ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Малехонова Е.А. 1, Плисенко Н.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительно развивающаяся идея гуманизма в мире определяет стратегию воспитания подрастающего поколения. В обществе эффективно и результативно проявляет себя личность, готовая принять окружающих людей с их индивидуальными особенностями, подстраиваясь под их темп и другие специфические условия взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования предполагает у ребенка положительную установку к окружающей действительности, другим людям и самому себе; умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такой ребенок способен учитывать интересы и чувства других, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, разрешать конфликты [8].

В научной литературе понятие «толерантность» рассматривается с разных сторон. Например, в психологическом словаре толерантность раскрывается с позиции стремления к возможности самовыражения и проявления индивидуальности каждого человека. При этом свобода одного индивида не должна ограничивать права окружающих его людей; ориентация на принятие друг друга [2].

В педагогике толерантность обосновывается присущим человеческой личности позитивным отношением к другому, проявлению уважения к нему, а также принятие его образа жизни, привычек, особенностей национальной принадлежности и прочих характерологических проявлений [9].

Е.А. Ильинская раскрывает понятие «толерантность» как целостное личностное качество, определяющее желание ребенка вступать в контакт и инициировать общение, выстроенные с учетом правил коммуникации; проявление уважения и заинтересованности в получении вербальной или невербальной информации несмотря на национальную принадлежность или мировоззрения другого человека [4].

Толерантность с исследованиях Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой описывается как способность человека уважать собственное и чужое мнение, принимать индивидуальные проявления личности других. Иными словами, авторы характеризуют толерантность со стороны нравственного развития [1].

Обобщенные положения в работах М. И. Лисиной, В.С. Мухиной, М. В. Корепановой [6,7,5] позволили выделить ряд особенностей, которые лежащих в основе развития толерантности у дошкольников:

- непринужденность и открытость при вступлении в контакт с внешним миром, желание быть частью происходящего вокруг;

- развитие способности соотносить себя с окружающими людьми и примерять их шаблоны поведения, а также сопереживать другому человеку в трудных для него ситуациях, подвергая собственное подведение последующему рефлексивному анализу;

- способность принимать чужое мнение и учитывать его в сложившихся ситуациях;

- развитие произвольного поведения, а также различных форм общения со сверстниками и взрослыми.

Г.Ю. Бурдина [3] отмечает, что комплексное сочетание социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития выступает базой развития толерантности у детей дошкольного возраста в контексте Федерального государственного образовательного стандарта:

1. Социально-коммуникативное развитие подразумевает под собой деятельность, которая направлена принятие и усвоение моральных и этических норм общества для того, чтобы ребенок мог полноценно функционировать как часть социума.

2. Познавательное развитие представляет деятельность, направленную на формирование представлений о Российской Федерации и малой родине, тех традициях и праздниках, которые присущи конкретным народам мира, а также людям с особенностями развития.

3. Речевое развитие направлено на формирование у детей дошкольного возраста способности владения речевыми и неречевыми средствами общения как проявления культурной принадлежности.

4. Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование элементарных представлений о видах искусства и разнообразии красоты народов мира и отдельных людей. 

5. Физическое развитие подразумевает формирование толерантного осознания дошкольниками собственных физических возможностей и возможностей других людей (детей).

Этапы формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста (по Е.А. Ильинской) [4]:

I. Информационно-познавательный. Раскрывается информации о предметах и явлениях окружающего мира, о себе и окружающих вокруг людях.

II. Эмоционально-волевой. Способствование развитию нравственности детей, что проявляется в их желании видеть только хорошее в людях, поддерживать эмоционально-положительный настрой при общении с представителями разных национальностей и собеседниками с ограниченными возможностями развития.

III. Мотивационно-поведенческий. Воспитание у детей, подходящее под нравственные нормы поведения с присущим уважительным и вежливым отношением к окружающим людям. Данный этап реализуется с помощью метолов упражнений нравственного поведения.

Инклюзивная модель дошкольного образования, включающая возможность совместного пребывания воспитанников с нормой психо-физического развития и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве активно применяется на практике. Такой способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей.

При организации инклюзивного пространства в дошкольном образовательном учреждении первоочередным выступают следующие задачи:

1 –  создание комфортной среды для пребывания всех участников инклюзивный практики;

2 – создание такой среды, которая способствует полноценному развитию личности каждого ребенка, а также направленной на повышение компетенций педагогов и родителей (законных представителей);

3 – создание системы педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она учитывала актуальные приоритеты образования и вызовы общества, быстро подстраивалась под текущие изменения извне, при этом не ущемляла потребностей детей и их семьи;

4 – формирование широкопрофильной команды специалистов дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленными задачами выделяют ряд последовательно выполняемых мероприятий для организации инклюзивного пространства:

1 этап. Заведующий дошкольным образовательным учреждением принимает решение о включении в воспитательно-образовательный процесс инклюзивной практики. После чего анализируются имеющиеся и необходимые возможности учреждения: укомплектованность кадрами и их уровень образования (квалификации), содержание образовательных программ, используемая предметно-развивавшаяся среда, осваиваемые педагогические технологии. Встреча и обсуждение планируемых мероприятий с педагогическим коллективом, где определяется рабочая группа, завершает данный этап.

2 этап. Разработка нормативно-правовой (локальные акты внутри дошкольной образовательной организации), методической (концепция и программа инклюзивного образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и иной сопроводительной документации. Организация повышения квалификации или профессиональной переподготовки кадров, позволяющих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание рабочей группы, которая осуществляет контроль за разработанным планом введения инклюзивный практики. Поиск социальных партнеров и заключение договоров о сетевом сотрудничестве с ними.

Процесс формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых педагогических условий. Одним из таких условий, является осуществление поэтапно организованной работы по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. В содержании деятельности по формированию толерантного отношения у детей дошкольного можно выделить следующие этапы:

1) Когнитивный этап. На данном этапе происходит усвоение информации, получение знаний об объектах, необходимых для формирования толерантного отношения. Ребенок получает необходимую информацию о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с ОВЗ, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, а также о приспособлениях, необходимых им для жизни. В реализации данного этапа могут быть использованы следующие формы и методы: наглядные методы (рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, просмотр мультимедийных презентаций); словесные методы (беседа, рассказ воспитателя); чтение художественной литературы.

2) Этап формирования эмоционально - оценочного отношения к детям с ОВЗ. На данном этапе важно выработать у дошкольников положительные оценки по отношению к окружающим людям, независимо от их цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества. Методы, направленные на формирование положительного эмоционально - оценочного отношения к детям с ОВЗ: личный пример педагога, родителей; целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением; совместное обсуждение различных жизненных ситуаций, в которых присутствуют примеры не толерантного отношения к детям с ОВЗ; художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стремятся копировать действия и поступки любимых героев. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда у них сформируется умение понимать других.

3) Этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ОВЗ. Педагог учит воспитанников оценивать собственные поступки для того, чтобы прийти к выводу от том, наше поведение находит отражение на процессах окружающего мира - оставляет негативный или позитивный след. Детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью - либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость, помочь, проявить сочувствие, сопереживание. Методы, направленные на формирование толерантного поведения: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантного отношения; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Следующим немаловажным условием является создание в дошкольном учреждении предметно - пространственной среды, содержание и наполняемость которой будут направлены на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Реализация данного условия предполагает создание уголков толерантности, которые содержат информационно - познавательный материал (например, художественная литература; разнообразный иллюстративный материал; энциклопедии; видео материалы и прочее); пособия, дидактические игры, подборку мультипликационных и диафильмов, способствующие воспитанию коллективизма, дружелюбия, доброжелательности, сплоченности; а так же атрибуты и декорации для проигрывания различных ситуаций, сюжетно - ролевых и театрализованных игр, в которых дети учатся на практике толерантному взаимодействию.

Проблема толерантности является общей как для педагогов, так и для родителей. Зачастую родители детей с ОВЗ, стараются ограничить семью от лишнего влияния социального мира или вовсе занимают резко негативную позицию к окружающим людям и отрывают своего ребенка от общения со сверстниками. Такая установка прививается «особому» ребенку с детства, что делает его чужим и закрытым от всех.

Просвещение родителей должно занимать важное место в работе воспитателя и осуществляться через лектории для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, встречи со специалистами, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними.

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания толерантного отношения у детей предусматривает:

- ориентацию на специфические возрастные и индивидуальные особенности (в зависимости от нарушений) ребенка;

- единение образовательных и развивающих программ, форм и методом по толерантному воспитанию дошкольников.

Кроме того, необходимо включение родителей в совместную с детьми и педагогами социально- значимую деятельность по формированию детей дошкольного возраста толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Это может быть организация совместных праздников, экскурсий, развлечений, Дней открытых дверей, круглые столы, организация выставок творчества.

Таким образом, в достижении задач формирования толерантности особая роль отводится дошкольному образованию как начальной стадии нравственного развития ребенка. Терпимость, уважение и умение строить отношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания должны прививаться с раннего возраста.

Слаженная дисциплинарная работа специалистов, воспитателей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, умение работать в команде способствуют повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.

Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья представляет собой комплексный процесс, включающий информационно-познавательный, эмоционально-оценочный и этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ОВЗ. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у детей дошкольного возраста, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Список использованной литературы:

Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. – 164 с.

Бенин, В.Л. Культура. Образование. Толерантность [Текст] : [монография] / В. Л. Бенин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. - 191 с

Бурдина Г.Ю., Галочкина М.В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 43-51.

Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2013. - 288 c.

Корепанова, М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника : Монография / М. В. Корепанова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 2001. - 239 с

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.

Мухина, В.С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 год, №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/

Халимбекова, М.А. Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования / ХалимбековаМ.А., Магомедова М.К. // В сборнике: Наука и образование состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета. - 2018. - С. 57-59.

Просмотров работы: 103