Фундаментальный анализ и его использование при биржевой торговле - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Фундаментальный анализ и его использование при биржевой торговле

Завернина К.А. 1
1Орловский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из родоначальников школы фундаментального анализа считается американский экономист Бенджамин Грэм. Впервые принципы фундаментального анализа акций были сформулированы Бенджамином Грэмом в его книге «Разумный инвестор». Его также часто называют отцом метода «стоимостного инвестирования», пользуясь которым он добился высоких результатов в инвестициях.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование фундаментальный анализ при инвестировании позволяет выявить перспективы роста компании-эмитента и снизить риски потери капитала. Также в 2020 году на фондовый рынок в России пришло рекордное число частных инвесторов, которым для успешного инвестирования свободных денежных средств необходимо представление об анализе компании при выборе финансовых инструментов.

Целью работы является изучение применения фундаментального анализа при биржевой торговле.

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

Изучить понятия, цели, назначения фундаментального анализа.

Рассмотреть уровни, на которых проводится фундаментальный анализ.

Изучить методику фундаментального анализа компании-эмитента.

Рассчитать и проанализировать показатели компании Apple Inc.

Объектом исследования работы является фундаментальный анализ.

Предмет исследования – методика фундаментального анализа.

В процессе написания работы использовались различные книги и финансовая аналитика, представляемая компанией GuruFocus для стоимостного инвестирования. А также материалы из библиотеки трейдера от Группы «Финам» и другие источники.

1 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА

Фундаментальный анализ – это методы качественного и количественного анализа отчетности компании, направленные на определение реальной стоимости ее активов и предсказание ее доходов в будущем. Фундаментальный анализ основывается на макроэкономических индикаторах и объективных экономических показателях. В рамках фундаментального анализа инвестором изучается финансовая отчетность компании, перспективы ее развития и определяется справедливая стоимость ее ценных бумаг. После проведения всестороннего фундаментального анализа какого-либо финансового инструмента, инвестор делает следующие выводы:

если финансовый инструмент недооценен, то есть его справедливая стоимость выше текущей, то бумагу можно покупать;

если же инструмент, напротив, оказывается переоценен, то есть текущая стоимость выше справедливой, то покупать эти инструменты в данный момент нецелесообразно;

если текущий курс ценной бумаги отражает ее внутреннюю стоимость, необходимо дополнительно изучить инструмент для выявления дальнейшей динамики.

То есть инвестор сравнивает текущую цену со справедливой ценой и совершает операцию в надежде получить доход от того, что текущая цена рано или поздно повысится до справедливой.

Основные цели фундаментального анализа ценных бумаг представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цели фундаментального анализа

На стоимость компании и ее ценных бумаг постоянно влияет огромное количество факторов: политическая и экономическая ситуация в мире и стране, финансовое состояние самой компании и деятельность ее конкурентов.

Для получения максимально полной картины фундаментальный анализ проводится на трех уровнях, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровни в фундаментальном анализе

На первом уровне рассматривается влияние политических и экономических факторов на фондовый рынок в целом. Здесь фундаментальный анализ позволяет определить, насколько ситуация на рынке благоприятна для инвестирования. Это важно, поскольку экономическая неустойчивость на макроуровне может значительно повысить риск и снизить доходность портфеля. На этой стадии оцениваются: базовые процентные ставки, объем ВВП, цены на нефть, политическая ситуация, уровень экономической активности и многие другие.

На втором уровне рассматривается ситуация в различных отраслях и выявляются наиболее перспективные. Для оценки динамики развития отраслей используются отраслевые фондовые индексы, например, DJIA (Dow Jones Industrial Average) – динамика развития промышленного сектора США, Nasdaq Biotechnology – курс акций биотехнологических компаний США. Все отрасли подразделяются на 5 групп, которые изображены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Виды отраслей с позиции фундаментального анализа

Для растущих отраслей характерно активное и постоянное увеличение объемов выручки и прибыли.

Стабильные отрасли в меньшей степени подвержены воздействиям от изменения экономической ситуации в целом, они отличаются устойчивостью развития.

Для цикличных отраслей характерна чувствительность к изменению фаз экономики, доходность от инвестиций в такие отрасли сильно зависит от наступления той или иной фазы экономического цикла.

К увядающим относятся те отрасли, которые производят неактуальную продукцию или применяют устаревшие технологии производства.

Рисковые (спекулятивные) отрасли ввиду отсутствия или недостатка информации могут нести дополнительный риск, поэтому не представляют интереса для инвесторов.

Самым трудоемким считается анализ третьего уровня. Здесь необходимо определиться с выбором ценных бумаг конкретной компании. На этом этапе изучаются финансово-хозяйственное положение компании за несколько последних лет, как правило, 3-5 лет, эффективность управления компанией и прогнозируются перспективы её развития. Для этого необходимо использовать всю имеющуюся информация о компании-эмитенте.

Следовательно, происходит переход от анализа на макроэкономическом уровне к микроэкономическому.

Таким образом, в данной главе рассмотрены понятие фундаментального анализа, его цель и уровни.

2 МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА: ПОКАЗАТЕЛИ И МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ

Для фундаментального анализа на уровне компании-эмитента используется финансовая отчетность, в состав которой входят: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, аудиторское заключение и прочие. Документы и показатели в них могут различаться в зависимости от страны расположения компании и используемого стандарта бухгалтерского учета и отчетности (РСБУ, МСФО, GAAP (Generally Accepted Accounting Principles)). МСФО — международный стандарт финансовой отчетности. Его используют европейские компании. GAAP — американский стандарт отчетности. Этот стандарт используют компании, торгующиеся на американских биржах. Российские компании, как правило, представляют отчетность в РСБУ, крупные – также в МСФО. На основании данных из отчетности оценивается динамика абсолютных показателей, рассчитываются и анализируются относительные показатели, которые позволяют сравнивать компании между собой. Их группировка представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основные показатели в фундаментальном анализе

Показатели роста компании (Grow ratio) отражают абсолютный и относительный рост. На первом этапе оценивается общая результативность компании: чистая прибыль (Net Earning, Net Income) и выручка (Revenue). Оценка делается как на текущий момент, так и в динамике.

Выручка (Revenue) отражает денежные средства, полученные за продажу товаров и услуг. Если выручка растет, то повышается эффективность продаж, производства, растет конкурентоспособность, влияния на рынке и инвестиционная привлекательность. Если выручка падает, то уменьшается объем продаж, занимаемая доля рынка и конкурентоспособность, снижается инвестиционная привлекательность.

Чистая прибыль (Net Earning, Net Income) – один из ключевых показателей результативности деятельности компании, так как представляет денежные средства после вычета всех затрат. Чистая прибыль показывает итоговую результативность, то сколько денег компания имеет для реинвестирования в свое развитие. Если чистая прибыль растет, то повышается инвестиционная привлекательность, рентабельность (Profit Margin), платежеспособность и ликвидность, снижается риск банкротства, увеличивается размер дивидендных выплат, растет мультипликатор P/E. Если же чистая прибыль падает, то снижается привлекательность компании для инвестора.

На рисунке 5 представлена динамика выручки и чистой прибыли Apple Inc за 9 месяцев 2009-2020 гг.

Рисунок 5 – Выручка и чистая прибыль Apple Inc за 9 месяцев 2009-2020 гг. в млн долларов

Как мы видим, и выручка, и прибыль компании растет, несмотря на незначительные снижения в 2016 и 2019 гг. Соответственно, Apple Inc инвестиционно-привлекательна.

EPS (Earnings per Share) – коэффициент, показывающий отношение чистой прибыли к количеству выпущенных акций. Чем выше значение показателя, тем выше отдача от инвестиций в акции и тем больше их инвестиционная привлекательность. Для объективной оценки сравнение компаний необходимо осуществлять для одной отрасли и с одинаковой структурой капитала. Чаще используется при анализе иностранных компаний. Эта величина представляет большой интерес для акционеров, так как дает приблизительную оценку потенциальной доходности акции. Рассчитывается по формуле 1.

(1)

Коэффициенты стоимости позволяют оценить инвестиционную привлекательность для инвестора, показать создает ли компания стоимость или ее теряет. Для этого применяют мультипликаторы: P/E, P/S, P/B и др.

P/E (Price to Earnings) отражает период окупаемости затрат инвестора при вложении в компании. От этого и рассчитывается его нормативное значение. Мультипликатор P/E является одним из самых популярных коэффициентов среди инвесторов для быстрой оценки привлекательности компаний. Его преимущество – простота расчета. Однако он не позволяет сравнивать убыточные компании. Рассчитывается по формуле 2.

(2)

Интерпретация значений мультипликатора P/E приведена в таблице 1.

Значение

Инвестиционный потенциал компании

P/E < 10

Акции компании недооценены и имеют потенциал для роста

10 < P/E < 20

Акции компании оптимально оценены рынком

P/E > 20

Акции компании переоценены

P/E1 < P/E2

Компания 1 более инвестиционно-привлекательна чем 2

P/E1 < P/E*

Если акции компании недооценены рынком, то есть риск поглощения.

P/E* – средние значения мультипликатора по отрасли

Таблица 1 – Нормативные значения мультипликатора P/E

Рассчитаем мультипликатор P/E для Apple Inc по формуле 2:

Среднее значение мультипликатора по отрасли – 25,21. На основании расчета можно сделать вывод, что акции Apple Inc на данный момент сильно переоценены рынком.

P/S (Price to Sales) – коэффициент, отражающий сколько инвестор платит за выручку и рассчитывается как отношение капитализации компании на фондовом рынке к ее выручке или цена одной акции к выручке на акцию. Преимущества применения коэффициента P/S в том, что выручка меньше подвержена резким колебаниям, что позволяет получить более точные результаты оценки. Рассчитывается по формуле 3.

(3)

Нормативные значения мультипликатора P/S представлены в таблице 2.

Значение

Инвестиционный потенциал компании

P/S < 1

Компания недооценена и имеет потенциал для роста

1 < P/S < 2

Компания оптимально оценена рынком

P/S > 2

Компания переоценена рынком

P/S1 <P/S2

Компания 1 более инвестиционно-привлекательна чем 2

P/S1 <P/S*

P/S компании меньше среднерыночного значения (*).

Компания может быть куплена (поглощена) из-за низкой капитализации

Таблица 2 – Интерпретация значений мультипликатора P/S

Рассчитаем мультипликатор P/S для Apple Inc по формуле 3:

Среднее значение мультипликатора по отрасли – 1,34. На основании расчета можно сделать вывод, что акции Apple Inc на данный момент переоценены рынком.

Для оценки финансовой устойчивости и платежеспособности применяют коэффициенты ликвидности: коэффициент текущей (Current ratio), быстрой ликвидности (Quick ratio), абсолютной ликвидности (Cash ratio). Их главное отличие заключает в том, что коэффициент текущей ликвидности оценивает долгосрочную платежеспособность компании, быстрой ликвидности – среднесрочную, а абсолютной – краткосрочную.

Коэффициент текущей ликвидности – показывает, как компания может погасить обязательства с помощью все своих активов.

Коэффициент быстрой ликвидности – отражает, как компания может погасить свои долги наиболее быстро реализуемыми активами. К быстро реализуемым активам относят: наличность, ценные бумаги, дебиторская задолженность.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает возможность компании расплатиться по своим обязательствам с помощью самых ликвидных активов (денежных средств).

Нормативные значения коэффициентов ликвидности представлены в таблице 3.

Значение

Что показывает

Коэффициент текущей ликвидности

Current ratio > 3

Высокая степень платежеспособности

Возможно не эффективное управление активами

1,5 < Current ratio < 3

Умеренная платежеспособность

Current ratio < 1,5

Низкая платежеспособность

Коэффициент быстрой ликвидности

Quick ratio > 1

Высокая платежеспособность в среднесрочной перспективе

Quick ratio < 1

Не все обязательства могут быть покрыты в среднесрочной периоде. Возможна утрата финансовой надежности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Cash ratio > 0,5

Высокая платежеспособность, может быть риск неэффективного управления капиталом

0,2 < Cash ratio < 0,5

Оптимальный уровень

Cash ratio < 0,2

Низкая платежеспособность предприятия

Таблица 3 – Нормативные значения для коэффициентов ликвидности

Чем выше значения ликвидности, тем больше компания имеет ресурсов для погашения своих обязательств в среднесрочном и долгосрочном периоде. В тоже время, наличие у компании запасов, финансовых вложений и других активов может снижать прибыльность компании. Ведь эти активы никак не участвуют в создании прибыли.

Под результативностью компании понимается, принесла ли она прибыль, растет или падает по отношение к своей отрасли. Результативность оценивается с помощью коэффициентов рентабельности.

ROA (Return of Assets) – коэффициент рентабельности активов – показывает общую результативность (прибыльность) компании и показывает финансовую отдачу от использования всего капитала как собственного, так и заемного. Другими словами ROA – отражает какую норму прибыли создают все активы. Рассчитывается по формуле 4.

(4)

Норматив для коэффициента рентабельности – ROA > 0. Если значение меньше нуля – это повод задуматься над эффективностью предприятия. Вызвано это будет тем, что предприятие работает себе в убыток.

Рассчитаем рентабельность активов для Apple Inc по формуле 4:

Среднее значение мультипликатора по отрасли – 2,15. На основании расчета можно сделать вывод, что акции Apple Inc на данный момент имеют высокую рентабельность по сравнению с конкурентами.

ROE (Return of Equity) – коэффициент рентабельности собственного капитала – показатель, который отражает величину чистой прибыли в собственном капитале компании. Показывает, как эффективно были использованы вложенные (инвестированные) в предприятие деньги. Рассчитывается по формуле 5.

(5)

Чем выше значение коэффициента, тем инвестиции более доходные. Если же рентабельность собственного капитала меньше нуля, то есть повод задуматься над целесообразностью и эффективностью инвестиций в предприятие в будущем. Как правило, значение коэффициента сравнивается с альтернативными вложениями средств в акции других компаний, облигации и, реже, в банк. Необходимо отметить, что слишком большое значение показателя может негативно влиять на финансовую устойчивость предприятия.

Рассчитаем рентабельность собственного капитала для Apple Inc по формуле 5:

Среднее значение мультипликатора по отрасли – 4,45. На основании расчета можно сделать вывод, что акции Apple Inc на данный момент имеют очень высокую рентабельность по сравнению с аналогичными компаниями.

Дивидендная политика является одним из драйверов цены акции. Регулярные выплаты и повышение их размера привлекают инвесторов. Для оценки дивидендной политики применяют коэффициент Payout.

Payout, DPR (Dividend Payout Ratio) показывает какую долю чистой прибыли компания направляет на выплаты дивидендов. Рассчитывается по формуле 6.

(6)

Интерпретация значений представлена в таблице 4.

Значение

Инвестиционный потенциал компании

DPR < 0,3

Компания менее инвестиционно-привлекательна, чем аналогичные

0,3 < DPR < 0,7

Оптимальное значение коэффициента

DPR >0,7

Компания может иметь финансовые сложности, т.к. более 70% чистой прибыли направляются на выплаты акционерам

Таблица 4 – Значения Dividend Payout Ratio

Финансовые аналитики за оптимальное значение принимают уровень в 70%. Выше этого уровня говорит о том, что компания хочет угодить акционерам и почти всю полученную прибыль тратит на выплаты. Особенно внимательно следует отнестись к молодым компаниям с высоким DPR.

Рассчитаем DPR для Apple Inc по формуле 6:

Среднее значение мультипликатора по отрасли – 0,41. На основании расчета можно сделать вывод, что на данный момент руководство Apple Inc тратит на дивиденды меньше, чем аналогичные компании, соответственно, эти акции менее инвестиционно-привлекательны.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены некоторые показатели и мультипликаторы, применяемые при фундаментальном анализе компании-эмитента, а также инвестиционная привлекательность Apple Inc. На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что акции Apple Inc инвестиционно-привлекательны и имеют потенциал роста, однако по фундаментальным показателям в данный момент переоценены рынком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена тема «Фундаментальный анализ и его использование при биржевой торговле». Поставленная в начале работы цель достигнута, а задачи выполнены.

В результате изучения темы мной были сделаны следующие выводы:

Фундаментальный анализ проводится на трех уровнях: от макроэкономического до микроэкономического.

Наиболее сложным является анализ компании-эмитента.

При анализе конкретной компании используется огромное количество различных мультипликаторов, исследуется из динамика.

По инвестиционной привлекательности отрасли подразделяются на 5 групп: растущие, стабильные, цикличные, увядающие и рисковые (спекулятивные).

При анализе компании изучается ее финансовая отчетность, корпоративные новости, деятельность конкурентов, решения руководства, судебные дела и прочая информация.

При анализе на макроэкономическом уровне учитывается динамика ВВП, экономический рост, политическая ситуация, деловая активности и прочее.

Показатели результативности деятельности у Apple Inc выше, чем у многих аналогичных компаний, выручка и чистая прибыль стабильно растут, однако акции переоценены рынком.

Некоторые специалисты считают, что использовать фундаментальный анализ при подборе финансовых инструментов нецелесообразно, однако существует и много сторонников этой методики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Грэм Б. Разумный инвестор: Полное руководство по стоимостному инвестированию. – 5 изд. – М: Альпина Паблишер, 2020. – 568 с.

Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. – Пер. с англ. – 5-е изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 1340 с.

Семенкова Е.В. / Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг : учебник / Семенкова Е.В. под ред., Мазаев Н.М., Помаскина О.В., Эдилбаев А.Н., Перепелица Д.Г., Финогенова Ю.Ю. – М: Русайнс, 2017. – 272 с.– Режим доступа: https://book.ru/book/927963

Библиотека на официальном сайте Группы «Финам». Режим доступа: https://www.finam.ru/

Журнал Тинькофф. Как проводить фундаментальный анализ. Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/

Информационный ресурс Simply Wall St. Режим доступа: https://simplywall.st/

Информационный ресурс Yahoo Finance. Режим доступа: https://finance.yahoo.com/

Официальный сайт компании Zacks Investment Research. Режим доступа: https://www.zacks.com/

Финансовая аналитика компании Apple Inc на сайте GuruFocus. Режим доступа: https://www.gurufocus.com/

Финансово-инвестиционный блог Жданова Василия и Жданова Ивана. Режим доступа: https://finzz.ru/

Просмотров работы: 114