Информационная культура (и ее распространение среди пользователей) предусматривает воспитание доверительных отношений к библиотеке как информационному учреждению; желание стать ее постоянными и желанными посетителями; формирование навыков в сфере библиотечно-библиографических и информационно – компьютерных знаний; знакомство с информационными услугами библиотеки, которые предоставляет библиотека; ознакомление с ведущими центрами информации, банками и базами знаний, информационными системами, виртуальными библиотеками глобальной компьютерной сети, возможностями использования информационных ресурсов за пределами библиотеки; ознакомление пользователей с методами аналитико-синтетической переработки информации.
Процесс формирования информационной культуры требует дифференцированного подхода, подбора программ обучения с учетом профессиональной специализации читателей, их информационных потребностей и информационной подготовки, навыков владения компьютерной техникой. Диапазон информационных потребностей пользователей, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию, по мнению С.В.Дригайло, целесообразно проводить на трех уровнях:
1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудования, о существующей в библиотеке системе обслуживания).
2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и библиографических источников.
3. Обучение пользованию информацией на электронных носителях, электронными базами данных с применением компьютерной техники [2, с.81].
Содержание, методы и формы библиотечной грамотности читателей определяются не только уровнем их информационной культуры или профессиональными потребностями, но и условиями работы в библиотеке.
Формы обучения информационной культуре отличаются способом передачи информации, широтой охвата аудитории: это консультации, библиографические уроки, экскурсии, выставки, обзоры, дни библиографии, дни информации, путеводители, методические советы. Читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно отнести: сжатые лекции по основам информационного поиска и обзорные экскурсии для тех, кто только что записался в библиотеку; распространение памяток для самостоятельной ориентации, путеводителей по фондам и каталогам; систему наглядной информации о структуре библиотеки, ее справочно - поисковом аппарате; подготовку и издание методических пособий о пользовании базами данных, Интернетом, электронным каталогом; курсы и мероприятия направленные на обучение работе с компьютерной техникой.
Справочно-библиографический аппарат стал более современным и подвижным. В нем значительное место стали занимать электронные каталоги, базы данных, интерактивное использование каталогов библиотеки. Библиотеки стремятся к тому, чтобы Интернет стал неотъемлемой частью справочно-библиографического аппарата библиотеки. Для этого организуют обучение различных категорий пользователей методам поиска информации в социальных сетях, создаются интернет - классы.
В условиях формирования информационного общества и информационной культуры личности библиотеки должны предоставлять пользователям доступ к электронным каталогам других библиотек, к электронным журналам, к различным базам данных, которые имеются в библиотеках и информационных центрах. Это позволит даже в самой отдаленных библиотеках обеспечить пользователям тот же объем, глубину и качество информации, как и в большой библиотеке. При этом учитывается специфика региона, потребности и запросы любых организаций и предприятий – как коллективных, так и индивидуальных потребителей - пользователей информации. Поэтому одним из направлений деятельности библиотеки, как информационного учреждения, должно быть планомерное обучение читателей пользованию компьютерной техникой, это может осуществляться на коммерческой основе и проводиться на базе специального оборудованного класса, где одновременно можно обучать не только пользователей, но и сотрудников библиотеки.
Автоматизация библиотечных процессов требует от библиотекарей умения работать с электронными базами данных, владения компьютерными технологиями, что становится обязательным условием профессиональной подготовки сотрудников библиотечно-информационной сферы.
Информационная культура личности включает в себя не только библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения, но и предусматривает овладение целым комплексом знаний о процессе информатизации в регионе, районе, республике, государстве, где находится библиотека. С.В.Дригайло выделила ряд знаний, которыми должен обладать библиотечный специалист:
- ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского права, свободы слова, информационной безопасности личности;
- понимание характера и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и др.);
- представление о возможностях декодирования различных носителей информации, плюсы и минусы традиционных и электронных средств сбора, систематизации, сохранения и поиска информации;
- умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность [2, с.83].
В целях формирования информационной культуры пользователей библиотеки устанавливают дружеские контакты с другими учреждениями. Среди мероприятий, которые проводятся специально, чтобы повысить уровень информационной культуры читателей, С.В.Дригайло отметила:
- индивидуальные консультации по библиографическому поиску и методике работы с источниками;
- групповые консультации, беседы, лекции, в которых рассказывается о информационных системах стран мира, о том, как ими пользоваться, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
- практические занятия с использованием традиционных и электронных информационных ресурсов (пользователи библиотеки изучают следующие темы: использование СБА; методика конспектирования, реферирования; ведение собственных поисковых систем; оформление списков использованных источников; поисковые системы и справочники; Интернет; способы и приемы рационального чтения; техника чтения) [2, с.84].
Освоение и развитие современных компьютерно - телекоммуникационных технологий предусматривает одновременное воспитание информационной культуры личности и чувства ответственности, связанного с применением современных информационных технологий. При высоком уровне информационной культуры пользователей уменьшится количество случаев распространения недостоверной информации. Проблема информационной культуры личности неисчерпаема и должна решаться в библиотеке на современном уровне.
Чем выше уровень информационной грамотности библиотечных работников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры и информационной грамотности – процесс непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование инновационных форм обучения, могут дать желаемый и положительный результат.
Литература:
1. Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г.Антонова. - Текст: непосредственный // Высшее образование в России. - 1994. - №1. - С. 82-89.
2. Дригайло, С.В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки / С.В.Дригайло. - Текст: непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2011. - №1. - С. 79-88.
3. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности: учебно - методическое пособие / А.Н.Дулатова, Н.Б.Зиновьева. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. - 176 с.- (Сер. «Библиотекарь и время. XXI век»; вып.53). - Текст: непосредственный.
4.Зиновьева,Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс: учебное пособие / Н.Б.Зиновьева. - Краснодар, 1996. - 136 с. - Текст: непосредственный.