Актуальной задачей российского общества на современном этапе его развития, и, в первую очередь, публичных библиотек, как существующих в нем социальных институтов, является стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения. Это определено тем, что библиотека и чтение благоприятно влияют в процессе становления на человека как культурной, образованной личности на протяжении всей жизни, так как обладают уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения, а также общения.
Чтение, будучи базовым компонентом развития культуры человека и общества, воспитания, образования, представляет собой деятельность, формирующую и развивающую личность. Оно способствует выработке соответствующих социокультурных качеств личности, духовно-интеллектуальному, нравственному развитию человека. В современном обществе уровень культуры чтения служит показателем сформированности не только профессиональной и коммуникативной компетенции любого специалиста, но и одним из важных показателей его личностного развития.
Последние социологические исследования, проведенные в течение последних 15-20 лет, подтверждают, что происходит явное сужение сферы чтения, утрата навыков систематического чтения у широкого круга населения, ухудшение книжной культуры у детей и подростков и т.п., что, впрочем, вполне соизмеряться с общей мировой тенденцией. В этой сложившейся ситуации российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось распространение (а до недавних пор и пропаганда) самих книг (авторов, тем, библиографических списков, баз данных и т.д.), вслед за библиотеками других стран начинает осознавать другую свою важнейшую задачу стоящую перед ней: продвижение самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как удовольствию, формирование привлекательного облика библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.
По мнению социолога культуры и чтения С.Н. Плотникова, чтение представляет собой жизнеохраняющую функцию культуры, технологию интеллектуального воспроизводства в обществе [1, с. 46]. А.В. Воронцов утверждает, что чтение способствует выработке соответствующих социокультурных качеств личности [2, с. 37].
В современном мире уже выросла «массовая аудитория, воспитанная в атмосфере мультимедиа», вместо существующей ранее атмосферы книжности [3, с. 23]. Между тем, современные ученые обращают внимание всемирного сообщества на тот факт, что «человек читающий лучше подготовлен к коммуникационной и творческой деятельности, является более полноценным социально и богатым духовно, чем люди, по выражению А.В. Соколова, «облученные телевидением» [4, с. 105].
Библиотека — это многофункциональное, интеллектуальное пространство, основное предназначение которого видится в соединении людей и знаний. Основной целью деятельности современных библиотек является активизация интересов местного сообщества к книге, чтению, библиотеке. Важнейшими задачами, подлежащими решению посредством деятельности публичной библиотеки, должны стать следующие:
1) сохранение высокого статуса книги и чтения как средства социализации личности;
2) неизбежность создания методик и технологий привлечения внимания к чтению, а также его продвижения;
3) формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.
Появление и повышение интереса у населения к чтению должно способствовать решению жизненно-важных проблем, стоящих перед обществом. Иными словами, в данный момент появляется неизбежность в создании условий для возрождения интереса к чтению, повышения качества и разнообразия литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, роста престижности чтения как культурной ценности.
Важным элементом публичной библиотеки в ее функционирование является предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг.
Актуальной формой работы на сегодня для публичной библиотеки выступают всевозможные мероприятия, способствующие продвижению чтения. Современный уровень развития информационных технологий позволяет характеризовать публичную библиотеку как информационно-коммуникационных центр. Так читатель может получить нужную для чтения книгу, не выходя из дома, а также нужную информацию в любом месте при наличии доступа к информационным ресурсам. Фактор непосредственного общения библиотеки с читателем уступил место дистанционному обслуживанию.
Социальная сеть служит площадкой для проведения дискуссий на литературные темы, обсуждений книг, создание онлайн - клуба любителей чтения, способствующего виртуальному общению пользователей, обсуждению книг. Актуальными темами будут «Продвижение чтение в молодежной среде», «Будущее традиционных и электронных книг» и т.д. Внедрение и комплексное использование социальных сетей даст возможность публичной библиотеки расширить свою работу в продвижении чтения.
Читатель будет заинтересован в своем развитии и продвижении, за счет деятельности библиотеки, руководствующийся следующими ключевыми задачами, целью решения которых является предоставление информации, распространение грамотности, образования и культуры, представленными:
-предоставлением помощи индивидуальному и самостоятельному образованию;
- созданием благоприятных условий для творческого развития личности;
- стимулированием интереса к культурному наследию и к достижениям искусства и науки;
- сохранением устных традиций;
- обеспечением доступа граждан ко всем видам общественной информации;
- оказанием соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
- содействием развитию информации и навыков компьютерной грамотности и т. д.
Наиболее полно, по мнению М.Ф. Кряжевой и Э.С. Шакировой, свою деятельность современная публичная библиотека, реализует в концепции «третьего места», в соответствии с которой библиотека позиционирует себя как часть городского пространства, комфортная территория для саморазвития, неформального общения, социальной адаптации [5, с. 94].
Библиотека должна осуществлять свою деятельность на основе анализа потребностей населения. Обращение внимания пользователей и потенциальных читателей к проблемам библиотеки является ее обязанностью. Организация должна прилагать усилия к активному участию местного населения в библиотечных делах, создавая попечительские советы, клубные любительские объединения, общества друзей библиотеки.
В настоящее время библиотека как субъект социокультурных отношений обращает внимание к чтению со стороны населения, обеспечивает на базе новых внедренных новых информационных технологий возможность свободно пользоваться, на одном уровне с печатными изданиями, библиотечными электронными материалами.
Список использованной литературы:
1.Плотников, С.Н. Читательская культура в России / С.Н. Плотников. - Текст: непосредственный // Homolegens: памяти С. Н. Плотникова: сб. науч.тр. - Москва, 1999. - С. 46-58.
2. Воронцов, А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов. - Текст: непосредственный // Право и общество. - 2018. - № 12. - С. 36-38.
3. Чупахина, О. Новое поколение выбирает… Как привлечь внимание подростков к мировым классическим произведениям / О. Чупахина. - Текст: непосредственный // Библиотека. - 2018. - № 5. - С. 22 - 28.
4.Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А.В. Соколов. - Санкт - Петербург: Изд‐во В.А. Михайлова, 2002. - 461 с. - Текст: непосредственный.
5. Кряжева, М.Ф. Библиотека как «третье место»: реализация концепции / М.Ф. Кряжева, Э.С. Шакирова. - Текст: непосредственный // Библиосфера. - 2019. - № 3. - С. 93-98.