Электронные библиотечные системы как инструмент библиотечно-информационного облуживания в научной библиотеке - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Электронные библиотечные системы как инструмент библиотечно-информационного облуживания в научной библиотеке

Щербакова А.Э. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие информационных технологий и компьютерной техники послужило началу использования библиотеками электронно-библиотечных систем (ЭБС). Это имеет свои несомненные плюсы, благодаря которым ЭБС значительно облегчает работу библиотеки вуза и помогает на практике ее пользователям. Но вместе с этим не стоит забывать и о проблемах, которые возникают по ходу её применения на практике.

Основные проблемы, возникающие при работе с ЭБС:

Проблема взаимодействия ЭБС с электронной информационной образовательной системой (ЭИОС). Представленные в ЭБС и традиционных массивах (ЭБ вуза, фонд традиционных изданий) ресурсы не способны полностью обеспечить учебно-методической документацией все учебные курсы и дисциплины основной образовательной программы [2]. В результате этого вузы вынуждены подключать к своим системам несколько видов ЭБС, имеющих относительно высокую стоимость подключения к системам для вузов, в том числе по сравнению с альтернативной возможностью приобретения той же литературы в традиционной форме. В ином случае вузу необходимо искать свои способы решения данной проблемы. Так, например, Научной библиотекой Челябинского государственного института культуры было выдвинуто предложение профессорско-преподавательскому составу подготовить и издать учебные пособия, которые отсутствуют в продаже (списки передавались проректорам по учебной и научно-исследовательской работе, в учебно-методическое правление, деканам). Также было отмечено, что одним из методов активизации публикационной деятельности может стать конкурс электронных учебных пособий, разработанных преподавателями кафедр вуза [6, С. 94].

Качество поисковых возможностей систем, так как большинство агрегаторов ЭБС ориентируются не на общепринятые библиотечные классификации (ББК, УДК, ГРНТИ), а разрабатывают свои собственные классификации, что отрицательно сказывается на поисковых возможностях ресурсов (отсюда же возникает Неверное библиографическое описание документов)

Интеграция информационных ресурсов и взаимодействия различных ЭБС с библиотеками вузов. Данная проблема неоднократно обсуждалась в профессиональной печати. Свои проекты по её решению предлагали специалисты Челябинского (заключение партнерского соглашения хотя бы с одной ЭБС), Кемеровского, Орловского (создание Межвузовской электронной библиотеки институтов культуры) институтов культуры, но, к сожалению, ни один из них не получил поддержки практиков [1; 3; 7].

Проблема низкой статистики работы с ЭБС конечных пользователей, обусловленная, прежде всего, неосведомленностью студентов и преподавателей вуза о подключенных ресурсах и сложившейся практикой использования пиратских ресурсов в учебном процессе. Ведь иногда даже на сайтах крупных государственных вузовских библиотек в разделе электронные ресурсы наряду с дорогостоящими зарубежными и российскими полнотекстовыми базами приводится список пиратских сайтов. Отсюда и непонимание пользователя, зачем излишние сложности вроде ввода пароля или регистрации, если можно скачать файл с нелегального источника (при этом пользователь доверяет ссылке, которую дает ему вуз) [4].

Возможно, возникновение этих проблем связано с неразработанной методической базой, отсутствием мотивации использования электронных ресурсов, с отсутствием действенной правовой основы использования ЭБС или же недостаточным финансирование библиотеки в целом. Также существует теория, что вышеизложенные проблемы в целом могут быть последствиями так называемого «ухудшающего отбора», суть которого состоит в том, что в ситуации информационной перенасыщенности выбор потребителя всегда падает на более дешевый, а не на более качественный продукт [5].

Итак, можно сделать вывод, что для преодоления ранее названных проблем, в первую очередь, нужно заняться созданием комиссии, направленной на контроль ЭБС [4]; продвижением электронных ресурсов внутри вуза [8]; расширением межвузовского сотрудничества по вопросам, связанным с проблемами и предложениями по информационному обеспечению учебной и научно-образовательной деятельности; обеспечить самоконтроль и прозрачность ЭБС. Всё это позволит предоставлять вузам наиболее качественные услуги.

Найти сегодня ЭБС, которая бы отвечала всем нашим требованиям невозможно, но только совместная, слаженная работа библиотеки и ЭБС позволит сделать ЭБС важным и незаменимым инструментом в учебном процессе.

Список использованной литературы:

Бачурина И. А. О результатах эксперимента по комплектованию библиотеки вуза культуры средствами ЭБС/ И. А. Бачурина, Т. Н. Моковая // Культура – искусство – образование : материалы XXXVIII науч.-практ. конф. науч.-пед. работников института Челяб. гос. ин-т культуры.- Челябинск: ЧГИК, 2017.- С. 103–106.

Буцык С. В. Взаимодействие электронно-библиотечных систем с электронной информационно-образовательной средой вуза культуры и искусств / С. В. Буцык // Библиотековедение.- 2015.- №5.- С. 42-46.

Грибков Д. Н. Межвузовская электронная библиотека как механизм управления процессом книгообеспеченности для институтов культуры/ Д. Н. Грибков// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2016.- № 1(69).- С. 206-210.

Иванов С.Г. Проблемы развития рынка ЭБС. Коллизии законодательства. Критерии оценки количественных и качественных показателей ЭБС. Переход на новые УГС – проблемы книгообеспеченности и пути их решения/ С.Г. Иванов// Научно-образовательная информационная среда XXI века: материалы VIII Международной науч.-практ. конф. (15-18 сентября 2014 года).- Петрозаводск, 2014.- С. 92-97.

Костюк К.Н. Электронно-библиотечные системы есть ли альтернатива? [Электронный ресурс]/ К.Н. Костюк// Российская ассоциация российских библиотек.- 2013.- Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/blogs/archives/1190/ (дата обращения: 29.01.2021).

Моковая Т. Н. Проблемы использования электронных ресурсов Научной библиотеки Челябинского государственного института культуры / Т. Н. Моковая // НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ.- 2017.- №2.- С. 92-102.

Рахматуллаев М.А. Защита научно-образовательных ресурсов в информационно-библиотечных системах [Текст]/ М. А. Рахматуллаев, Норматов Ш.Б. // Наука и научная информация.- 2019.- №2(2).- С. 121-128.- URL: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2019-2-2-121-128.

Ульянова Е. А. Электронно-библиотечные системы: выбор и оценка эффективности использования/ Е. А. Ульянова// INFOLIB: информационно-библиотечный вестник.- 2017.- №4.- С. 42-45.

Просмотров работы: 110