Перспективы развития экологического профессионального образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Перспективы развития экологического профессионального образования

Морозова Т.В. 1
1Государственный университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Антропогенное воздействие на окружающую природную среду и технический прогресс прошлого века привели к возникновению экологического кризиса. Каждый житель планеты Земля сталкивается хотя бы с одним из проявлений экологического кризиса: загрязнение атмосферного воздуха, изменение климата, потеря биоразнообразия, загрязнение и истощение водных ресурсов, образование и захоронение отходов и т.д.

Все выше сказанное приводит к пониманию, что необходимо изменить взаимодействие человека с окружающей природной средой. Поменять подход «антропоцентрический» на «экоцентрический», где во главу угла ставится ответственное, разумное отношение к окружающей природной среде.

Для этого необходимо изменить мировоззрение и систему ценностей каждого человека, живущего на планете. Это возможно реализовать при помощи экологического образования. Необходимо включать экологическое образование во все сферы образовательного процесса, начиная с дошкольного. Особое внимание следует уделить в первую очередь профессиональной подготовке студентов в высших учебных заведениях.

Одной из приоритетных задач обеспечения будущего экологической безопасности − задачи качественного образования в области экологии в свете требований современных образовательных стандартов последних поколений. Важность проблемы подтверждается еще и тем, что образование входит в 17 глобальных целей в области устойчивого развития, принятых недавно на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [9].

Знания и творческий потенциал выпускников вузов призваны стать главным фактором эффективности социально – экономической системы страны и, в частности, при решении задач экологической безопасности среды жизнедеятельности человека. [11]

Для того, чтобы люди нашли пути выхода из экологического кризиса, необходимо формирование общественной экологической культуры. Экологическая культура подразумевает духовно - нравственное развитие человека во взаимодействии с окружающей природной средой. Это сложная задача, для решения которой необходимо задействовать разные сферы деятельности человека.

Формирование развитие экологической компетентности должно быть комплексным, затрагивающим как сферу мышления, так сферы чувств и действий [10].

У каждого человека, независимо от возраста, профессии формируется понимание взаимодействия человека с окружающей природной средой. Этот процесс происходит в сознании людей и формируется на основе опыта предшествующего поколения, вырабатываются необходимые навыки поведения. Также это зависит от условий, в которых развивается человек.

Для выпускников ВУЗов важно формирование таких личностных качеств, как целеустремленность, умение скорректировать постановку цели, устойчивость к возникновению непредвиденных обстоятельств. Наиболее важным является воля, которая позволяет в процессе достижения поставленной цели отказаться от выбранной стратегии, предвидя ее ошибочность.

Для экологического сознания волевые характеристики личности имеют особое значение, так как они направлены главным образом внутрь себя, формируя выраженность и устойчивость сознательно принимаемого решения о самоограничении при удовлетворении потребностей за счет разрушения природы.

Большое значение в становлении личности имеют и такие интегральные свойства, как автономность, т. е. способность к самостоятельным решениям, динамичность, конструктивность, направленность ценностных ориентаций, а также ролевые и статусные характеристики. [2]

Мы видим, насколько важна роль становления личности у выпускника, готового успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях стремительных перемен и динамичности.

Совершенно верно отмечает в своей статье Чугунова Т.Н “…что формирование экологической культуры требует со стороны государства разработки нормативно-правовой базы в сфере природопользования, совершенствования экономического механизма регулирования природопользования и обеспечения экологической безопасности, внедрения основ экологического воспитания в систему образования и активизации экологического просвещения населения” [12].

От качества высшего образования на данный момент времени зависит то, как выпускники ВУЗов будут представлять свое место в обществе, каковы их ценностные ориентации в жизни. Также от образования зависит формирование у студентов перспективного взгляда на развитие цивилизации, возможность самостоятельно находить возможные варианты выхода из проблемной ситуации.

Необходима экологизация системы образования в целом, чтобы экологическая составляющая образования являлась основной.

Возникла потребность в непрерывном профессиональном экологическом образовании.

Основной задачей профессионального образования сегодня является становление творческой личности выпускника, развитие способности адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, гибкости, открытого к новому, формирование ответственности за сохранение природной среды, способного успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в быстро меняющихся условиях.

Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды [4].

Целью экологического образования является формирование у будущих специалистов экологического сознания, формирование системы знаний и навыков, а также личностных качеств человека, необходимых для профессиональной деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения

Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний о сущности процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, а также экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. [4]

Одной из причин кризиса экологического направления в современной системе образования является жесткое разграничение гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, что способствует фрагментарности в видении и оценке реальности.

Соединение двух направлений сможет способствовать созданию новой научной парадигмы мышления (естественные науки представляют рациональный способ постижения мира, гуманитарные - интуитивный, ассоциативно-образный), и как следствие, обеспечить правильное взаимодействие диады «человек». [6]

Одной из важных проблем современности в условиях экологического кризиса является проблема поиска новых методологических подходов в образовании. Во всякой парадигме есть центральное звено или ядро, вокруг которого концентрируется знание. Ядром современной экологической парадигма образования должен стать экоцентризм. Антропоцентризм ставит человека в исключительную позицию по отношению к природной среде: все совершается во имя человека, человек является вершиной развития природы.

Человек, как писал Е. И. Вернадский, является функцией биосферы. Без природы человек не сможет выжить. Природа без человека сможет существовать, однако если его убрать, то нарушится паритетность, нарушится гармоничность в системе «человек – природа – общество» [4, с. 35]. Человек должен жить, и поэтому не может поступаться своими потребностями во имя природы. Эволюционная спираль не поворачивается назад, поэтому отказаться человеку от всех достижений цивилизации во имя первозданной природы невозможно. Необходимо перестроить сознание людей таким образом, чтобы в основе их отношения к окружающей среде было четкое понимание природной своей сущности и осознание того, что природа родная среда.

Гуманизация и экологизация современного высшего образования должны способствовать формированию нового стиля мышления выпускника вуза. [6]

Происходит переосмысление образования в мире в целом. Это отражено в докладе ЮНЕСКО 2015 г. Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова в предисловии к докладу: “Мир живет в беспокойные времена. Мир становится моложе, все больше людей связывают свои чаяния с правами человека и человеческим достоинством. Открываются широкие возможности для устойчивого и инклюзивного развития, и в то же время сохраняются серьезные и сложные проблемы. Мир меняется, и образование тоже должно меняться. Образование должно учить людей тому, как жить на нашей планете, испытывающей сегодня колоссальную нагрузку, учить культурной грамотности, основанной на уважении и равноправном достоинстве, помогая свести воедино социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития” [8].

Необходима качественная подготовка экологически грамотных специалистов, способных взять на себя ответственность за сохранение окружающей среды.

Да и среди профессий будущего в разных сферах экономики выделяются профессии экологического профиля, например, урбанист-эколог, парковый эколог, проектировщик «умной среды», экоаудитор, специалист по преодолению системных экологических катастроф и др.[1].

Обоснованные векторы и направления современного образования согласуются с такими инновационными линиями как:

- устойчивое развитие - приоритет государственной политики России; трансформация данной идеи в целеполагание формального, неформального и информального образования и в региональные стратегии развития образования;

- широкое внедрение всероссийских и региональных социально-образовательных проектов и их результатов в образовательную практику школьников (студентов, педагогов и др. категорий);

- усиление научного осмысления и практической реализации проектов и программ, акцентирующих особое внимание социально-экономической составляющей устойчивого развития (по результатам диссертационных работ последних лет в этом направлении уже есть предпосылки);

- подготовка педагогов к организации профессиональной деятельности в области ОУР, привлечение специалистов из других отраслей – социальных партнеров школы (научных организаций, учреждений культуры, библиотек, бизнес структур, общественных организаций и др.);

- комплексное ресурсное обеспечение образования для устойчивого развития: кадровое, материально-техническое, информационное, программно-методическое, экономическое и др. [2].

Завершить я хотела бы мыслью Н.Н. Моисеева [7]: ”чтобы путник был в состоянии избежать опасности, он должен заранее знать о них, заранее их предвидеть, заранее искать способы, как их обойти. Именно заранее; «фактор времени», как иногда говорят, играет здесь решающую роль. Чем раньше мы найдем разумный способ действий, тем меньшим людям придется поступаться для обеспечения своей дальнейшей судьбы”.

И промедление в начале поиска нового пути, будь оно от непонимания или каких-либо других причин, может обернуться для человечества действительной Трагедией.

Надо всегда помнить, что возможность – это еще не реальность. Будущность еще надо завоевать. Людям предстоит пройти долгий и трудный путь познания своих общих целей, им еще предстоит обрести чувство общности, новую мораль и новую нравственную основу жизни людей на планете Земля. [7]

Список литературы

Атлас новых профессий. – М.: Олимп-Бизнес, 2015. – 216 с.

Алексеев С.В. Экологическая модель современного образования как образования в интересах устойчивого развития общества // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-2. – С. 20-35.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Мысль, 1988. – 467 с.

Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001. – 376 с.

Манаенкова М.П. Экологическое образование в высшей школе: проблемы и перспективы // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0. – Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет. – 2017. – С. 87-91.

Моисеев Н.И. Экология человечества глазами математика. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 254 с.

Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555_rus?posInSet=5&queryId=f0ff505e-3ef6-4098-88af-9056c3cbdcd0. – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.12.2020.

Преобразование нашего мира. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. – URL: https//sustainabledevelopment.un.org/post2015. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.12.2020.

Раткевич Е.Ю., Мансуров Г.Н. Основы экологического образования. – Германия: LAP LAMBERT Acad. Publ., 2017. – 248 с.

Федорова П.С., Колчунов В.И. Качественное образование – будущее экологической безопасности // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. – 2017. – № 1 (17). – С. 12-19.

Чугунова Т.Н. Экологическая культура как важнейшая задача профессионального образования// Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации. Сборник трудов XX Всероссийской научно-практической конференции. – Симферополь: Ариал, 2018. – С. 304-307.

Просмотров работы: 34