Формирование имиджа современного библиотекаря - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование имиджа современного библиотекаря

Калмыкова Д.А. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня формирование позитивного имиджа является актуальной проблемой в самых различных сферах деятельности, в библиотеке - особенно, для повышения статуса профессии и ее представителей. Требуется не только теоретическое обоснование природы имиджа библиотечного специалиста, функций, сущностных характеристик его типов, но и создание технологий, инструментария формирования профессионального имиджа, овладение ими каждым библиотекарем.

В обыденной жизни бытует мнение, что имидж является частью действий только публичных людей. С учетом этого можно сделать вывод, что вопросы имиджа должны относиться и к представителям библиотечной профессии. Это обусловлено тем, что именно библиотекари, в повседневной своей профессиональной деятельности ежедневно общаются с большим количеством людей. Исходя из этого, можно говорить о том, что сотрудники библиотеки тоже являются публичными людьми.

Непритягательный образ профессии, и в частности, его представителя - библиотекаря создавался долгое время как в художественной литературе (русской и мировой), так в СМИ. Киноискусство в своем формате также способствовало формированию отрицательного образа библиотекаря, демонтируя его как человека, в большинстве своем женщину, с тусклой внешностью, волосами, убранными в пучок, тихую, а порой даже безропотную. Работники библиотек не стремились ни оправдать, ни опровергнуть данное представление о себе.

С течением времени и происходящими в мировом сообществе и России изменениями, в том числе, и в библиотечной сфере, произошло и изменение людей к библиотечной профессии. Современные библиотекари имеют выход на международный уровень, возможность общения с коллегами из других стран, и, как следствие, изменения понимания места своей профессии в мире и современном индустриально развитом обществе. Все это обуславливает необходимость изменения, складывающегося годами негативного имиджа библиотекаря, исследования проблемы имиджа библиотечной профессии.

О.В. Кузина указывает, что в библиотековедении проблема имиджа рассматривается в ракурсе имиджа руководителя библиотеки, влияние на имидж библиотеки посредством рекламы, внедрения информационно-компьютерных технологий и т.д. [1, с. 25].

Побудительной, движущей силой оказывающей влияние на формирование и изменение имиджа является отношение к собственному образу, как со стороны самого человека, самой организации, так и со стороны других людей, организаций. Под отношением в данном случае следует понимать потребности и интересы: индифферентные, положительные, отрицательные и др. Так, потребность человека стать более привлекательным для себя и других определяет его поиск возможных путей изменения своего имиджа. И, наоборот, безразличие человека к себе, к тому, как к нему относятся другие, может привести к деградации.

Ключевой элемент формирования стиля библиотекаря - продемонстрировать наряду с компетентностью готовность работников библиотеки к общению, путем создания образа доброго советчика. Составные составляющие стиля библиотекаря в сознании иных людей представлены мастерством, обликом, поведением, речью. И чем гармоничнее взаимодействие всех элементов, тем более цельное оказывается впечатление. Мы не сомневаемся, что работа библиотекаря требует больших знаний, умения и желания общаться с людьми, и особенно это касается библиотекарей отделов обслуживания.

Е.В. Бруй указывает, что по материалам исследований был составлен идеальный «деловой портрет библиотекаря», в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества, представленные вниманием, настойчивостью, дисциплинированностью, памятью, уравновешенностью, коммуникативностью, активностью, четкой грамотной речью, умением логически мыслить. Все знать невозможно, но можно и должно знать, в каком направлении двигаться, чтобы найти нужную информацию [2, с. 91]. Для этого, как нам представляется, необходимо обладать профессиональным чутьем.

В современной имиджелогии и психологии существует мнение, согласно которого специальность библиотекаря относится к категории женщин-консультантов и считают, собственно, что они обязаны владеть надлежащими качествами: профессионализмом, компетентностью, бдительность, общительностью, доверительностью, готовностью к помощи. Специальность библиотекаря подразумевает и соблюдение этикета в одежде и во внешнем виде. Верно подобранный стиль одежды может помочь свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе.

Ю.И. Безгодкова указывает, что формирование имиджа библиотекаря может идти двумя путями: естественным и искусственным [3, с. 134].

При естественном формировании профессионального имиджа библиотекарь выступает той личностью, которой он является на самом деле. Такого рода имидж не требует изменений, если он сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должностью.

Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если: библиотекарь не имеет опыта работы в данной сфере или существуют внешние причины для создания имиджа библиотекаря. В данном случае, создание имиджа связано с надеванием некой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого библиотекаря. По мнению Б.А. Базыма, от правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным [4, с. 149].

Процесс искусственного формирования стиля чаще всего связан с проведением особых событий и процедур персональной и организационной работы и требует кропотливого анализа внутренних критерий жизнедеятельности библиотеки.

В разработке стиля значительную роль играет внешний вид. В первую очередь - одежда и прическа, которым сознательно уделяется больше внимания, чем иным компонентам стиля. Наблюдательный человек по внешнему облику имеет возможность сделать вывод о внутреннем стиле библиотеки. В реальное время, по мнению Б. Ашервуд, основная масса специалистов знают значимость внешнего облика и оценивают его как важный механизм достижений собственных целей.

Матвеев М. Ю. среди основных видов имиджа выделяют: желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный) имидж. Под данными названиями следует понимать не отдельные виды имиджа, а его характеристики, качества. Все эти характеристики не исключают одна другую и не противоречат друг другу. Кроме того, имидж может из одного качества переходить в другое. Так, желаемый имидж, по мнению указанных авторов, при определенных усилиях может стать реальным, а традиционный – перейти в новое качество или получить обновленное лицо [5, с. 17].

По нашему мнению, имидж библиотекаря не может находиться в отрыве от имиджа учреждения и подлежит рассмотрению в рамках имиджа библиотеки. Это нам представляется логичным по причине того, что библиотекарь, как сотрудник входит в число элементов системы «библиотека» наряду с другими элементами - контингентом пользователей, материально-технической базой, библиотечным фондом. Все вышеназванное влияет на имидж библиотеки и библиотекаря.

Список использованной литературы:

1.Крейденко, B.C. Библиотечные исследования: учебно-методическое пособие / B.C. Крейденко. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 352 с. - Текст: нпосредственный.

2. Волохова, Е.С. Основные этапы научного исследования / Е.С. Волохова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 755-757.

3. Безгодкова, Ю.И. Механизмы формирования профессионального имиджа библиотечного специалиста / Ю.И. Безгодкова. - Текст: непосредственный // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году культуры в России. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2014. - С. 134-135.

4. Базыма, Б.А. Психология цвета. Символика цвета / Б.А. Базыма. - Москва: Авеста+, 2003. - 203 с. - Текст: непосредственный

5.Матвеев, М.Ю. Проблемы изучения имиджа библиотек / М.Ю. Матвеев. - Текст: непосредственный // Новая библиотека. - 2015. - № 9. - С. 36-48.

Просмотров работы: 589