ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ ТЕОРИИ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Кириллова В.Ю. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с тем, что последнее время мы вынуждены время от времени обращаться к дистанционному (онлайн) обучению, я задумалась о том, почему бы не вводить электронное обучение теории музыки и в обычные (очные) уроки.

Михаил Казиник как-то сказал, что сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века. Тем более, современным должен быть и сам педагог. Дети XXI века чуть ли не с рождения владеют компьютерами, смартфонами. Прием информации в электронном формате им становится более привычен, понятен и интересен.

На уроках музыкальной литературы использование компьютера уже вошло в обычное дело: презентации, иллюстрация аудио\видео материала и т.д. А вот уроки сольфеджио, совершенно обделены новым форматом.

Часто теория и история музыки ассоциируются со сложными, а иногда и нудными занятиями. Даже игровые моменты не всегда меняют положение вещей. Почему бы такие уроки не «осовременить», с имеющимися в нашем веке технологиями. Это не значит, что нужно отказаться от привычных, проверенных методик преподавания - письменные задания в нотной тетради и упражнения на развитие интонации, слуха и чувства ритма за инструментом. Прибавление к основному плану урока электронных платформ поможет разнообразить предмет, и в некоторых моментах сделать его удобнее.

В современных условиях содержание учебного предмета и методики преподавания, должны постоянно доказывать свою многостороннюю эффективность. Поэтому главный вопрос - как не упрощая суть предмета, сделать сольфеджио привлекательным, востребованным новым поколениям учащихся и применимым к обучению в дистанционной форме.

Цифровизация общества сама подталкивает видоизменять формат подачи материала во всех сферах, в том числе и в образовательных. Уроки сольфеджио в ДМШ и ДШИ с использованием компьютерных и мобильных технологий создают принципиально новые возможности для усвоения материала, и имеют большие перспективы. Сегодня практически у всех учеников есть современные мобильные устройства - смартфоны, планшеты. Поэтому можно и нужно эффективно использовать эти устройства (гаджеты) на уроках, при закреплении усвоенного материала или при выполнении домашних заданий.

На данный момент существует достаточно много новых обучающих компьютерных программ, приложений для телефонов\планшетов, игр-тренажеров, электронных пособий с которыми обучение становится более интересным, разноплановым, мобильным и современным. Например, при объяснении новой темы на уроке сольфеджио, педагог может воспользоваться наглядной и яркой фото\видео презентацией, или объясняя новую ритмическую фигуру, потренироваться в игре-тренажере. Так же есть программы, которые позволяют развить музыкальных слух (например: российская программа «Караоке сольфеджио»). Само слово «караоке» ассоциируется с чем-то любительским, но дети очень любят петь под фонограмму, и после разучивания какого-либо музыкального номера, можно его в заключении спеть «караоке».

Для младших классов существует много красочных медиа программ, с анимированными героями, которые при помощи сказок или рассказов обучают нотной грамоте (Например «Круглая компания», «Дракоша в мире музыки»). Приложение для смартфона «Семь нот нотной азбуки» поможет учащимся и их родителям быстрее выучить ноты и их расположение на нотном стане. Красочное оформление, музыкальное и в тоже время очень простое в обращении - приложение подходит для подготовительного и первого класса ДМШ и ДШИ.

Для старших классов существуют уже программы сложнее и профессиональнее («FLstudi»; «MuseScore»), где ученик может не только написать диктант, но и сочинить мелодию на разных инструментах и в разных ключевых знаках. В приложении «MuseScore» ученик может писать диктанты, строить аккорды и интервалы, а так же выполнять любые письменные задания. В совокупности с демонстрацией экрана через любую платформу онлайн-урока (Googlemeet; Zoom; Skype), такой вид выполнения письменного задания очень удобен и практичен. Совершенно другая форма работы может проходить при помощи приложения FL-studio. Это уже профессиональный, но доступный уровень, где старшеклассники могут научиться сами сочинять музыку, используя различные музыкальные инструменты (13 виртуальных синтезаторов). При помощи таких приложений границы умений и навыков ученика расширяются, так же как и расширяются возможности.

Для проведения контрольных работ в виде теста\опроса можно воспользоваться платформой google-class (или «Moodle и MoodleCloud») в разделе «задание». Такая форма проведения контрольного теоретического опроса экономит время и автоматически подсчитывает баллы каждого учащегося. Составить опрос и оформить его педагог может так, как ему будет удобно, начиная от оформления и заканчивая формой и содержанием.

Для уроков по музыкальной литературе так же существует множество приложений, при помощи которых ученик может проверить свои знания по общей теме, или по музыкальным произведениям конкретного композитора. Такие приложения, как «Известные композиторы»; «Классическая музыка: викторины»; «Угадай композитора» и др.

Инновация - это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку.

Внедрение электронных ресурсов в изучение теории музыки эффективно и интересно не только для учеников, но и для их родителей. Далеко не все родители знают музыкальный язык или как-то соприкасаются с музыкальными теоретическими предметами. При выполнении задания в приложении родители вместе с детьми смогут в доступной и красочной форме вникнуть в тему пройденного урока и закрепить материал.

Нельзя обойти и проблемы осложняющие проведение таких занятий. Это и техническое оснащение, и наполняемость каждого приложения, и умение и навыки самого педагога. Для того, что бы умело, а главное быстро и эффективно, пользоваться электронными ресурсами – педагог должен сам отлично разбираться во всех программах, платформах и приложениях. А на это нужно время и соответствующие обучающие курсы. К сожалению идеально подходящего приложения пока что не существует, поэтому приходится использовать сразу несколько разных ресурсов. Не все из них в свободном доступе, а некоторые из них используются на платной основе. Но все же не мало доступных.

Американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества - Элвин Тоффлер – считал, что «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Сейчас мир стремительно развивается, появляется все больше и больше нового и кто как не педагог, должен «шагать в ногу со временем».

Исследование показало, что привлечение музыкальных приложений и разнообразных образовательных платформ позволяет увидеть предмет под другим углом. Для современных учащихся он становится ближе и понятнее. Задачей является не пренебрегать теми инновациями, что неизбежно появляются в современном обществе, а наоборот, извлекать из этого пользу. Данная тема актуальна, как никогда, и только начинает свое развитие и становление. В перспективе разработка и создание уроков на электронных платформах и приложений. Перенесение учебного материала в цифровой формат: видео, приложения, игры-тренажеры.

Мобильные приложения для смартфонов и планшетов (РlayMarket, AppStore):

1. PerfectРiano - имеет полную клавиатуру клавиш фортепиано, несколько режимов использования – для одного исполнителя в нескольких октавах, двурядный режим, для двоих исполнителей – лицом к лицу, а так же аккордовый режим. Мы используем это приложение для пения гамм, интервалов, интоннационных упражнений, сольфеджирования песен и номеров.

2. IntervalCardsTheory - Предназначено для начального этапа обучения, в определении и построении интервалов, именно их количественной стороны. Подходит для начальных классов ДМШ и ДШИ.

3. EnsembleComposer – нотный редактор для написания нот для различных инструментов, возможность выбор тональности, размера, длительностей, знаков, штрихов, динамики. Возможность применения на сольфеджио для записи гамм, интервалов, аккордов. Небольших фрагментов диктантов, творческих заданий. Все записи прослушиваются и сохраняются.

4. MusicTheoryHelper – на русском языке, имеет теоретическую и практическую часть, в разделе Упражнения два Режима – Слушание интервалов и аккордов, и Чтение нот и Интервалов. Задания имеют градацию от простых к сложным. Можно выбрать мелодическое или гармоническое звучание. Ведется счет, имеется таймер на выполнение задания.

5. Тренажер ритма. - Стань мастером ритма. Занятия по 15 минут в день от простых ритмов к сложным.

6. Rhythm Teacher -Ритмический тренажер для начинающих.

8. SolfaRead -Помогает легко и просто запомнить ноты, развивает скорость чтения нот в скрипичном и басовом ключах.

9. Абсолютный Слух 2 - Программа закрепления теории и практических применений полученных знаний, для развития музыкального слуха и ритма. Опции: Упражнения на интервалы, Упражнения на гаммы, Упражнения на аккорды, Упражнения на ритм, Статьи с теорией, Определение ладов, Упражнения тренировки восприятия абсолютной высоты нот и пения, Персональные упражнения, гаммы, аккорды.

10. Семь нот – позволяет в доступной форме выучить нотный звукоряд и угадывать ноты на слух.

Список литературы

Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.

Королев А.А.Бесплатные компьютерные программы для музыканта. - Спб., 2008.

ЛифановскийБ.Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006.

Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио. – Как учить музыке одаренных детей. Учебно-методическое издание. – КЛАССИКА – XXI. – М., 2010, с.193-221.

Интернет ресурсы

http://muzobuch.narod.ru/zNName01.htm

http://virartech.ru/flash-apps/pianokeys_names/index.php

http://depositfiles.com/files/2uo136phk - презентация Обращения трезвучия по Аккордовым сказкам Лёхиной.

https://assorti.in/index.php?readmore=380 – образовательная коллекция игра Дракоша\ Дракоша в мире музыки.

https://pedsovet.su/load/1195 - Интерактивные игры

http://www.kazinik.ru/school_of_future.html - Школа будущего

https://zen.yandex.ru/media/muztorg/10-luchshih-muzykalnyh-prilojenii-dlia-detei-5b193135e5ff7c00a86f7e3a

https://habigames.ru/smeshariki-kruglaja-kompanija - Смешарики: Круглая компания.

Просмотров работы: 39