Пандемия COVID-19 обусловила целый ряд социальных, экономических, психологических проблем во всем мире. Безусловно, прежде всего кризис коснулся национальных систем здравоохранения на фоне их ограниченных возможностей в условиях дефицита персонала, оснащения медицинских организаций, роста числа пациентов в геометрической прогрессии В то же время, то психогенное воздействие. Которое оказывают последствия и реальности пандемии носят беспрецедентно негативный характер.
Одним из наиболее обсуждаемых проблем в данном контексте является стигматизация различных групп населения по ряду критериев. Первыми ощутили на себе это влияние возрастная группа 65+, к которым предъявляли самые строгие меры карантина в разные периоды пандемии, привлекшие в конечном счете потере места работы («по собственному желанию»), ограничению (лишению) общения с родственниками и знакомыми, ограничению передвижения и т.п.
Далее стигматизация перешла на группу условно зараженных – лиц без клинических проявлений, потом на жителей больших городов (г.Москва и обл.) и даже на медицинских работников, поскольку у них самый высокий риск вероятности инфицирования и носительства.
Стигматизация однородовое понятие с дискриминацией, которая также может быть по возрастному, гендерному социальному критериям.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» - эта фраза стала первой во Всеобщей декларации прав человека, которая стала известной во всем мире. Шестьдесят лет назад эта фраза легла в основу международного права в области прав человека. Но даже в настоящее время миллионы людей во всем мире борются с дискриминацией.
Под дискриминацией принято понимать такое отношение к отдельной личности или социальным группам, которое предполагает ущемление их прав. Дискриминация может проявляться как на уровне отдельных социальных групп, так и на уровне политики целого государства.
В пример можно привести дискриминацию людей с ограниченными возможностями. Эти люди имеют те же права человека, как и все остальные. Однако по многим причинам они часто сталкиваются с социальными, правовыми и практическими барьерами при требовании соблюдения их прав наравне с другими. Причиной этого являются неверное восприятие и отрицательные установки в отношении самих ограниченных возможностей. Существует ошибочное представление о том, что люди с ограниченными возможностями не могут быть продуктивными членами общества. Среди людей с ограниченными возможностями более шестидесяти процентов - люди трудоспособного возраста, однако уровень безработицы среди них на восемьдесят-сто процентов выше, чем в среднем среди полностью трудоспособных работников. В России около одиннадцати миллионов человек с ограниченными возможностями - более восьми процентов населения. Половина из них - люди трудоспособного возраста. Но действительно работают всего одиннадцать процентов из них, и в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах.
Так же особенно часто говорится о дискриминации по половому (гендерному) признаку, то есть о дискриминации по отношении к женщинам (про дискриминацию по отношению к мужчинам вряд ли когда-нибудь кто-то слышал). Гендерная дискриминация - это ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Половая дискриминация чаще всего встречается в рамках рынка труда, при трудоустройстве человека на желаемое место работы. Есть довольно четкое разделение на «мужские» и на «женские» профессии.
Самые частые случаи дискриминации - Борьба с различными формами дискриминации была, есть и будет одной из наиболее сложных и важных задач современного общества. Равноправное сосуществование различных слоев и групп населения, взаимоуважение, наличие равных возможностей является залогом гармоничного развития всего человечества. это расизм и религиозная дискриминация. Расовая дискриминация - это полное ограничение или ущемление людей из-за расовых различий и отличий в цвете кожи. Подобное явление затрагивает многие социальные группы населения и имеет немалую историю. Еще со времен великих географических открытий страны колонии и лица другой расы были ограничены в свободе и правах.Расовые противоречия могут приводить к острым конфликтам. Если говорить о национальной дискриминации, то для многих государств мира это является очень острой проблемой. Это связано с тем, что на территории одной страны зачастую проживает большое количество народностей. Типичными примерами таких стран могут стать Российская Федерация, США, Великобритания, Испания.
Если от расовой дискриминации перейти к дискриминации по религиозному признаку, то легко заметить, что это два весьма схожих социальных явления. В каждой стране есть государственная религия. И в каждой стране существует доля людей с другим вероисповеданием. Я считаю, что они имеют право существовать в данном государстве и иметь равные права.
Борьба с различными формами дискриминации была, есть и будет одной из наиболее сложных и важных задач современного общества. Равноправное сосуществование различных слоев и групп населения, взаимоуважение, наличие равных возможностей является залогом гармоничного развития всего человечества.
Литература:
Ерохина А.В. Современный контент автономии и ответственности в клинической медицине// Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. – С.53-54
Омаров Р.А.Принцип автономии пациента в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3-2. – С. 218.
Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. – 2011. - № 2(8). - С.26-25.
Шкарин В.В. Современные тренды оказания психологической помощи умирающим пациентам. В сборнике: Актуальные вопросы клинической психологии в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 199-202
Agapova E.G. Ethical problems of medics’s interaction with eldery patiens on the examl of the social group of militari retirees // Биоэтика 2017- 1(19) – С.49-52.
Petrov A.V. Ethical and legal problems caused by COVID-19 pandemic. Bioethics. 2020. № 2 (26). С. 29-32.
Shkarin V.V. National pecularities of teaching bioethics in the medical university. Bioethics. 2019. № 2 (24). С. 25-30.