Дистанционные средства библиотечно-информационного обслуживания в условиях удаленной работы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Дистанционные средства библиотечно-информационного обслуживания в условиях удаленной работы

Кучкина Н.К. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня современные возможности применения компьютерных и интернет - технологий в библиотеке весьма обширны - от простого набора и распечатки текста до составления сложных информационно-поисковых систем. Перечень видов библиотечной деятельности, которые сегодня немыслимы без применения новых информационных технологий: создание и поддержка локальных и корпоративных, электронных каталогов; создание и поддержка электронных библиотек; редакционно-издательская деятельность; создание и поддержка баз данных (библиотечная статистика, кадры и др.); взаимодействие с другими библиотеками в обмене информацией и создании общих информационных ресурсов; обслуживание посетителей с помощью медиатек, полнотекстовых баз данных, правовых баз, Интернет и т.д. Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в библиотечной отрасли.

В настоящее время библиотекам очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических баз данных информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов. Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций - поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Деятельность современной библиотеки, в том числе и библиотечное краеведение, уже немыслимо без использования новых информационных технологий, позволяющих облегчить доступ читателей и пользователей к необходимой им краеведческой информации. Информационные технологии позволяют осуществлять доступ к краеведческой информации большего числа абонентов, использовать краеведческие информационные ресурсы с наибольшей полнотой и удобством. Продуктом взаимодействия влияния информационных технологий на краеведческую деятельность библиотек стало создание электронных краеведческих информационных ресурсов библиотек.

Организация доступа к краеведческим ресурсам библиотеки через различные электронные формы наиболее перспективный путь дальнейшего развития работы в области распространения знаний об истории малой родины.

Оцифровка печатных изданий библиотеками является источником получения библиографической информации и предоставляет пользователям возможность широкого доступа к электронным библиографическим ресурсам.

Использование ресурсов интернета для удовлетворения информационных запросов пользователей чрезвычайно актуально для современных библиотек. Сегодня создано настолько много сайтов, предлагающих доступ к бесплатным электронным документам, что назрела необходимость в их систематизации. Сделать это можно с помощью нового вида библиографических пособий, получивших название веблиография. Сегодня они являются надёжным подспорьем в справочно-библиографическом обслуживании.

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания - полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных, в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру - это и есть основная цель любой библиотеки.

В связи с угрозой распространения коронавируса, библиотеки страны временно перешли на дистанционное обслуживание пользователей. Интернет создал возможности для дистанционного библиотечного обслуживания и формирования устойчивого интереса к деятельности библиотек. Чтобы не потерять своих пользователей библиотеки предоставляет читателям дистанционный доступ к библиотечным ресурсам, это: доступ к сайту учреждения, доступ к электронному каталогу, доступ к электронной библиотеке ЛитРес, доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеки.

Сайт библиотеки необходим, чтобы наиболее полно реализовывать основные функции библиотеки. Поскольку библиотечные ресурсы являются важнейшим средством при решении самых различных информационных задач, связанных с образовательной, профессиональной, досуговой и иной деятельностью. Доступ к информационным ресурсам библиотек можно обеспечить посредством постоянного представительства библиотеки в информационном пространстве в форме веб-сайта. Таким образом, веб-сайт библиотеки становится виртуальным посредником между библиотекой и читателем, значительно расширяя круг последних.

С помощью сайта библиотеки предоставляют информационные услуги удаленным пользователям, а также электронные ресурсы, созданные сотрудниками учреждения.

Сегодня библиотеки активно стали использовать возможности сайта и социальных сетей для своего позиционирования. Присутствие библиотеки в социальных сетях привлекает внимание к книге, повышает авторитет учреждения. Разнообразие форм публикаций поможет библиотечному представительству быть понятным и интересным любому посетителю. Создание контента позволит объединить реальную и виртуальную работу библиотеки, а материалы использовать неоднократно

Страницы в различных социальных сетях необходимо развивать, поскольку они менее формальны, чем официальный сайт, и нацелены на общение. Пользователи могут, как участвовать в обсуждениях, так и предлагать собственные новости для публикации. Большой популярностью у молодежи пользуются сетевые игры и конкурсы. Материалы, размещаемые в группе, нацелены на информирование и способствуют в продвижении фонда библиотеки.

Библиотеки ведут группы библиотек в социальных сетях:

- для повышения имиджа библиотеки, как социального и культурного института;

- для широкой пропаганды библиотечных услуг и книжного фонда;

- для того чтобы рассказать читателям о работе библиотеки и ее возможностях;

- для того чтобы узнать интересы читателей;

- для активного общения библиотеки с читателями /подписчиками.

Для того чтобы рубрика в социальных сетях была выполнена в одном стиле и легко узнаваема, используются онлайн-сервисы, один из которых бесплатный сервис графического дизайна Canva, где представлены профессиональные макеты для изображений и документов высокого качества. Помимо множества готовых фотографий и иллюстраций имеется возможность добавлять и свои файлы, редактировать снимки с помощью уже настроенных фильтров, использовать значки, фигуры и другие элементы. Здесь представлена интересная подборка шрифтов. Этот сервис помогает оформлять информацию в едином ключе.

Работа библиотек в удаленном режиме приобрела формы электронных ресурсов для размещения на сайте в виде: буктрейлеров, видеороликов, презентаций, виртуальных выставок, интерактивных викторин. При работе в удаленном режиме библиотеками сделано немало, но дистанционное взаимодействие, каким бы информационным и качественным оно не было, не заменит живого общения библиотекаря с читателями. Основным методом визуализации литературы были и остаются книжные выставки.

Виртуальная выставка - новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации, рекомендуемые удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Большое внимание уделяется созданию виртуальных выставок. Здесь как правило используются облачные сервисы Prezi и Pow Toon. Также выставка может быть представлена в форме интерактивного плаката с помощью сервисов ThingLink или Genial.ly. Эффективный способ визуализации и продвижения книги – создание буктрейлера. Буктрейлер выполняет функцию аннотации к электронной книге. Он раскрывает ее сюжет через иллюстрации и музыку, сохраняя элемент недосказанности, чтобы после просмотра потенциальный читатель захотел узнать, как история развивается и чем заканчивается.

Виртуальные экскурсии — одна из современных форм работы библиотеки по привлечению читателей. Их наличие на веб-сайте позволяет библиотеке стать видимой и узнаваемой для потенциальных пользователей.

Каждая библиотека подходит к их разработке исходя из собственных технических и финансовых возможностей. На сайтах библиотек различных типов и видов виртуальная экскурсия представлена в разных визуальных формах: фотоэкскурсия, слайдовые презентации, видеоролик, 3D-тур — способ реалистичного отображения трёхмерного многоэлементного пространства на экране. Для создания сферических панорам и объединения их в туры используются программы PTGui, PanoramaStudio Pro, Easypano Panoweaver, Tourweaver.

Продвижение чтения среди молодежи осуществляется с помощью интернет-сервисов. Один из наиболее используемых сервисов – OnlineTestPad – простой конструктор для создания тестов и опросов. Еще одно преимущество данного сервиса – каждый вопрос можно снабдить иллюстративным материалом. Также создаются интеллектуальные онлайн-игры и кроссворды с помощью сервиса LearningApps.

Для передачи большого объема текстовой информации в мультимедийной форме используется прием, заимствованный из журналистики – «лонгрид» («долгое чтение»).

Его спецификой является разбивание на части большого количества текста, с помощью различных мультимедийных элементов: четких и красочных фотографий, видео, инфографики. Для создания лонгрида используется конструктор «Тильда».

Библиотеки много внимания уделяют выпуску печатной продукции: увеличивается ассортимент издательской продукции, усовершенствуется дизайн, разрабатываются фирменный знак и на его основе логотипы. Активно издаются закладки, памятки, путеводители по книгам, буклеты, флаеры, каталоги выставок, библиографические и биобиблиографические пособия.

Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов.

Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности.

Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей - читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.

Список используемой литературы:

Балушкина, О. Электронные ресурсы и интернет-технологии: стимулирование чтения молодёжи / О. Балушкина. – Текст: непосредственный // Библ. дело. 2018. ‒ № 22. ‒ С. 11-13.

Кислицина, Е. Н. Виртуальная экскурсия: технология создания / Е. Н. Кислицина, Д. Ю. Кислицин. – Текст: непосредственный // Соврем. библиотека. – 2015. – № 6. – С. 40–44.

Огнева, И. 1001 способ стать интересным: Работаем над формой и содержанием / И.Огнева . – Текст: непосредственный // Библиотека.-2017.- № 9.- С. 20-26.

Оченева, Н. Работаем «ВКонтакте». Для чего нужно создавать группы в социальных сетях? / Н. Оченева, М. Фаст . – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2019. – № 19. – С. 14-15.

Уварова, Е. В. Социальные сети: площадка диалога / Е. В. Уварова. – Текст: непосредственный //Современная библиотека. – 2018. – № 9. – С. 26-29.

Ястребкова, А. Как поймать в сети пользователя? / А. Ястребкова. – Текст: непосредственный //Библиотека. – 2019. – № 10. – С. 20–24.

Просмотров работы: 1319