ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Сурганов Д.С. 1
1ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках проведенных Международной сетью кафедр Биоэтики ЮНЕСКО с марта 2020 года панельных сессий были определены этические и правовые вызовы пандемии COVID-19 системе здравоохранения на глобальном уровне. Участие в вебинарах ведущих специалистов в области биоэтики и здравоохранительного права Австралии, Германии, Индии, Израиля, Кении, Великобритании и США, с обсуждением в режиме он-лайн более 420 участников разных стран позволило определить проявившиеся на этот период этические и правовые проблемы в области здравоохранения.

Как справедливо отметил профессор Рассел Д'Суза (г.Мельбурн), после объявления ВОЗ 11 марта 2020 г пандемии COVID-19 мир вступил в беспрецедентный кризис с серьезными этическими и правовыми проблемами на политическом уровне. Он отметил, что справедливость и общественное здоровье неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, баланс между потребностями общественного здравоохранения и гражданскими свободами, а также участие общественности в принятии решений правительствами, инициирует серьезные правовые и этические проблемы во многих странах.

Заявленный еще до пандемии слоган Международного дня биоэтики 2020 г – «Благо и вред» является принципом биоэтики, раскрываемым в статье 4 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (19 октября 2005 г).

Понятие «блага» в биоэтике имеет несколько значений. Первый - целостный. Значит, чтобы выгода для человека состоит в том, чтобы продвигать в целом его или ее интересы справедливым и уважительным образом. В то время как целостный (или «биопсихосоциальный») подход к медицине стремится учитывать все соответствующие аспекты благополучия пациентов, само собой разумеется, что приверженность здоровью, а не финансовым, социальным и другим интересам. Более полезное понятие «благо» в здравоохранении - это медицинское благо. Это благо для здоровья как всеобщее укрепление здоровья уважительным и справедливым образом. Тем не менее, поскольку иногда, чтобы вылечить пациента, приходится обращаться с ним не достаточно уважительно и, возможно, не совсем справедливо по отношении к другим. Третье и самое узкое определение блага сосредоточено именно на биологических аспектах медицины. Следовательно, правильное, техническое использование понятия «благо» как биоэтической ценности среди других (например, уважение к автономии) - это продвижение объективных целей здравоохранения.

В то же время, в условиях пандемии COVID-19 стали наглядно проявляться те аспекты «вреда», которые мы раньше рассматривали гипотетически или в определенных условиях для специфических групп. Например, выбор очередности оказания неотложной медицинской помощи пациентам с тяжелой степенью COVID-19 в условиях острого дефицита ресурсов здравоохранения. С этой проблемой остро столкнулись британские врачи, которым предоставили самостоятельно делать такой выбор. Выбор в пользу пациента пожилого возраста или детского, матери или ее не родившегося ребенка? Дефицит ресурсов национальных систем здравоохранения обусловил оказание «блага» одним, «вредом» для других. Ограничение мобильности лиц 65+ привело к их стигматизации по возрастному признаку: благо приобрело «вредоносные» черты?

Кроме того, сохранились и другие проблемы блага-вреда в медицине, как тонкого лезвия биоэтической проблематики, заостренного сегодня суровыми реалиями пандемии. Все это инициирует исследовательский интерес в рассматриваемом проблемном поле. Сегодня этические вызовы выходят за рамки научного поля и становятся понятными и близкими даже для обывателя. Врачу, оказавшемуся на передовой линии этого невидимого фронта, приходится решать не только сугубо медицинские проблемы, но и преодолевать внутренние нравственные барьеры, что неизбежно приведет к определенным последствиям, переосмыслению, выгоранию, адаптации и возможной смене модели взаимоотношений между врачом и пациентом. Если ранее на смену такой модели уходили десятилетия (переход от патерналистской модели к партнерской – века), в реалиях сегодняшних дней все происходит стремительно. Возможно, это будет цифровая (виртуальная) модель, где искусственный интеллект поможет врачу будущего избежать риски эмоционального выгорания. В какой степени это благо или вред для пациента, покажет будущее.

Литература:

1. Давтян С., Хачатрян М. Личная неприкосновенность // Биоэтика. - № 1(17) – 2016. - С. 10

2. Mammadova V.Y., Mammadov V.G. Medical law, bioethics and multiculturalism: points for close cooperation of UNESCO and WAML // Биоэтика . – 2017 - № 1 (21) – 2018. С.23

3.Petrov A.V. Ethical and legal problems caused by COVID-19 pandemic. Bioethics. 2020. № 2 (26). С. 29-32

Просмотров работы: 32