||
Tap It |
- |
PC/Mac |
|
|
|
|
|
|
|
√ |
|
Поддержка сложных ритмических рисунков, многопользовательская работа |
39,95-320 |
||
ET Drill |
2.3b |
PC |
IUSM |
www.music.indiana.edu/som/courses/523/etdrill.htm |
√ |
|
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
Многопользовательская система |
50-75 |
Listen |
2.5.2 |
Mac |
Imaja |
www.imaga.com/listen |
√ |
|
√ |
√ |
|
√ |
√ |
|
|
Многопользовательская система |
79,95 |
Chord ID |
- |
PC |
KBA Software |
www.musicstudy.com/BIAB.html |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
|
√ |
|
Программа Rhythm ID отдельно не продается; полный комплект программ, включающий Rhythm ID, предлагается за 39,95$ |
18,95 |
Pitch ID |
18,95 |
||||||||||||||
Spell ID |
18,95 |
||||||||||||||
Rhythm ID |
- |
||||||||||||||
MacGAMUT 2000 |
- |
PC/Mac |
MacGAMUT Music Software International |
www.macgamut.com |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
√ |
|
|
Многоголосные диктанты (до 4-х голосов), 4-голосные аккорды, более 1000 реальных (не сгенерированных компьютером) мелодий и аккордовых последовательностей, в том числе модуляционных; возможность начала ответа с произвольной части диктанта, редактирование упражнений, многопользовательская работа |
от 35 |
Music Box |
2.7 |
PC |
Carner Enterprices |
members.tscnet.com/pages/carner/musbox32.htm |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
|
|
|
|
26 |
Music Lessons |
1.5 |
PC |
MiBAC Music Software |
www.mibac.com |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
|
|
Программа обучения теории музыки |
119-999 |
3.0 |
Mac |
||||||||||||||
Musicianship Basics |
- |
PC/Mac |
Gregory Lewis |
www.dragnet.com.au/~donovan/mb/music.html |
√ |
√ |
√ |
|
|
√ |
√ |
√ |
|
|
38-165 |
Personal Ear Trainer |
1.10 |
PC |
janasoftware |
www.janasoftware.co.uk/pet.htm |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
|
√ |
√ |
|
|
49,95 |
Practica Musica |
4.48 |
PC/Mac |
Ars Nova Software |
www.arsnova.com/practica.html |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
Программа обучения теории музыки; возможны редактирование упражнений, загрузка новых упражнений с сайта производителя, многополь-зовательская работа, формирование отчетов |
125-600 |
Take Note |
2.12 |
PC |
Take Note Software |
www.takenotesoftware.com |
√ |
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
√ |
|
Два вида анализа: слуховой (упражнения воспроизводятся по MIDI) и теоретический (упражнения даются в виде нотной записи) |
беспл. |
Teoria |
- |
online |
Jose Rodriguez Alvira |
www.teoria.com/java/eng/java.htm |
√ |
√ |
√ |
|
|
|
|
|
|
|
беспл. |
Ear Training |
1.2 |
PC/Mac |
Treblis Software |
www.treblis.com |
√ |
|
√ |
√ |
√ |
|
√ |
√ |
|
|
29 |
Для коллективного обучения можно порекомендовать лишь программу Auralia, поскольку только она умеет работать в сети и вести централизованную базу данных по студентам. Особенно удобна эта программа для автоматизированной проверки знаний (регулярного тестирования слуха) в музыкальной школе, колледже или училище. Но нужно учесть, что сетевые лицензии (возможность установки на несколько компьютеров в локальной сети) довольно дороги. (2)
Однако для разработки уроков с применением компьютера, прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.
Список использованной литературы:
Музыкальное оборудование: официальный сайт.- 2003- .-URL: http://www.muzoborudovanie.ru/articles/ear/eartraining.php (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.
Использование музыкальных компьютерных технологий на уроках сольфеджио.-URL: https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-muzykal-nykh-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-sol-fiedzhi.html (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.
Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ АаэИ-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин сайт .-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-notnyh-arhivov-obuchayuschih-elektronnyh-igr-programm-mikshirovaniya-audio-faylov-notnyh-redaktorov-i-programm (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.