НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Жабина Л.С. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В век цифровых технологий библиотекам становится труднее привлекать новых читателей. Но это не значит, что библиотеки не внедряют инновационные технологии. Наоборот, они одни из первых, кто использует их , создавая новые формы по продвижению чтения. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты внедрения различных мультимедийных форм и методов в библиотечно-информационном обслуживании публичными библиотеками.

В статье «Современная библиотека - организатор чтения в мультимедийном пространстве», В. Я. Аскарова говорит о возможностях современной мультикультуры, которая сопровождается экспансией цифрового мира, что обусловили экстерриториальность библиотеки. Гаджеты и информационные технологии обусловили развитие мобильных библиотечных услуг: использование мобильных версий веб-сайтов, поиск и заказ необходимой литературы и иных источников в интерактивном режиме, ознакомление с библиотечными коллекциями, участие в экскурсии по библиотеке и др. Библиотеки, наиболее освоившиеся в цифровом мире, уже более десяти лет разрабатывают различные приложения к мобильным гаджетам, практикуют выдачу электронных книг и устройств для их прочтения на дом, что делает более удобным доступ к библиотечным ресурсам и способствует развитию экранного чтения [1, с.1].

Мультимедийные технологии позволили внедрить модель «открытой библиотеки», чипированные документы позволяют читателю беспрепятственно заходить в библиотеку в отсутствие персонала и под контролем системы видеонаблюдения пользоваться автоматом самообслуживания по выдаче и возврату книг, работать на компьютере, читать, слушать аудиокниги или музыку, встречаться с друзьями. 

Аскарова В.Я. говорит, что мультимедийные ресурсы позволили усилить дифференцирующие основания развития читательской активности различных категорий читателей, для которых в силу этнических, возрастных особенностей, культурных привычек, уровня грамотности или ограничений по здоровью наиболее органично восприятие информации по определенным каналам: визуальным, аудиальным, кинестетическим [1,с.2].

Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества.

Сегодня библиотеки должны активно использовать новые технологии и возможности виртуального пространства для популяризации библиотечных услуг, книги и чтения, привлечения новых пользователей. Современным и удобным инструментом могут служить библиотечные сайты, блоги, страницы в социальных сетях. Кроме страницы библиотеки, это могут быть и различные литературные и тематические группы.

Диапазон использования социальных медиа библиотеками большой. Здесь могут быть представлены новости библиотечной жизни, публикации о библиотеке, информация о новых поступлениях, интересных изданиях, проведенных культурно-массовых мероприятиях, фото-, видеоматериалы о библиотеке [5, с.1].

Библиотекарям необходимо применять новые формы доведения информации до своих потенциальных пользователей, в том числе посредством дистанционного знакомства с выставками. Виртуальные выставки, публикуемые на библиотечном сайте, должны быть удобны для восприятия пользователями в веб-пространстве и могут содержать визуальную информацию, библиографические данные, аналитическую информацию, ссылки на полные тексты книг, если они имеются в библиотеке или сети Интернет [6, с.2].

В статье «Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия» М.Г. Агеева говорит о подкастинге, как об инновационной форме продвижения чтения, и дает определение.Подкастинг - процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в интернете (вещание в интернете) [2,с.1]. В России подкастинг приобрел популярность совсем недавно. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность выхода, предполагают возможность подписки на новые выпуски, значимы своей идеей и авторской принадлежностью. Для их создания не нужно дорогого оборудования - достаточно микрофона и доступа в интернет. Подкаст-провайдерами (медиа, производящими подкасты) являются информационные агентства (РИА «Новости») [9], радиостанции («Радио Маяк») [10], сетевые издания («ШколаЖизни.ру») [12], стриминговые сервисы («Яндекс.Музыка», Google Play Музыка) [13], [14], социальные аудиоплатформы (Podster.fm, PodFM. ru) [16], [17], социальные сети («ВКонтакте» и др.) [4], специализированные сайты с подкастами (Castbox.fm, Podcasts.apple.com) [15], [18].

Подкасты как помощник библиотекам незаменимы. Из подкастов можно будет перейти по ссылкам в «Инстаграм», во «ВКонтакте» и в другие социальные сети библиотек, а также на официальные сайты библиотек, где будет содержатся информация и об авторах аудиотекстов, а также книга с аннотацией и библиографической записью.

Подкасты способствуют более осознанному потреблению книжного контента в целом (в электронные коллекции пользователи часто переходят по ссылкам именно из подкастов, видеолекций) и литературного мейн-стрима в частности (основной акцент делается на новинки) [3, с.3].

Несомненно, феномен подкастов еще мало изучен, но этот медиаформат подразумевает неформальное, искреннее общение, живые эмоции, диалог (подкасты называют литературным стендапом). Устная речь, импровизация, а не выверенный и отредактированный письменный текст, требующий тщательной подготовки и навыков владения письменным словом, масса личных подробностей, готовность поделиться с аудиторией профессиональным опытом и жизненными наблюдениями, окололитературные темы и книжное закулисье, относительная легкость восприятия и возможность слушать фоном во время какой-то основной деятельности - все это является привлекательным как для слушателей, так и для ведущих.

О признании значимости книжных подкастов как самостоятельных медиапроектов свидетельствует учреждение специальной номинации «Аудиоподкаст» премии «Блог-пост. Лучший книжный блог года», впервые присужденной в 2019 г. Помимо премии «Блог-пост» с 2018 г. в России вручается премия «Литблог»10, учрежденная Национальной литературной премией «Большая книга» и свидетельствующая о признании блогеров влиятельными фигурами литературного процесса. Номинация «Блогер года»11 есть и у профессиональной книжной премии «Ревизор».

Данная форма продвижения чтения активно используется Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотекой для слепых и слабовидящих. На сайте библиотеки имеется раздел «Тематические подкасты библиотеки» новые выпуски для прослушивания в аудиоформате, включающие в себя различные рубрики [10].

Агеева М.Г. говорит, что помимо книжных аудиоблогов, литературный процесс освещает и масса других форм: текстовые блоги о книгах на платформах для онлайн-дневников («Живой Журнал», «ЛиРу», «Дайри» и др.), паблики в социальных сетях и, конечно же, книжные видеоблоги (влоги). Последние, как и подкасты, становятся все более популярными площадками для обсуждения издательских новинок. Для обозначения этого явления уже появились слова «букстаграм» (тип книжных блогов интернет-сервиса Instagram) и «буктьюб» - книжный сегмент видеохостинга YouTube [2, с.4].

Наиболее подробно о «буктьюбе» говорится в статье Рубановой Т.Д. «Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей». Из статьи становится известно, что в русскоязычном Интернете первые буктьюберы заявили о себе в 2010 г. С середины 2015 г. книжный блогинг сформировался как отдельный и устойчивый канал информирования аудитории. Конечно, точное количество буктьюберов посчитать невозможно: YouTube при поиске выдает не статистику, а конкретные каналы книжных блогеров. Но, вероятно, счет активных буктьюберов, имеющих тысячи подписчиков, идет на сотни [8, с.1].

 «Жанры» сообщений буктьюберов различны. Большую часть составляют различные обзоры (из серии: «Последние книжные покупки», «Книжные планы», «Моя книжная полка», «Прочитано за месяц», тематические подборки и пр.). Рецензии буктьюберов далеки от стилистики серьезных литературных критиков. Они эмоционально окрашены и часто носят очень личностный характер. 

Одним из представителей русского буктьюба можно назвать Тамару Хакимову, заведующую отделом обслуживания МБУК «Звениговская межпоселенческая библиотека», Республики Марий Эл. Свой блог она создала в 2013 г. С тех пор ее подписчиками стали более 7 тыс. человек, которые в общей сложности просматривали ее видео 804 467 раз [7].

В статье «Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиапространства»Баль В.Ю подробно раскрывает новое явление- аудиосериалы. Аудиосериалы, по сравнению с аудиокнигами, достаточно молодой формат. Но несмотря на это, он завоевал большую популярность на рынке современных аудиопродуктов. Его главное отличие от аудиокниги это опора на уникальный контент, а не на корпус классических литературных произведений. В этом смысле можно говорить, что для аудиосериалов создается специальный аудиосценарий, который опять же подразумевает его дальнейшую невербальную модальность восприятия. Аудиосериал, в отличие от аудиокниги, немыслим без смены голосов, принадлежащих разным актерам, музыки и дополнительных и звуковых эффектов, помогающих понять на слух весь объем происходящего действия. В ситуации расцвета аудиосериальной индустрии расширяется объем требований к профессиональной подготовке не только саунд-дизайнеров, которые должны создать качественный саунд-ландшафт аудиопродукта, но и сценаристов, задача которых «организовать» текст, имеющий максимальный потенциал для актуализации аудиального творческого воображения [6, с.3].

Мировой рынок аудиосериалов на настоящий момент развит неравномерно. С одной стороны, есть культовые американские аудиосериалы («Welcome toтNightvale», «The bright sessions», «Mike detective» и др.), которые уже являются почти безупречными образцами формата. С другой стороны, есть страны, которые только запускают собственные подобные проекты. Например, в 2019 г. шведский стриминговый сервис аудиокниг Storytel опробовал в России этот формат с писателем Дмитрием Глуховским [6, с.4].

Таким образом внедрение и комплексное использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей даст возможность грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном пространстве, привлечь в библиотеку новых пользователей, как виртуальных, так и реальных. Конечно, внедрение и пользование данными формами требует большой подготовки к работе над запуском и финансовой поддержки, но на современном этапе это привлечет еще больше читателей, а также можно будет территориально охватить новые «места» для продвижения и поддержки чтения.

Список использованной литературы

Аскарова, В.Я. Современная библиотека - организатор чтения в мультимедийном пространстве // Библиосфера. – 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-biblioteka-organizator-chteniya-v-multimediynom-prostranstve (дата обращения: 04.10.2020). – Текст: электронный.

Агеева, Г.М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия / Г. М Агеева // Библиосфера. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/litblogi-i-podkasty-kak-formaty-knizhnogo-mediabytiya (дата обращения: 31.05.2020). – Текст: электронный.

Баль, В.Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиапространства/ В.Ю. Баль // Библиосфера. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiokniga-audiopodkast-audioserial-novye-formaty-mediaprostranstva (дата обращения: 31.05.2020). – Текст: электронный.

ВКонтакте : [сайт]. – URL: https://vk.com/blog/podcasts (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

Левкова, С.П. Возможности электронных ресурсов библиотек по продвижению книги и чтения // Событие и текст: встречи и размышления в библиотеке. Сборник научных статей по материалам Республиканского научно-просветительского лектория. – 2017. – С. 144-149. – Заглавие с экрана

Матвеева, И.Ю. Возможности медиапланирования в продвижении библиотекой книги и чтения // Сибирь – Евразия Труды I Международного научного конгресса. – 2016. -С. 70-77. – Текст : непосредственный.

МБУК Звениговская межпоселенческая библиотека: [сайт]. -Звенигово.- URL: https://zvenmb.mari-el.muzkult.ru/ (дата обращения 10.10.2020).-Текс: электронный.

Рубанова, Т.Д Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей // Вестник ЧГАКИ. - 2018. - №3 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-chteniya-v-prostranstve-knizhnyh-sotsialnyh-setey (дата обращения: 02.10.2020).- Текст: электронный

РиаНовости : [сайт]. – URL: https://ria.ru/podcasts/ (дата обращения 10.10.2020).-Подкаст: аудио

Радио Маяк : [сайт]. – URL: https://radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/1 (дата обращения 10.10.2020).-Подкаст: аудио.

Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих: [сайт]. - Санкт-Петербург, 1927.- URL: http://www.gbs.spb.ru/ (дата обращения 10.10.2020).-Текст: электронный.

ШколаЖизни.ру : [сайт]. – URL :https://shkolazhizni.ru/school/podcasts/ (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

Яндекс.Музыка:[сайт].– URL: https://yandex.com/support/music/podcast-authors/catalogue.html (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио

Google Play Музыка : [сайт]. – URL: https://podcasts.google.com (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

Castbox.fm : [сайт]. – URL: https://castbox.fm/ (дата обращения 10.10.2020). - Подкаст: аудио.

Podster.fm : [сайт]. – URL: https://podster.fm/ (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

PodFM. Ru : [сайт]. – URL: https://podfm.ru/ (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

Podcasts.apple.com. : [сайт]. – URL: https://podcasts.apple.com/ (дата обращения 10.10.2020).- Подкаст: аудио.

Просмотров работы: 546