БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Быкова М. А. 1
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сейчас, в современном мире, уже невозможно представить себе библиотеку, которая бы не имела своей страницы в Интернете или не пользовалась бы для привлечения новых пользователей социальными сетями. Если у библиотеки есть собственное представительство в интернете, то ее пользовательская аудитория способна расшириться до весьма серьезных размеров. Кроме пользователей, которые находятся физически в поле обслуживания библиотеки, в нее «входят» через локальные сети или с помощью интернета [1, с.7].

Но все же, количество угроз, которые исходят от Интернета по отношению к традиционным библиотекам, действительно велико:

потеря реальных и потенциальныхчитателей;

изменение сознания и психологии людей; обострение внутренних проблем библиотечной профессии; невыгодное сопоставление зарплаты библиотекаря с другими информационными специальностями;

невозможность корректного и досконального изученияИнтернета;

распространение через Интернет обидных суждений и стереотипов, связанных с библиотечной профессией и др.[5].

Что касается имиджа библиотеки, то для его повышения, имеет большое значение организация веб-сайта. Такой сайт позволяет обеспечить поток сообщений, связанных с деятельностью библиотеки, не является навязчивой рекламой и формирует позитивное представление о библиотеке не только у пользователей, но и у самих сотрудников. Для библиотек важно не только иметь собственные сайты, но и понимать, как они устроены, чтобы успешно актуализировать их содержание, а также понимать, что и как нужно сделать, чтобы эффективно модернизировать свой сайт, расположить его на устраивающем сервере в Интернете идругое.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы, работа с Интернет-ресурсами прочно вошла в практику российских библиотек. Вслед за получением доступа к безграничному океану информации закономерно приходит желание создать в виртуальной вселенной собственное представительство в виде Интернет-сайта. Разработкой темы веб-сайтов библиотек в частности занимаются следующие ученые-специалисты: Л. И. Алешин, Н. И. Гендина, Н. С. Редькина, И.В. Сорокин, Ю. В. Шишкин, Я. Л. Шрайберг, М. Ю. Матвеев и др.

На данный момент самым современным и доступным ресурсом являются различные телекоммуникационные и Интернет разработки. Массовое внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность различных библиотек открыло принципиально новые возможности предоставления взаимодействий с реальными и потенциальными потребителями, а также расширение перечня производимых продуктов и услуг, изменило пути и средства формирования собственного имиджа [7, с.1].

В век цифровых технологий и виртуального общения наш пользователь

«ушел в Интернет». Это создает новую площадку для творчества библиотекам, позволяет нам использовать новейшие технологии для реализации своих функций и ставить библиотеки совсем на другой уровень, уровень гаранта культуры и интеллектуального развития, уровень не только центров образования, но и центров региональной памяти, и, наконец, уровень равенства с пользователями. Множество специалистов подчеркивают то, что официальным представительством библиотеки в интернет является сайт библиотеки.

Этого мнения придерживается Ирина Николаевна Сизых – главный библиотекарь Новосибирского государственного педагогического университета. Она выделяет такую цель библиотеки как, продвижение с помощью посещений читателями электронного каталога и электронной библиотеки на веб-сайте. Для мотивации своих пользователей перейти на библиотечной сайт, они с помощью социальных сетей размещают рекламу о мероприятиях, а также дается ссылка на сайт, где пользователи могут ознакомиться с данной информацией более подробно. Это действие обусловлено тем, что несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт по ссылке в поисковой системе, а сейчас все переходы происходят в основном из социальных сетей. Поэтому нужно осуществлять интеграцию сайта с социальными сетями через встраивание ссылок. «Интеграция социальных Медиа и библиотечного сайта помогает привлечь новых пользователей и открывает новые возможности для распространения контента» [9, с.35].

В работе Т.Н. Харыбиной, посвященной требованиям, предъявляемым к библиотечным сайтам, отмечается, что в современных условиях функционирования библиотек с внедрением компьютеризации и получением доступа к сети Интернет изменяет ее облик, функции деятельность вцелом.

Вместе с этим происходит и формирование нового типа пользователя, который нуждается в оперативном получении интересующей его информацией [10, с.44].

Соглашаясь со словами А.А. Борисенко, мы подчеркиваем то, что в настоящее время библиотеки лишь подходят к тому, чтобы позволить пользователю получать информацию о библиотеке в том объеме, который ему необходим, но в то же время и в том ракурсе, который выгоден самой библиотеке [3,с.8].

Создание собственного веб-сайта, участие в различных интернет- мероприятиях (вебинарах и конкурсах), размещение ссылок и публикаций различных материалов, а также размещение информации о тематических книжных выставках и списках новых поступлений в библиотеках города, сведений о современной литературе, книгах и писателях и др. – это лишь малый перечень работ, проводимых библиотеками в Интернет-ресурсах. Такая активность позволяет библиотекам формировать позитивное отношение к книге, чтению и повышать уровень информационной культуры пользователей. И как следствие способствует созданию положительного имиджабиблиотек.

Библиотека не может игнорировать ожидания своих пользователей, если она позиционирует себя как современную и актуальную площадку для информационных сервисов и услуг. Следовательно, совершенствование коммуникативных сервисов нужно рассматривать как одно из перспективных направлений самопродвижения и создания положительного имиджа.

Деятельность современной библиотеки как социокультурного института связана с социальными, инновационными, экономическими и техническими изменениями в обществе. Учитывая их, библиотека должна соответствовать потребностям местного сообщества и его ожиданиям к предоставляемым библиотекой услугам [2, с.5]. Обозначил это, в своей работе Я.Л. Шрайберг, который писал: «Будущее библиотеки или библиотеку будущего многие друзья, враги и даже равнодушные люди, в первую очередь, связывают с Интернетом, даже скорее не именно с Интернетом, а с коммуникационной средой всего человечества, которое (уже без вариантов) базируется на Интернет» [12,с.10].

С ним нельзя не согласиться, ведь веб-сайт обеспечивает пользователей удобным и, что самое главное, быстрым доступом к информации. Поэтому сеть Интернет пользуется колоссальной популярностью. О продуктивной деятельности библиотечных сайтов свидетельствует, конечно, не ежедневная выручка, а показатели библиотечной посещаемости – количество пользователей, визитов, обращений, объемы перекачиваемой (библиотечной!) информации. Если эти индикаторы имеют положительную динамику, значит, можно говорить об общем прогрессе сайта. Но этих цифр становится явно недостаточно для более точной и качественной оценки использования ресурсов, для сравнения с другими подобными же сайтами и прогнозирования перспектив будущего развития [4, с.173].

М.Ю. Матвеев выделяет три вопроса, которые следует учитывать то при организации и последующей работе сайта: известность сайта, его оформление и содержание. На восприятии сайта сказываются такие показатели как быстрая загрузка ресурса, легкая находимость организации по ключевому слову, функциональность и постоянная обновляемость информации [6,с.35].

«Главная страница сайта – это самая важная часть web-сайтабиблиотеки, открытая всему миру, а также исходнаяточкабольшинства посещений пользователями», – пишет в своей работеН.М.Барабанщикова. Главнаястраницавыполняеттакиезадачикак,быстронаправляеткчасти запрашиваемой информации и служит эффективным указателемсервисов[2]. Так же многие исследователи и специалисты, среди них Л.Б.Шевченко делают упор на то, что сайт должен быть адаптирован к мобильным устройствам. Мобильные технологии быстроразвиваются,все больше и больше пользователей используют мобильныеустройствадля образовательных целей. В этом случае библиотекидолжныстремиться расширить свои услуги и разработать мобильные веб-сайты для

удовлетворения потребностей пользователей [11, с. 232].

Таким образом, можно сказать что, при работе сайта библиотеки необходимо использовать весь возможный арсенал разработанных программ и методик, поскольку эффективная реализация технологической деятельности библиотеки возможна в первую очередь посредством хорошо разработанного и функционирующегосайта.

Список использованной литературы

1.Алешин, Л. И. Создание сайтов для библиотек: учеб.-практ. пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. – Москва: Литера, 2013. – 269 с.: ил., табл. – Текст: непосредственный.

2.Барабанщикова, H. M. Сервисный подход к проектированию сайтов публичных библиотек / Н. М. Барабанщикова. – Текст: непосредственный // Библиопанорама. – 2011. – № 2. – С. 12-17.

3.Борисенко, А. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки / А. А. Борисенко, Т. А. Ромашкина. – Текст: непосредственный // Библиотечная орбита: сб. научно-метод. материалов / Дальневост. гос. науч. бка. – Вып. 12. – Хабаровск, 2001. – С. 4-35.

4.Канн, С. К. Ключевые показатели эффективности библиотечного сайта / С.К. Канн. – Текст: непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2015. – №8. – С. 170-176.

5.Крупенева, Н.Г. Методы продвижения веб-сайта библиотеки / Н.Г. Крупенева, В.Г. Степанов. – Текст: непосредственный // Научные и технические библиотекики. – 2003. – №8. – С.63-73.

Матвеев, М.Ю. Имидж библиотек как социокультурныйфеномен:

05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Матвеев Михаил Юрьевич; Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2009. – 1029 с. – Текст: электронный.

Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации [Электронный ресурс]: приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785. – URL:http://docs.cntd.ru.

– (дата обращения 06.11.2020). – Текст: электронный.

Сизых, Н.Н. Социальные сети: зло или благо / Н.Н. Сизых. – Текст: непосредственный // Современная библиотека. – 2017. – №5. – С.32-35.

Харыбина, Т. Н. Создание библиотечного веб-сайта / Т.Н. Харыбина, Н.А Слащева, Ю.В. Мохначева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2005. – № 4. –С.44-45.

Шевченко, Л. Б. Тенденции развития библиотечных сайтов: обзор публикаций / Л. Б. Шевченко. – Текст: непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2018. – №13-2. – С. 224-236.

Шрайберг, Я. Л. Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде: ежегодный докладКонференции

«Крым». Год 2014 / Я. Л. Шрайберг. – Текст: непосредственный // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 10. – С. 5-51.

Просмотров работы: 561