ВОСПИТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЭМИГРАНТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОСПИТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ-ЭМИГРАНТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Шлёмина В.М. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в подростковой среде произошла смена нравственных ориентиров. Уменьшилось количество молодых людей, высоко оценивающих такие ценности как уважение к старшим, почитание традиционных отечественных ценностей, любовь к Родине, чувство долга, честность, искренность, целомудрие, сплоченность и взаимовыручка. Молодежь решила просто перечеркнуть весь жизненный и исторический опыт предшествующих поколений, стремясь создавать свои «ценности» на основе приобщения к культуре, чужой по ментальности, или субкультуре. Все это лишает молодых возможности стать носителями национальной идентичности. А сохранение национального самосознания в процессе воспитания русских детей, проживающих за пределами исторической Родины, становится особо актуальной задачей, как для их родителей, так и современных педагогов. Многие зарубежные школы не имеют соответствующие средства и условия для решения существующей проблемы формирования патриотизма у детей-эмигрантов (эмигранты (от латинского emigrans, migrantis - выселяющийся, переселяющийся), лицо, добровольно или вынужденно выехавшее из страны своего гражданства на постоянное жительство в другое государство [1]).

В нашем исследовании процесс приобщения подрастающего поколения, проживающих за пределами России, к национальным духовным ценностям, традициям, культуре будем рассматривать в контексте патриотического воспитания. Патриотизм (греч. Πατριώτης - «соотечественник», πατρίς - «отечество») - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради нее. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает следующее определение патриоту: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [2]. С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест.

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Государственной программы по патриотическому воспитанию играет важную роль в обеспечении, как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека [3, c.40]. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование у детей-эмигрантов потребности любви к России, знания ее истории. Ведь патриотизм - это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и педагогической науки.

К сожалению, в настоящее время научно-педагогического исследования по поддержке детей-эмигрантов по формирования у них национального самосознания, гражданской идентичности, патриотизма с использованием дистанционных телекоммуникационных технологий практически отсутствуют. Однако в отечественной педагогической теории представлены предпосылки создающие условии для решения проблемы гражданско-патриотического и социокультурного воспитания обучающихся. В этом направлении интересны работы в области исследования философских аспектов воспитания гражданских качеств личности и мировоззренческих позиций гражданина (Л. М. Архангельский, Л. П. Буева, А. В. Ивашенко и др.); формирования ценностных ориентаций на Отечества (Н. А. Григорьева, Ю. А. Маринкина, Г. А. Самарец и др.); исследования путей приобщения к национальной культуре, содействие этнической и национальной самоидентификации личности через осознание себя субъектом национальной культуры (Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков).

В педагогическом контексте патриотическое воспитание – это сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно- нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего обеспечению безопасности личности, общества и государства [5]. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком смысле этого слова.

А.Н. Вырщиков дает более широкую трактовку понятию «патриотическое воспитание»: «формирование в личности приверженности важнейшим духовным ценностям; воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности к Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего отечества, за научно-технический и культурный вклад страны в мировую цивилизацию» [5, – С.42].

В настоящее время острота данного вопроса определяется с одной стороны, желанием семьи, уехавшей из России воспитывать своих детей патриотами своей Родины, приобщенными к национальным ценностям, формировать у них интерес к русской истории и культуре, а с другой, отсутствием соответствующей педагогической среды в зарубежных учебных учреждениях.

Следует понимать, что настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность - уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм - эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм - это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении [3].

Как известно, важную роль в формировании личности школьника, его мировоззрения, самосознания играет знание отечественной истории и культуры. Поэтому считаем целесообразным в современном российском образовательном пространстве особое внимание уделять вопросам оказания помощи семьям, проживающим за пределами Отечества, в организации духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Дети, которые проживают за границей, должны знать истоки культурных ценностей своей Родины (ее героическое прошлое, важные историко-культурные события и т.д.), приобщаться к ее духовному богатству. Возвращаясь на Родину, они не должны ощущать себя иностранцами.

С целью изучения и содействия в решении вышеотмеченной проблемы нами организовано педагогическое исследование, в рамках которого подобрана база исследования и проведен констатирующий эксперимент.

База нашего исследования - международная онлайн-школа «TutorOnline» в г. Иваново. Участники выборки: Тимофей (Оман), Алекс (США), Мария (США), Мишель (Германия), Заша (Германия), Рио (Япония), Денис (Италия), Лана (Турция), Денис (Дубаи), Анна (Новая Зеландия). Выборку испытуемых представляют школьники разных возрастных категорий – от 9 до 13 лет включительно (младшие подростки). Всего 10 человек. Особенностью школьников является то, что, имея русские корни (оба родителя русские; один из родителей – русский, другой – иностранец), они учатся в зарубежных школах, где обучение осуществляется на иностранном языке, согласно гражданско-патриотическим ценностям определенного государства, в зависимости от того, где проживает ребенок.

При опросе родителей было выявлено, что школьники испытывают нарастающий дефицит в знаниях о родной земле, национальных культурных ценностях и историческом наследии.

С целью констатации актуальности проблемы решили выяснить уровень знаний учащихся о культуре и истории России. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: составить анкету по материалам отечественной истории и культуры согласно школьному курсу гуманитарных предметов; осуществить анкетирование указанной выборки испытуемых; произвести качественный и количественный анализ результатов анкетирования; выдвинуть гипотезу и обозначить пути решения выявленной педагогической проблемы.

Анкета включает разные тематические блоки:1.Гражданско-правовой. 2. Культура России. 3. Духовно-нравственная культура. 4. Патриотизм и Великая Отечественная война. 5. Этимология исконно русских слов.

В ходе обработки полученных результатов, были выявлены следующие результаты.

Вопрос 1. «Как зовут президента Российской Федерации?» правильно («Владимир Владимирович Путин») ответило 8 респондентов (80 %) и неправильно - только 2 человека (20 %). Вопрос 2. «Какие государственные символы имеет Россия? Перечислите их» правильно («герб, гимн, флаг») ответили 3 респондентов (30 %) и неправильно – 7 человек (70 %). Вопрос 3. Что изображено на гербе России? Охарактеризуйте его значение») дал следующие результаты: никто из респондентов не дал правильный ответ («На гербе Российской Федерации изображен красный геральдический щит с двуглавым орлом, который держит в лапах скипетр и державу. В верхней части три короны, соединенные лентой. В центре щита - всадник в синем плаще, поражающий опрокинутого дракона»). Вопрос 4. «Кто такой Георгий Победоносец?» показал, что учащиеся, за исключением двух опрошенных (20%), не имеют представления о том, кто такой Георгий Победоносец (христианский святой, великомученик, особо почитающий русскими, изображенный на гербе Российской Федерации). Вопрос 5. «Какие цвета присутствуют на флаге России и что они обозначают?» показал, что 6 респондентов (60%) знают, какие цвета изображены на российском флаге, из всех опрошенных только двое (20%) могут объяснить значение цветов (белый цвет символизирует мир, чистоту и непорочность; синий - это цвет веры и верности; красный цвет символизирует силу народа, его кровь, пролитую за Отечество). Вопрос 6. «Назовите имена известных Вам русских писателей? (не менее трехявил следующие результаты: трех русских писателей смогли назвать трое из опрошенных (30%), один учащийся (10%) смог назвать двух писателей, трое учеников (30%) знают только какого-либо одного русского писателя, трое опрошенных (30%) не смогли ответить на вопрос. Вопрос 7. «Какие достопримечательности России Вы знаете?» предполагал большую вариацию ответов. Количественные показатели полученных данных с их процентным соотношением приводим ниже: дали точный ответ на поставленный вопрос - 5 человек (50%); не смогли ответить - 5 человек (50 %). Вопрос 8. «Какие открытия российских ученых Вам известнысмогли ответить трое учащихся (30%), большая часть опрошенных (70%) не дала ответа на поставленный вопрос. Вопрос 9. «Назовите дату крещения Руси» предполагал предоставление точного ответа на поставленный вопрос (988 год). Из 10 респондентов только 2 (20 %) ответили на вопрос анкеты, остальные (80%) от ответа уклонились или ответили неправильно. Вопрос 10. «Кто такой князь Владимир Красно Солнышко?» имел возможные варианты ответа: «князь», «святой», «креститель Руси» и их комбинацию. Правильно ответили 3 человек (30%), остальные опрошенные (70%) не дали верного ответа. Вопрос 11. «Имена каких русских святых Вам известны?», предполагающий много возможных вариантов ответа, верно ответили 3 опрошенных (30%).

Вопрос 12. «Каковы хронологические рамки Великой Отечественной войны?» требовался точный ответ (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.). Только 3 (30%) человека из числа опрошенных ответили правильно.

Вопрос 13. «Назовите героев Великой Отечественной войны» предполагал большую вариацию ответов. Количественные показатели полученных данных с их процентным соотношением приводим ниже: дали ответ на поставленный вопрос - 3 человека (30%); не смогли ответить - 7 человек (70 %). Вопрос 14. «Что такое Родина?» - верный ответ дали 4 человека (40%), остальные ответы не были верны. Вопрос 15. «Какого значение и происхождение слов «здравствуй», «спасибо», «благодарю»?» предполагал объяснение семантики указанных слов. Верным был ответ только 2 (20%) из 10 респондентов, остальные ответы (80%) были не полными или полностью неправильными.

Результаты опроса показали, что большинство опрошенных школьников не смогли правильно ответить на поставленные вопросы анкеты или дали неполные ответы (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Результаты анкетирования по выявлению уровня знаний учащихся о культуре и истории России

Анализ полученных результатов подтверждает наличие педагогической проблемы среди подростков. Школьники, дети эмигрантов, испытывают нарастающий дефицит в знаниях о родной земле, ее культурных ценностях и историческом наследии.

Решение выявленной проблемы предполагает применение комплексного подхода: во-первых, налаживание взаимодействия с подростками проживающих за границей и обучающихся в зарубежных учебных заведениях, с помощью технологий дистанционной коммуникации; во-вторых, для школьников организовать факультативные занятия с русскоязычными учителями гуманитарных предметов; в-третьих, с целью повышения уровня знаний учащихся о русской культуре, приобщения их к историческому наследию родной земли разработать специальную систему занятий-уроков культурно-просветительского характера.

В частности предполагаем, будет полезным проведение уроков литературы с опорой на исторический материал, литературные памятники эпохи Древней Руси и Русского государства («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Стоглав», «Задонщина» и др.) исключительно представлены богатым педагогическим содержанием духовно-нравственного и поучительного направления [9, с. 41-42], что в рамках установленной педагогической проблемы является принципиально действенным методическим материалом.

Таким образом, наше исследование продолжается, и материалы о полученных результатах будут представлены в следующих статьях авторов.

Список использованных источников

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегия_национальной_безопасности_Российской_Федерации_до_2020_года

Шмелева, Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие /Под ред. П.А. Кислякова, Е.А.Шмелевой.- Шуя: Издательство ШФ ИвГУ, 2016.- 83с. — С. 38–41.

Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2006 – С.42.

Просмотров работы: 41