В век компьютерных технологий традиционное представление о книге постепенно отходит на второй план, так как на смену бумажным изданиям все чаще приходят электронные. Такое преобразование не может не отразиться на развитии библиотечного дела. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня библиотеки стремятся укомплектовать свой фонд так, чтобы количество электронных книг равнялось или даже превосходило количество бумажных. Это происходит, так как электронные книги имеют ряд преимуществ над традиционными: они более мобильны, доступны, не требуют физического места для хранения и т.д. Особенно этот вопрос важен для сферы образования. Учебная и научная литература быстро устаревает, а у вузовских библиотек не всегда есть возможность постоянно обновлять свой фонд. Для решения этой проблемы формируют собственные электронные библиотеки и подключают сторонние электронные образовательные ресурсы.
Электронная книга — один из видов книги наряду с печатной и рукописной. Так же, как понятие самой книги, термин электронная книга имеет много различных значений. По ГОСТу 7.0.94-2015 электронная книга – это непериодическое электронное издание, позволяющее производить по нему поиск, представленное в режиме локального или удаленного доступа [6].
Также важно обратить внимание на особенности научной библиотеки вуза. Центральной библиотечно-информационной комиссией Госкомвуза России (6. 12. 1995 г.) созданы документы, которые регламентируют деятельность библиотек вузов. Библиотека, согласно этим документам, - один из ведущих структурных подразделений вуза, обеспечивающей литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры [2]. Исходя из этого библиотека должна формировать свой фонд в соответствии с учебными программами, делая упор на учебную, образовательную и научную литературу. Эти требования применимы не только к печатным изданиям, но и к электронным.
Электронная книга имеет ряд преимуществ, благодаря которым в настоящее время данная форма издания внедрены в фонды научных библиотек вуза. Например, Н. Д. Абдулаева в статье «Роль электронных библиотек и библиотечных инноваций в развитии информационного общества: электронные ресурсы – как объект библиотечных инноваций» к таковым преимуществам можно отнести [1]:
1. Все электронные книги в библиотеке имеют единую точку доступа – компьютер. Для поиска необходимого издания теперь не нужно бегать от алфавитного каталога к картотеке и наоборот. Достаточно открыть электронный каталог на компьютере и ввести в поиске нужные данные.
2. Электронная книга вечна. Ее невозможно испортить физически или утерять из фонда по причине недобросовестности пользователей. В контексте научной библиотеки вуза это означает, что студент избавляется от ответственности за «взятые» им книги.
3. Электронной книгой могут пользоваться одновременно неограниченное число читателей. Теперь библиотеке не нужно закупать десятки экземпляров одного учебника, достаточно купить всего одну электронную версию (к тому же, электронная книга в разы дешевле бумажной).
4. Электронная книга позволяет работать с текстом: выделять и сохранять необходимые фрагменты, делать заметки, быстро перемещаться по тексту и т.д. Так студент получает возможность интенсивно взаимодействовать с элементами учебника. Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании процессов. У пользователя появляется возможность оперативного просмотра больших информационных массивов, при этом возрастает степень полноты выявления новых источников по заявленной теме.
5. Электронная книга удобна в хранении, так как она не требует физического места, а значит, фонд библиотеки может включать в себя бесконечное количество изданий, в отличие от традиционных изданий.
6. Электронная книга мобильна, так как ей можно воспользоваться в любое время, в любом месте и на любом, подходящем для ее воспроизведения устройстве. Это способствует дистанционному образованию, а также отвечает другим задачам современного образовательного процесса.
7. Электронную книгу можно неоднократно копировать, при этом качество документа не ухудшатся, а в некоторых случаях, после дополнительной компьютерной обработки, возрастает.
8. Электронная книга легко транспортируется. Передача документа по каналам связи позволяет читателям оперативно получать полнотекстовую информацию из различных библиотек и информационных учреждений стран всего мира, что значительно расширяет кругозор учащихся и дает им возможность работать с самыми актуальными источниками.
Так же внедрение в фонд научной библиотеки вуза электронных документов, в частности книг, является одним из способов улучшения качества библиотечно-информационного обслуживания в сфере образования.
Но наравне с плюсами всегда можно выделить и минусы. Проблемы использования в библиотеке электронных документов подробно рассмотрены Квачан С. И. в статье «Электронный документ в библиотеке: проблемы использования» [8]. Автор статьи выделяет несколько трудностей, с которыми сталкивается библиотека, внедряя в свой фонд электронные документы, разделяя их на технологические, технические, экономические, юридические и кадровые. Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Электронная информация – это так или иначе результат интеллектуальной деятельности, а значит, она имеет определенную цену. Стоимость может быть различной, и складывается в зависимости от многих факторов. И если доступ к неспециализированной информации, являющейся культурным наследием (т. е. классическая литература) зачастую является бесплатным, то к специализированной – наоборот. Цена такой информации всегда выше, чем на любую другую, так как полученные из нее сведения в основном используются для проведения научных исследований, технических разработок или организации производства, а это в свою очередь может принести специалисту экономическую прибыль. Эта проблема – одна из самых актуальных для научных библиотек вуза, так как специализированная литература лежит в основе их фондов.
Дополнительного финансирования требует и техническое оснащение, которое дает возможность в принципе использовать электронные документы в библиотеках. Производители электронных документов постоянно совершенствуют свой продукт, что принуждает библиотеки им соответствовать. Использование ресурсоемких программ приводит к необходимости постоянной модернизации.
Другая проблема для современной библиотеки, как бы это парадоксально не звучало – это отсутствие материального носителя информации. Сегодня электронный фонд научной библиотеки вуза – это набор подписок на электронные библиотечные системы (ЭБС).
ЭБС – это автоматизированная информационная система, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, включающую электронные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, обеспечивающая возможность доступа к электронным документам через сеть Интернет [5].
Тем не менее, существуют принципиальные различия между традиционной электронной библиотекой и электронно-библиотечной системой, равно как отличаются их функциональные характеристики.
Под электронной библиотекой (ЭБ), как правило, понимается информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска [7].
Однако многие специалисты ограничивают это понятие исключительно наличием в системе полнотекстовых коллекций, являющихся как бы продолжением «бумажного» фонда традиционной библиотеки. Такая трактовка на практике реализуется в виде электронных библиотек вузов.
В чем же отличия между ЭБ и ЭБС? Во-первых, формирование электронно-библиотечных систем наиболее характерно для образовательной сферы. Тогда как электронная библиотека может включать контент различной тематики в зависимости от специфики и аудитории ресурса (художественная, научная, узкоспециализированная литература и др.), электронно-библиотечная система должна включать в себя широкий спектр учебной, научной и иной литературы, используемой в учебном процессе.
Во-вторых, в отличие от электронной библиотеки, электронно-библиотечная система является более сложной, систематизированной совокупностью электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам. Такая ЭБС должна быть снабжена многочисленными дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними.
И наконец, главное отличие электронно-библиотечной системы от электронных библиотек заключается в наличии дополнительных возможностей, позволяющих использовать такую систему в соответствии с ее предназначением в рамках образовательного процесса. К таким дополнительным возможностям следует отнести специализированные сервисы по работе с текстом документов, поиска, навигации; сервисы, позволяющие читателям формировать свои личные «книжные полки», цитировать и конспектировать при работе с ЭБС размещенные в ней издания, а также создавать закладки в книгах для удобства чтения и многое другое [3].
С одной стороны, использование библиотекой вуза ЭБС моментально увеличивает общий фонд библиотеки в разы, но с другой – библиотека так же моментально может его и лишиться. Здесь опять встает вопрос финансирования. Доступ к ЭБС зачастую достаточно дорогостоящий, и если библиотека имеет нестабильное финансирование, но такой способ внедрения электронных документов в свой фонд весьма ненадежен [8].
Но с недавних пор наличие подключенных ЭБС в библиотеке вуза стало обязательным условием. Рассмотрим данную ситуацию на примере направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
В соответствии с ФГОС ВО 2017 года по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата): «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций» [11]. В свою очередь, также ныне действующий ФГОС ВО 2016 года уточняет, что «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах» [10].
Информационно-образовательная среда (ИОС) - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [4].
«Термин «электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС) обозначает новую сущность интеграции образовательной и электронно-информационной сред. ЭИОС вуза – это интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований, профессиональное консультирование обучающихся в вузе», - так трактует с понятие «ЭИОС» Е. В. Цуканова [12].
В ЭИОС Волгоградского государственного института искусств и культуры (ВГИИК) входит:
- Сайт ВГИИК;
- Веб-портфолио (4Портфолио), которое предназначено для создания и ведения электронного портфолио, где пользователь (в нашем случае студент или преподаватель) может разместить свои наиболее значимые достижения в учебе или в работе;
- Национальная электронная библиотека – главная электронная библиотека страны;
- одни из самых крупным ЭБС - «Лань» и «Юрайт»;
- крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки и образования – научная ЭБ eLIBRARY.RU;
- ЭБ «Профи-Либ. Профессия» и др.
Последняя электронная библиотека наиболее интересна для студентов кафедры библиотечно-информационной деятельности (БИД). Библиотека содержит уникальные и недоступные в других ЭБС электронные книги издательства «Профессия» по тематике «Библиотечное и информационное дело».
Для изучения востребованности электронного ресурса среди студентов ВГИИКа кафедры БИД был проведен опрос в формате анкетирования. Его целью являлось выявить положение электронной библиотеки в ЭИОС института, определить ее востребованность и актуальность. Всего в опросе приняло участие 20 студентов. Анкета состояла из 10 вопросов.
Первым вопросом был вводный вопрос «Считаете ли вы, что электронные версии учебной и научной литературы способны полностью заменить традиционные бумажные?» На что ровно половина студентов ответили «Да». Вторая половина студентов разделилась на тех, кто считает, что это невозможно (35%), и на тех, кто не был так категоричен. Для них данный вопрос оказался сложным и неоднозначным (15%). Второй вопрос уже был более узким: «Считаете ли вы, что библиотека вуза обязательно должна обеспечивать студентам бесплатный доступ к платным ЭБ и ЭБС?» Больше половины студентов (13 из 20 человек, т.е. 65%) ответили на этот вопрос «Да», остальные 35% ответили «Нет». Третий вопрос звучал так: «Как часто вы пользуетесь подключенными ЭБ и ЭБС?». Ответы распределились следующим образом: 40% респондентов пользуются данными ресурсами как минимум 1 раз в неделю; 35% - 1-2 раза в месяц; 15% - всего несколько раз в год и остальные 10% не используют ресурсы вообще. Результаты этих двух вопросов показали, что большинству студентов для комфортного и эффективного обучения важно иметь доступ к электронным ресурсам.
На вопрос «По какой причине вы чаще всего прибегаете к использованию ЭБ и ЭБС?» студенты ответили, что чаще всего это происходит из-за того, что в бумажном фонде библиотеки отсутствуют необходимые им материалы (45% - 9 человек). На втором месте был ответ «необходимых материалов нет в свободном доступе в сети «Интернет»» (30%). Меньше всего респондентов используют электронные ресурсы из-за того, что ими можно воспользоваться, не выходя из дома (15%), а также из-за того, что такой способ быстрее (10%).
После того, как была определена причина, по которой студенты активно пользуются ЭБ и ЭБС, стало необходимо выяснить, для чего именно они чаще всего используют эти ресурсы. Целых 80% (16 студентов из 20) используют ЭБ и ЭБС для подготовки к занятиям по специальным дисциплинам (в нашем случае по профилю направления «Библиотечно-информационной деятельности»). 10% используют электронные ресурсы библиотеки вуза для подготовки к занятиям по общим дисциплинам. Столько же студентов, как говорилось ранее, не используют электронные ресурсы, и никто не использует их в каких-либо личных целях или для самообразования. А на вопрос «При подготовке каких типов заданий вы чаще всего прибегаете к использованию ЭБ или ЭБС?» большинство ответили «для написания курсовых или дипломных работ» - 70% (т. е. 14 студентов), остальные чаще всего используют данные ресурсы либо для подготовки к семинарским занятиям – 20%, либо для выполнения лабораторных работ – 10%. При выполнении практических работ, к сожалению, ЭБ и ЭБС студентами, проходившими опрос, не используются.
При этом важно учитывать, что на вопрос «Как часто вы находите в используемых ЭБ и ЭБС необходимую информацию?» «Всегда» ответили только 15% опрашиваемых. Но все же результат нельзя считать неутешительным, так как 65% (15 человек из 20) находят то, что не всегда, но часто и всего лишь по 10% находят информацию редко или вообще никогда.
Самым полезным для студентов кафедры БИД ресурсом оказалась ЭБ «Профи-Либ. Профессия» (45%). Второе место поделили ЭБС «Юрайт» и ЭБ eLIBRARY.RU – за них проголосовало по 20% студентов. А на последнем месте оказалась ЭБС «Лань» (5%). Остальные 10% ответили не нашли для себя ни одного полезного ресурса.
Одной из задач опроса было выяснить, удовлетворены ли студента настоящим состоянием ЭИОС библиотеки ВГИИК. В связи с этим респондентам был задан вопрос «Считаете ли вы, что научная библиотека ВГИИКа имеет достаточно электронных ресурсов для эффективного обучения студентов?» Этот порос оказался весьма спорным: 55% (11 человек) респондентов ответили «Да»; 45% - «Нет». Результат оказался вполне неоднозначным. Для получения более конкретной информации респондентам было предложено ответить на последний вопрос «Доступ к каким бы ЭБ или ЭБС вы бы хотели иметь?» в свободной форме. Самыми популярными ответами были: ЭБС ВКР ВГИИК (40%), ЭБ «ЛитРес» (25%), а также «доступ к каким-либо англоязычным электронным ресурсам» (20%). Остальные 15% студентов затруднились ответить.
Из проведенного опроса можно сделать вывод, что ЭБ и ЭБС пользуются спросом у студентов, а, следовательно, их наличие в библиотеке не только оправдано, но и является обязательным. Для библиотек, чьи бумажные фонды редко обновляются или не обновляются вовсе, или же не содержат всей современной, соответствующей программам образования выпускаемых специальностей, литературы, ЭБ и ЭБС являются отличным выходом из сложившейся ситуации. Однако, чтобы данные электронные ресурсы были «в обороте», они так же, как и бумажные, должны соответствовать образовательным программам. Если в таких крупных ресурсах как ЭБС «Лань» или «Юрайт» для какой-либо специальности материала недостаточно, необходимо подключить дополнительные ресурсы. Все направления подготовки должны быть одинаково полно снабжены информацией. Помимо этого, студенты должны иметь возможность знакомиться с зарубежными учебными и научными источниками. Это положительно повлияет на качество выполняемых ими работ, а также повысит масштабность и глубину проводимых ими исследований. К тому же, активно использоваться должна не только учебная литература, но и научные работы выпускников ВГИИК. Для их популяризации среди студентов необходимо сделать доступ к данным материалам более удобным и мобильным, то есть создать ЭБС ВКР ВГИИК.
Таким образом, электронный фонд вполне может стать достойным дополнением к бумажному фонду библиотеки, но не заменой. Любой формат имеет свои минусы и плюсы, поэтому будет разумно совмещать их. Электронный фонд имеет множество функций и возможностей, которые помогут студентам в обучении и сделают этот процесс удобнее и менее затратным по времени. Какой вариант использовать – личный выбор каждого. Но главное, что как электронная книга, так и бумажная имеют право на жизнь и активное использование в научной библиотеке вуза.
Список использованной литературы:
Абдулаева, Н. Д. Роль электронных библиотек и библиотечных инноваций в развитии информационного общества : электронные ресурсы как объект библиотечных инноваций / Н. Д. Абдулаева . – Тест : электронный // ГПНТБ.ru : [сайт] . – 2015 . - URL: http://www.gpntb.ru/libcom15/tezis/010a.pdf (дата ображещения: 16.10.2019).
Библиотекарю образовательного учреждения : справочное пособие. - М. : Образование в документах, 2001. – 120 с. – Текст : непосредственный.
Воропаев, А. Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России (окончание) : отраслевой доклад / А. Н. Воропаев, К. Б. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии . – 2011 . – 2(146) . – С. 37-52.
ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения : национальный стандарт РФ : утвержден и введен в действие приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. n 956-ст : введен впервые : дата введения 2011-01-01 : разработан ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» . – М. : Стандартинформ, 2018 . – 10 с. – Текст : непосредственный.
ГОСТ Р 57723-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения : национальный стандарт РФ : утвержден и введен в действие приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. n 1256-ст : введен впервые : дата введения 2018-09-01 : разработан ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» . – М. : Стандартинформ, 2018 . – 16 с. – Текст : непосредственный.
ГОСТ Р 7.0.94-2015 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения : национальный стандарт РФ : утвержден и введен в действие Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2015 г. n 2126-ст : введен впервые : дата введения 2016-07-01 : разработан ФГБУ «РГБ» и ВИНИТИ РАН . – М. : Стандартинформ, 2016 . - 40 с. – Тест : непосредственный.
ГОСТ Р 7.0.96-2016 СИБИД. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования : национальный стандарт РФ : утвержден и введен в действие Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. n 2003-ст : дата введения 2017-07-01 : разработан ФГБУ «РГБ», ФГБУ «РНБ», ФГБУ «Президентская библиотека им.Б.Н.Ельцина», ФГБУ «ГПНТБ», ФГБУ «БЕН РАН», ФГБУ «ВИНИТИ РАН» . – М. : Стандартинформ, 2017 . – 17 с. – Текст : непосредственный.
Квачан, С. И. Электронный документ в библиотеке : проблемы использования / С. И. Квачан . – Текст : электронный // БелИСА.org.by : [сайт] . – URL : http://belisa.org.by/pdf/PTS2005/58-61.pdf .
Столяров, Ю. Н. Документный ресурс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Столяров . – М. : Либерея-Бибинформ, 2009 . – 224 с. – (Спец. серия «Профессиональный практикум») . – Текст : непосредственный.
ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 информационно-библиотечная деятельность (уровень бакалаврианта) . – Текст : электронный // ФГОС.ru : [сайт] . – 2016 . – URL : http://fgosvo.ru/news/9/1923 (дата обращения: 23.10.2019)
ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 информационно-библиотечная деятельность (уровень бакалаврианта) . – Текст : электронный // ФГОС.ru : [сайт] . – 2017 . – URL : https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.10.2019)
Цуканова, Е. В. Нормативные требования к созданию электронной информационно-образовательной среды вуза / Е. В. Цуканова . – Текст : непосредственный // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве . – 2016 . – 9 . – С. 147-151.