Проблемы и возможности применения обучающих электронных игр и других информационных технологий при изучении музыкальных теоретических дисциплин в музыкальных школах и училищах - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы и возможности применения обучающих электронных игр и других информационных технологий при изучении музыкальных теоретических дисциплин в музыкальных школах и училищах

Когут В.Н. 1
1Волгоградская консерватория (институт) имени П.А. Серебрякова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существует множество информационных продуктов которые позволяют перейти на качественно новый уровень обучения музыкальным дисциплинам как в музыкальных школах так и самостоятельно. Современные обучающиеся привыкшие к интерактивной среде испытывают недостаток использования в обучении программных средств при одновременном наличии таковых на информационным рынке. Такая ситуация складывается в образовании вообще, а в музыкальном тем острее по причине недостатка финансирования на местах и отсутствия заинтересованных кадров, со свежим опытом работы. Активные молодые специалисты не горят желанием пойти работать в музыкальную школу, не видят там для себя карьерной перспективы.

Для большей заинтересованности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они видели яркие картинки, как музыка может сделать их жизнь радостнее прямо сейчас, а не через долгие годы тоскливого заучивания гамм. Обучаться игре на инструменте – это долгий кропотливый труд ребенка, педагога и родителя. При этом изучение теоретических дисциплин можно сделать более увлекательным с помощью компьютерных технологий тем более, что оно обычно проходит в малых группах, а на наедине с педагогом. Уже давно всем известно дети через игру обучаются быстрее.

Применение различных визуальных и электронных интерактивных материалов, в том числе, обучающих игровых приложений, с их широким функционалом (прослушивание, просмотр нотного материала), способствует лучшему запоминанию информации благодаря воздействию одновременно на несколько каналов восприятия (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные), более быстрому изучению для отработки навыков по работе с ритмом, мелодией, основами музыкальной теории, отработкой элементарных навыков игре на инструментах в отношении расположения нот и пр. Именно музыканты, посредством воспринятых образов и собственного уровня знаний транслируют в исполняемых произведениях музыкальные представления, именно в результате прослушивания музыки формируются музыкально-образные представления. Максимально конкретизировать и направить восприятие обучающихся-музыкантов, можно именно посредством применения средств визуализации, методических материалов, представленных на основе мульти-медиа технологий.(1)

Существует множество программ, соединяющие сольфеджио и компьютер. Условно их можно разделить на следующие группы:

1) Программы – тренажеры, направленные на развитие основных видов слуха: гармонического, ритмического, мелодического и ладотонального. Данные программы можно использовать как на уроке в качестве демонстрирующего, обучающего или тестового материала, так и в домашнем обучении. Программы позволяют легко и самостоятельно менять параметры, задавать определенный уровень трудностей, темп и вид упражнений, что дает возможность ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащихся. Примерами таких программ являются: EarMaster, Eartraining.

2.) Обучающие программы типа «Музыкальный класс», «Матроскин учит музыку», «Мурзилка ищет мелодию» где для различного возраста учащихся можно прослушать объяснение основных музыкальных понятий и тут же проверить свои знания в занимательных музыкальных играх «Музыкальные кубики» - метроритмический диктант, ладоинтонационный лабиринт «Крестики-нолики» и т.д.

3) Обучающие игры, типа «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского, «Алиса в стране чудес» на музыку Вивальди, «Волшебная флейта» на музыку Моцарта. Чтобы победить, надо лишь внимательно слушать и запоминать музыку, ловить ритм и успевать нажимать на клавиши. Это прекрасно развивает не только музыкальный слух, ритм и память, но и ловкость. В подобные музыкальные игры с большим удовольствием вовлекаются и родители.

4) Нотные редакторы – Sibelius, Finale. Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок.

5) Мультимедийные музыкальные энциклопедии, которые не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений.

6) Применение интернет-ресурсов.(2)

В приведенной далее таблице (рис. 1) показаны основные программы, утвердившиеся на рынке за последние несколько лет. Отмечено наличие упражнений определенного типа: (И) — упражнения на интервалы, (Л) — на лады, (А) — аккорды, (О) — обращения аккордов, (П) — аккордовые последовательности, (В) — абсолютная высота тона, упражнения на развития абсолютного слуха, (М) — упражнения на мелодию, мелодические диктанты, (Р) — ритмические упражнения, (Г) — возможность ввода ответа голосом с использованием микрофона.(3)

Программа

Вер.

Платф.

Произв.

Сайт

И

Л

А

О

П

В

М

Р

Г

Дополнительные возможности

Цена, $

Auralia

2.1

PC

Rising Software

www.rising.com.au/auralia

 

Упражнения на контрапункт, кластеры и джазовую гармонию; многопользовательская система, формирование отчетов с результатами, работа в сети, создание пользовательских упражений, режим "педагога"

149-999

1.0.5

Mac

Big Ears

-

online

Michael Ossmann

www.ossmann.com/bigears/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

беспл.

Mrs. G’s Music Room

-

PC/Mac

Creative Software

creativeware.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа интерактивного обучения теории музыки

59,95-560

EarMaster Pro

4.0

PC

MidiTec

www.earmaster.com

 

Интерфейс на 15 языках, в т.ч. на русском, режим "педагога"

53-73

EarMaster School

4.0

Многопользовательская система с возможностями версии Pro, формирование отчетов, работа в сети, редактор упражнений

93-610

Earope

1.6

PC

Cope Media

www.cope.dk

 

 

Многопользовательская система, но не сетевая, режим "педагога", редактирование упражнений, интерфейс на нескольких языках

67-1000

Ear Power

3.0

PC

Fast & Soft

www.earpower.com

 

 

 

Интерфейс на 4-х языках, множество способов ввода ответов, редактирование упражнений

25

Sight-Singing Trainer

1.3

 

 

 

 

 

 

 

Программа для обучения пению нот с листа; интерфейс на 3-х языках, пользовательские лады в мелодии

20

Metronome

2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

Метроном с широкими возможностями настройки, звуковая и визуальная индикация

9

Ear Trainer

-

PC

Forest Hill Music

www.ilovemusic.com/ear.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа через PC спикер в текстовом режиме под DOS

9,95

Ear Training

-

online

Jack Haynes

webpages.charter.net/kavol/kavol.htm

 

 

 

 

 

 

беспл.

Ear Trainer

-

online

Martin Schoeberl

www.good-ear.com

 

 

 

 

беспл.

The musical intervals tutor

-

online

Madeline Salocks

www.musicalintervalstutor.info

 

 

 

 

 

 

 

 

 

беспл.

Aural Skills Trainer

3.0

PC/Mac

Electronic Courseware Systems

www.ecsmedia.com

 

 

 

 

 

 

Многопользовательская система, формирование отчетов

99,95-800

Ear Challenger

-

PC

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется метод ассоциаций звука и цвета

39,95-320

Super Ear Challenger

-

Mac

 

 

 

 

 

 

 

 

39,95-320

Tune It

-

Mac

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа для развития звуковысотной чувствительности; играются две ноты, нужно подстроить вторую к первой

39,95-320

Tap It

-

PC/Mac

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержка сложных ритмических рисунков, многопользовательская работа

39,95-320

ET Drill

2.3b

PC

IUSM

www.music.indiana.edu/som/courses/523/etdrill.htm

 

 

 

Многопользовательская система

50-75

Listen

2.5.2

Mac

Imaja

www.imaga.com/listen

 

 

 

 

Многопользовательская система

79,95

Chord ID

-

PC

KBA Software

www.musicstudy.com/BIAB.html

 

 

 

Программа Rhythm ID отдельно не продается; полный комплект программ, включающий Rhythm ID, предлагается за 39,95$

18,95

Pitch ID

18,95

Spell ID

18,95

Rhythm ID

-

MacGAMUT 2000

-

PC/Mac

MacGAMUT Music Software International

www.macgamut.com

 

 

 

 

Многоголосные диктанты (до 4-х голосов), 4-голосные аккорды, более 1000 реальных (не сгенерированных компьютером) мелодий и аккордовых последовательностей, в том числе модуляционных; возможность начала ответа с произвольной части диктанта, редактирование упражнений, многопользовательская работа

от 35

Music Box

2.7

PC

Carner Enterprices

members.tscnet.com/pages/carner/musbox32.htm

 

 

 

 

 

26

Music Lessons

1.5

PC

MiBAC Music Software

www.mibac.com

 

 

 

 

Программа обучения теории музыки

119-999

3.0

Mac

Musicianship Basics

-

PC/Mac

Gregory Lewis

www.dragnet.com.au/~donovan/mb/music.html

 

 

 

 

38-165

Personal Ear Trainer

1.10

PC

janasoftware

www.janasoftware.co.uk/pet.htm

 

 

 

 

49,95

Practica Musica

4.48

PC/Mac

Ars Nova Software

www.arsnova.com/practica.html

 

Программа обучения теории музыки; возможны редактирование упражнений, загрузка новых упражнений с сайта производителя, многополь-зовательская работа, формирование отчетов

125-600

Take Note

2.12

PC

Take Note Software

www.takenotesoftware.com

 

 

Два вида анализа: слуховой (упражнения воспроизводятся по MIDI) и теоретический (упражнения даются в виде нотной записи)

беспл.

Teoria

-

online

Jose Rodriguez Alvira

www.teoria.com/java/eng/java.htm

 

 

 

 

 

 

 

беспл.

Ear Training

1.2

PC/Mac

Treblis Software

www.treblis.com

 

 

 

 

29

Для коллективного обучения можно порекомендовать лишь программу Auralia, поскольку только она умеет работать в сети и вести централизованную базу данных по студентам. Особенно удобна эта программа для автоматизированной проверки знаний (регулярного тестирования слуха) в музыкальной школе, колледже или училище. Но нужно учесть, что сетевые лицензии (возможность установки на несколько компьютеров в локальной сети) довольно дороги. (2)

Однако для разработки уроков с применением компьютера, прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.

Список использованной литературы:

Музыкальное оборудование: официальный сайт.- 2003- .-URL: http://www.muzoborudovanie.ru/articles/ear/eartraining.php (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.

Использование музыкальных компьютерных технологий на уроках сольфеджио.-URL: https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-muzykal-nykh-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-sol-fiedzhi.html (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.

Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ АаэИ-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин сайт .-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-notnyh-arhivov-obuchayuschih-elektronnyh-igr-programm-mikshirovaniya-audio-faylov-notnyh-redaktorov-i-programm (дата обращения: 31.01.21).-Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.

Просмотров работы: 15