ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Желобанова Л.О. 1, Плисенко Н.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие творческой деятельности детей А.Г. Асмолов и В.Т. Кудрявцев определяют как центральную задачу современного дошкольного образования [4]. Значимость исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена возникшим противоречием между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития их творческой деятельности в дошкольных образовательных организациях.

В ФГОС ДО подчеркивается значимость формирования готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова утверждают, что сопровождение стоит рассматривать как деятельность, обеспечивающую необходимую помощь в сложившейся жизненной ситуации, где перед человеком стоит серьезный выбор.  При этом происходит вхождение в «зону развития» [6].

Р.В. Овчарова Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередникова в своих работах описывают процесс сопровождения с позиции технологии работы психолога.  По их мнению, психологическое сопровождение - это помощь ребенку в том, чтобы он сам определил свой дальнейший жизненный путь [6].

A.К. Маркова определяет этапы психолого-педагогического сопровождения: диагностика, сбор информации о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

На протяжении последнего десятка лет достаточную эффективность для формирования взаимоотношений показала методика коллективной творческой деятельности.

Основателем методики коллективной творческой деятельности является И.П. Иванов [6]. По мнению автора, коллективно-творческая деятельность представляет собой организацию совместной деятельности детей и взрослых, где участники планируют предстоящую работу и анализируют ее промежуточный и конечный результат.

Отсюда следует выделить ряд специфических особенностей коллективной творческой деятельности детей:

1-практическая деятельность. Любое коллективное-творческое дело направлено на практическое воплощение заботы и заинтересованности в трансформации, преображении мира вокруг и собственной жизни. Здесь воплощена социально-ориентированная роль коллективной творческой деятельности детей. 

2-слияние совместных и раздельных видов работы. Педагог ведет за собой ребенка, при этом не ограничивая его в реализации собственных умений и навыков. Взрослый учит и показывает пример, он - старший.

3-развитие умений работы в коллективе. Внутри коллектива вся деятельность организуется с опорой на возможности каждому ребенку применить на себе совершенно любую роль: руководитель, подчиненный, помощник и прочие. Каждый этап предстоящего коллективного дела заранее планируется; дети участвуют в его подготовке, а после анализируют результаты работы. 

4-развитие творческого потенциала. Дети предлагают варианты проведения предстоящего коллективного дела, с ориентацией на его максимальный положительный эффект на окружающий мир.  Лучшие варианты решения поставленных задач выбираются только в результате коллективного обсуждения (с аргументацией). 

5-игровая направленность. Коллективное планирование, организация и проведение творческих дел осуществляется с использованием в работе педагога игровых приемов.  

6-личностная ориентированность. Педагог помогает проявить себя каждому ребенку. Внутри слаженной коллективной работы незаменимую роль имеют локальные индивидуальные виды работ, например поручения.

Ведущей задачей методики организации коллективной творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении выступает формирование конструктивных отношений между участниками группы. Чтобы достичь решения указанной задачи, педагогу необходимо быть нацеленным, наряду с результатом коллективной творческой деятельности на практике, на пропедевтическую работу к ее подготовке, степень понимания всеми участниками группы сущности и значимости предстоящей деятельности.

Организация детского коллективного творчества в дошкольной образовательной организации включает следующие этапы:

1 этап. Предварительная работа коллектива (возникновение инициативы, замысла). Цель - определение целей педагогической работы (какие способности следует развивать, осознание смысла собственной деятельности каждым ребенком) и результата социальной деятельности воспитанников. 

2 этап. Коллективное планирование. Цель - Определение формы (как будет проходить) и содержания (что будет проходить) коллективного дела. Здесь осуществление планирования в малых группах внутри постоянных или временных объединений. Обобщаются отдельные точки зрения микрогрупп в единое мнение.   

3 этап. Коллективная подготовка. Цель - разработать сценарий коллективного дела. Участниками составляется список дел с индивидуальными поручениями. Все воспитанники должны быть охвачены и привлечены к работе. 

4 этап. Непосредственное проведение самого дела. Цель - обеспечение совместного эмоционального переживания за процесс и результат индивидуальной и общей работы, определение роли каждого воспитанника, что несомненно одухотворяет его и мотивирует достижение качественного результата деятельности. 

5 этап. Коллективное подведение итогов. Цель - подвести итоги выполненного коллективного дела для накопления опыта. 

6 этап. Ближайшее последействие коллективной творческой деятельности. Цель - выстраивание перспектив развития и использования коллективной творческой деятельности на ближайшее и далекое будущее [5]. 

Психологом Л.И.Уманским, педагогами Т. С. Комаровой и А. И. Cавенковым предложена классификация основных форм совместной деятельности детей [6]:

а) «Совместно-индивидуальная».  Участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла. Только на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Каждое задание назначается сразу в начале работы. Затем оно будет корректироваться в зависимости от действий других людей. Когда ребенок выполняет свою работу, он знает, что чем лучше он справляется, тем лучше будет работать команда. Это создает условия для мобилизации детского творчества, но также требует, чтобы оно проявлялось как необходимое условие. К преимуществам такой формы организации деятельности можно отнести и то, что она позволяет значительному количеству детей, не имеющих опыта совместной работы, участвовать в коллективной творческой деятельности.

б) «Совместно-последовательная». Когда результат действия участника тесно связан с результатами предыдущего и последующего участников, это подразумевает работу, основанную на принципе конвейерной ленты.

в) «Совместно-взаимодействующая». Все участники выполняют эту работу одновременно и согласовывают свои действия на всех этапах.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создается перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

При планировании занятия педагог выберет ту или иную форму организации коллективной работы по каждой теме с учетом оснащения и возрастных особенностей ребенка. Педагогом используются разные виды искусства: изобразительное и декоративное искусство, музыка, танцы и литературу. Интеграция позволяет показывать детям художественные образы с помощью различных способов выражения, по-своему рассматривать произведения искусства, узнавать о творческих мастерских художников и учиться находить творческие способы создания собственных образов. Организуя коллективное творческое задание, педагог активно использует игровые методы и приемы. Каждый основан на специально разработанном игровом сюжете [1, 3].

Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением стоит понимать направленную профессиональную педагогическую деятельность педагогов на обеспечение в процессе обучения социальных, психологических и педагогических условий, способствующую воспитанию и развитию каждого ребенка. 

В коллективной творческой деятельности педагогом создается среда для развития личностного потенциала детей. Наряду с этим обеспечиваются условия для развития индивидуальных качеств ребенка, который проявляет свои возможности для повышения эффективности функционирования коллектива при выполнении общественно-значимых дел. Положительный эффект в виде воспитательного потенциала достигается в том случае, если все участники коллективного творческого дела заинтересованы в организационном управлении и исполнении намеченного.

Список использованной литературы:

Андрусева, И.В. Особенности воспитательно-образовательных возможностей коллективной изобразительной деятельности у старших дошкольников / Андрусева И.В., Гутту С. // В сборнике: Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 235-237.

Задорожная, И.А. Значение коллективной творческой деятельности в жизни современного ребенка / Задорожная И.А. // В сборнике: Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 327-329.

Клевакина, А.А. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества у дошкольников в процессе организации коллективной творческой деятельности / Клевакина А.А. // В сборнике: Художественное образование детей: традиции и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. - 2015. - С. 136-140.

Кудрявцев, В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1989. №1. - С. 174-177

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - 2019. – 216 с.

Рыбакова, Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности. Автореф. ВАК РФ 13.00.02, канд.пед. наук. 2015.

Просмотров работы: 41