За свою многовековую историю библиотеки прошли через огромное множество изменений. Начиная с простых ниш в стене, предназначенных для хранения глиняных табличек и различных свитков, они пришли в стадию современных многофункциональных научных центров, занимающихся не только сбором и хранением различных источников информации, но и проводят различные мероприятия, направленные на взаимодействие со своими пользователями. Изменение и инновации в развитии современных информационных технологий и средств получения, обработки, передачи и накопления информации спровоцировали необходимость поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. Одно из таких инновационных решений – это идея использования онлайн-сервисов для продвижения чтения и совместной работы с пользователями библиотеки.
Онлайн-сервисы – это программы, работающее на удаленном сервере и не нуждающиеся в установке на персональный компьютер.
Аудио, видео и визуальный контент, созданный в онлайн-сервисах, используются при оформлении различных мероприятий, размещается в блогах библиотеки и на страницах в социальных сетях, помогает её продвижению и развитию [3]. Среди множества онлайн-сервисов, в деятельности библиотек чаще всего используются следующие:
Сторителлинг – это донесение поучительной информации через повествование мифов, сказок, притч, былин, которые вызывают у человека эмоции и мышления. Сами очень напоминают сказки, потому что мораль в них скрыта. Объектами подобного творчества могут выступать как и выдуманные персонажи, так и настоящие люди [7].
Целью сторителлинга является обучение творческому мышлению и грамотному изложению своих мыслей и идей посредством слова [6]. Целевая аудитория данного сервиса – молодежь, подростки и дети.
В библиотечной практике имеет место и цифровой сторителлинг – сочетание искусства рассказывать истории с использованием медиаконтента. Как и классический сторителлинг, цифровые истории содержат определенную мораль и описывают какую-то конкретную ситуацию. Все истории длятся не больше двух-трех минут и рассказывают какие-то личные события, описывают конкретные исторические события. Также цифровой сторителлинг используется при написании сценариев и проведении презентаций [9].
Сторителлинг пользуется популярностью у зарубежных библиотек. Библиотеки Гилдфорда запустили проект Gothic Story Jam. Его основная задача – вдохновить людей на создание интерактивных готичных рассказов. Поводом для создания такого проекта послужили два события: 200-летний юбилей публикации «Франкенштейна» М. Шелли и день рождения Э. Бронте. На сайте можно ознакомиться с сорока шестью интерактивными произведениями. Другой пример использования сторителлинга в библиотечной деятельности – это принятие Британской Библиотекой Конвенции нарративных игр. Это было сделано для того, чтобы объединить всех поклонников интерактивного сторителлинга.
В России наиболее к подобного рода работе с читателями близок петербургский проект Инди-школа. В его рамках молодежь учится создавать компьютерные игры. Каждый раз проект экспериментирует с переносом произведений литературы в мир видеоигр. В 2017 году Инди-школой были созданы игры по мотивам русской классики, а в 2018 году она взяла за основу русские комиксы. Однако этот пример приводится с натяжкой, т.к. интерактивный сторителлинг пока находится на стадии освоения отечественными библиотеками.
Благодаря сочетанию психологических и управленческих аспектов, сторителлинг эффективно доносит почти любую информацию, увеличивает мотивацию людей на достижение определенных целей и совершение каких-либо поступков.
Популярность сторителлинга в библиотечной практике можно объяснить следующими причинами:
1. Виртуальное общение, отличающееся сокращениями, короткими предложениями, недосказанностью, постепенно привело к деградации устной речи и необходимости развития навыков владения искусством слова.
2. Большое количество информации в сознании пользователей и устаревшие представления о библиотеке нуждаются в креативной, позитивной и интересной книжной рекламе.
«Лента времени» — это временная шкала, на которой размещаются определенные события в хронологическом порядке. Чаще всего она представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с характеристикой конкретного события. Данный сервис дает возможность получить наглядное изображение того, как в хронологии развивалось какое-то событие. При создании ленты времени можно использовать не только текст, но и звук, видео и изображения. Кроме того, любой фрагмент ленты времени можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в сети Интернет, в котором событие освещается более детально [3].
Наиболее популярные сервисы для создания лент времени:
1. TimeRime.com — онлайн-сервис для создания лент времени, работа с которым интуитивно понятна. В события можно добавлять текст, видео, графику, звук. Есть возможность совместной работы.
2. Timetoast.com — сервис, позволяющий размещать события в хронологическом порядке. Хронология событий может включать фиксированную дату, описание, ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием.
«Облако слов» - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). В библиотечной деятельности облако слов – удобный онлайн-сервис для создания словесной мозаики слов какой-либо книги, мероприятия.
Примеры использования данного онлайн-сервиса:
1. Создание различных викторин и игр для пользователей;
2. Креативное представление информации на странице в социальной сети или блоге;
3. Реклама книги, мероприятия, акции;
4. Визуальное сопровождение массового мероприятия;
5. Создание открыток и плакатов для оформления библиотеки.
QR-код – двумерный штрихкод, который был разработан японской фирмой Denso-Wave. В этом штрихкоде кодируется различная информация, состоящая из символов. QR-код представляет собой квадратное черно-белое изображение, которое может быть «прочитано» с помощью сканирующего устройства, смартфона или ноутбука с видеокамерой, на который установлена программа для чтения QR-кода. Код может содержать любой текст, состоящий из букв, цифр и символов, или ссылку, по которой пользователь может получить информацию об объекте или месте, на котором этот код нанесён [4].
Можно привести следующие примеры использования QR-кода в библиотечной деятельности:
«Мобильная Библиотека» - социально-образовательный проект, выполненный по инициативе одного из крупнейших сотовых операторов России и стран СНГ и администрации города Краснодара. Напротив здания Кубанского государственного технологического университета на улице Красной установлены «Электронные библиотеки». Они содержат около трехсот произведений русской классики, которые можно бесплатно скачать на смартфон, отсканировав QR-код [2].
В публичной библиотеке города Фармингдейл QR-коды используют в качестве онлайн-сервиса для предоставления дополнительной информации пользователю. С помощью данной технологии можно перейти на сайт автора книги или сайты тем, имеющих отношение к книге, и тем, которые данная книга охватывает.
Армавирская библиотека в рамках Всероссийской акции «Библионочь-2012» организовала QR-квест «Лампа. Ночь. Библиотека». Для игры была разработаны задания, направленные на работу с каталогами, поиск книг в закрытом фонде и книгохранилище. Главная особенность квеста – это, что все задания были выполнены в виде QR-кода. Для того, чтобы их выполнять, читателям нужно было сначала расшифровать их.
Есть несколько вариантов использования QR-кода в библиотечной деятельности:
1. В качестве рекламы сайта библиотеки, её блога или страницы в социальной сети.
2. Как игровой и познавательный элемент при проведении массового мероприятия. Например, QR-код может содержать ссылку на дополнительные материалы, игры, интерактивные плакаты, полезные сайты по теме, список рекомендуемой литературы.
3. В качестве материала к выставке, новинкам: к книге можно прикрепить QR-код, считав который, читатель получит дополнительную информацию о книге, авторе или список литературы.
4. Как средство доступа к каталогу, электронной библиотеке, полнотекстовой базе данных библиотеки.
5. Для организации и проведения квестов [8].
Виртуальная реальность. Безграничные путешествия в альтернативных мирах — основная причина, по которой люди любят читать и посещают библиотеки. Все больше и больше библиотек предлагают своим пользователям возможность погрузиться в другую реальность при помощи в VR-шлема. Другое применение VR-технологий – это приближение библиотеки к их пользователям посредством виртуальных экскурсий по библиотеке, виртуальных воркшопов и мастер-классов [3].
В рамках проекта Wonder Lab Фергусоновской библиотеки у читателей есть возможность поиграть в виртуальной реальности, а также создать свою VR-игру на Скретче (язык программирования).
Библиотека Ахматовой презентовала свои виртуальные экскурсии, которые за пару мгновений переносят читателей из Москвы в Санкт-Петербург. Библиотека постоянно обновляет экскурсии, доступные в арсенале её VR-шлемов [5].
Стриминг и прямой эфир. Стрим — это трансляция видео в прямом эфире. Стриминговая платформа — сайт, предлагающий просмотр медиаконтента на базе своей платформы.
Работу с этим сервисом уже давно включили в свою практику многие зарубежные библиотеки. Например, в Библиотеке Тойен построили сцену 4 на 4 метра, оборудованную всем необходимым для проведения качественных стримов. Аат Вос, дизайнер библиотеки, утверждает, что за год на этой сцене проходит около четырехсот мероприятий.
Библиотеки Западного Ванкувера предлагают пользователям доступ к Netflix, а Государственная библиотека Куинсленда дает возможность бесплатно посмотреть любой из тридцати тысяч фильмов в онлайн-кинотеатре Kanopy. Читатели могут смотреть десять фильмов или эпизодов в месяц. В России же, к сожалению, пока ничего подобного нет. Всему виной пиратство, которое уничтожает необходимость бесплатного доступа к контенту.
В настоящее время появляются стриминговые платформы для видеоигр, позволяющие избавить игроков от покупки дорогих игровых устройств. Вполне вероятно, что библиотеки будут давать доступ к такому сервису. Уже сейчас в российских библиотеках проводят стримы киберспортивных соревнований и выступлений известных писателей, а также событий, которые проходят на их территории. Такой подход позволяет в разы увеличить аудиторию мероприятий [5].
В настоящее время информационные технологии играют колоссальную роль практически во всех отраслях человеческой деятельности. Не являются исключением и библиотеки. Библиотекам в нашей стране важно как можно быстрее начать изучать инновационный опыт зарубежных библиотек, т.к. длительный этап «раскачивания» может привести к отставанию в решении многих вопросов, связанных с организацией электронной среды библиотек и внедрением новых форм продвижения чтения и библиотечно-информационного обслуживания пользователей.
Список использованной литературы:
Библиотечный сторителлинг по достоинству оценили юные читатели. – Текст: электронный // МУК ЦБС г. Железногорска Курской области. - Режим доступа: http://zhelbook.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=137:6-11-2015&catid=2&Itemid=147&lang=ru. (дата обращения 12.09.2020).
В Краснодаре появляются бесплатные электронные библиотеки. – Текст: электронный // Официальный интернет-портал Администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара. – Режим доступа: http://krd.ru/upravlenie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-i-svyazi/novostidepartamenta/news_07102014_171238.html. (дата обращения 12.09.2020).
Использование мультимедийных технологий в библиотеке: информ.-метод. дайджест / сост. И. М. Хвостенко ; Новосиб. гос. обл. науч. б-ка. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2012. – 68 с. – Текст: непосредственный.
Раз квадратик, два квадратик… - Текст: электронный // БиблиоNETиК@. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=3362. (дата обращения 12.09.2020).
Социальные сервисы на службе библиотек: методические рекомендации / Брян. обл. науч. универ. библ. им. Ф.И. Тютчева; отдел авт., сост. Е.Н. Мартынова. – Брянск, 2013. - 11 с. – Текст: непосредственный.
Сторителлинг - эффективный вариант неформального общения с читателями // Сельская библиотека. - Режим доступа: http://selskajabiblioteka.blogspot.ru/2016/05/blog-post_10.html (дата обращения 12.09.2020).
Сторителлинг. – Текст: электронный // Моя библиотека 74.ru. - Режим доступа: http://marinamb485.blogspot.ru/2013/09/blog-post_30.html (дата обращения 12.09.2020).
Что такое QR-код, или Странные квадратики. – Текст: электронный // Ликбез. – Режим доступа: https://www.exler.ru/likbez/18-02-2011.htm.
Школа эффективных сторителлеров. – Текст: электронный // Счастье есть! - Режим доступа: http://bdb100ktn.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html (дата обращения 12.09.2020).