Крымская война глазами российских военных корреспондентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Крымская война глазами российских военных корреспондентов

Осев Д.Е. 1, Исакович О.Н. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

События последних лет, связанные с возвращением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации и реакции на это событие западных держав всколыхнули интерес к событиям Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Это была война, которая объединила крупнейшие страны Европы против России. По своим грандиозным масштабам, ширине театра военных действий и количеству мобилизованных войск, Крымскую войну можно вполне сопоставить с мировой войной. Россия оборонялась на нескольких фронтах одновременно - в Крыму, на Кавказе, Свеаборге, Кронштадте, на Соловках и Камчатке.

Это была первая война, которую широко освещали средства массовой информации. Печать, фотография, литография пользовались огромной популярностью и уже тогда диктовали политику. Роль прессы в развязывании, сопровождении, освещении конфликтов с тех пор значительно укрепилась в основном за счёт скорости распространения информации.

В начале Крымской войны военные материалы категорически запрещалось публиковать всем российским изданиям за исключением двух – «Русский инвалид» и «Одесский вестник». Причем «Одесский вестник» получил разрешение на публикацию военных известий лишь потому, что Одесса находилась на особом положении как торговый порт «по отбору и под личную ответственность военного губернатора». При этом перепечатка другими журналами военных материалов «Одесского вестника» не разрешалась.

Российское общество хотело знать, что происходит на полях сражений. В 1854 году граф М.Д. Бутурлин писал: «Известия из Крыма становились с каждым днем все более неутешительными. Газетным официальным реляциям о ходе военных действий мы не придавали веры, так как в подобных случаях реляции отличаются сдержанностью и подчас утайкою». Все, что «происходило на Крымском полуострове, а также что делалось и говорилось в петербургских высших административных сферах, узнавали из конфиденциальной корреспонденции» [4].

Первые публикации представляли собой рассказы с театра военных действий, а потому пользовались особым спросом читателя.

Капитан Аркадий Дмитриевич Столыпин, командуя артиллерийскими батареями, находился постоянно на переднем крае сражений, как на Дунае, так и во время легендарной обороны Севастополя. За храбрость, мужество и самоотверженность при отражении первого штурма Севастополя в ночь с 10 на 11 марта 1855 года в 33 года получил золотую саблю с надписью «За храбрость», орден св. Анны 2-й степени с мечами и официальное монаршее благоволение, в ноябре 1855 года был произведён в чин полковника.

Среди его ближайших друзей в Крыму были Лев Толстой и Николай Ростовцев. Толстой, сотрудничавший с журналом «Современник», предложил друзьям написать очерки, но довел дело до печати только А.Д. Столыпин: дал написанную статью на прочтение генералу С. А. Хрулеву, а тот внес некоторые коррективы «левой рукой, так как в правую был ранен». Л.Н. Толстой, посылая 30 апреля 1855 г. рассказ Столыпина «Ночная вылазка в Севастополе. Рассказ участвовавшего в ней» редактору «Современника» Н.А. Некрасову, просил сохранить эту правку. Просил также извинить и исправить «дикую орфографию» рукописи. Гонорарных условий не ставил, просил лишь поскорее поместить рукопись в журнале и, по возможности, без цензурных вырезок. В июльском номере «Современника» очерк был опубликован. Редакционная сноска гласила: «Сообщением этой статьи мы обязаны г. Л.Н.Т.». Ниже текста очерка стоит «Ст.». Так обозначен автор – Аркадий Дмитриевич Столыпин [5].

Описанная ночная вылазка (11/23 марта 1855 года) на неприятельские батареи была самой крупной за всю оборону Севастополя. Командующий юго-восточным участком обороны ген. С. А. Хрулев удостоен за нее ордена св. Георгия 3-й ст., 46 нижних чинов награждены знаками отличия Военного ордена св. Георгия. А.Д. Столыпин интуитивно ощутил необходимость показать своих героев в сиюминутном действии. И у него было на то право – он сам участник событий.

В августе 1855 года «Современник» ввел официальную рубрику «Военные известия», которая базировалась на официальных данных и сразу же стала центром читательского внимания. Но, в отличие от нее, рассказы очевидцев войны, зачастую рядовых, были «живы», правдоподобны и позволяли проникнуться особенностями военного времени. Этот живой текст войны создал Николай Петрович Сокальский, и с ним «Современник» познакомил читателя в октябре 1855 года. Николай Сокальский был сотрудником газеты «Одесский вестник» и по долгу журналиста собирал и записывал в одесских госпиталях рассказы раненых солдат: рядового Московского полка Павла Таторского, пластуна Самсона Полянского, матроса Галищенко и др. Ценность этих корреспонденций состоит в том, что автор старался максимально сохранить колорит солдатской полуграмотной речи, передать впечатления очевидцев войны, сохранил их имена в истории.

Н.П. Сокальский в таких словах описывал свое отношение к военным материалам: «Я старался, по возможности, очертить нравственный быт и общественное положение русского солдатика вообще, и в особенности частные интересы, которыми они руководятся в течение своей многолетней службы» [4]. Тематику очерков Н.П. Сокальский не планировал заранее, а фиксировал наиболее колоритные рассказы раненых, угадывая читательский интерес. Рассказы эти посвящены преимущественно Крымским событиям и воспоминаниям русских солдат, прошедших плен Турции и Франции. «Современнике» опубликовано 10 рассказов.

Из рассказа «Восемь месяцев в плену у французов» рядового Московского полка Павла Таторского, взятого в плен при Альминском сражении 5 сентября 1854 года, читатель получил впечатляющее представление о пребывании русских во французском плену. Рассказ «Занятие Евпатории союзными войсками», записанный со слов приказчика Степана Цуровича, служившего в коммерческом доме Евпатории, полон чувства растерянности и подавленности. В дневнике копииста Яковлева «Содержание русских в плену», написанный в плену у французов и турок, журналист не обрабатывал записи, а счел необходимым лишь «исправить слог» предлагаемого рассказа, оставив «нетронутыми в нем слова и выражения, заимствованные из иностранных наречий» [4]. Рассказ «Госпиталь в Константинополе» также о пребывании во французском плену тяжело раненного рядового Павла Поветкина, об уходе за ним французской сестры милосердия Магдалины, о романтической истории их любви, ничем не закончившейся: солдат не хотел нарушить присягу и остаться служить во Франции.

Рассказы «Русский солдат и зуав» и «Два ополчанина» - это, скорее, не мемуары, а очерки самого Н.П. Сокальского о случаях из солдатского быта.

Н.П. Сокальский стал первым профессиональным российским журналистом, который в период Крымской войны сосредоточил регулярные усилия на сборе и оперативной публикации в периодической печати актуальной военной информации. Ситуация определила особенность обработанного им материала – свидетельства, полученные от непосредственных участников событий, оказавшихся в недалеком тылу боевых действий (в Одессе). Н.П. Сокальским были выработаны специфические принципы, определившие индивидуальный характер его работы: привлечение в качестве респондентов «рядовых» участников событий, представляющих разные социальные группы (солдаты, матросы, торговцы, гражданские служащие и т. д.); максимально точная, не допускающая глубокого редактирования передача свидетельств; создание достоверных портретов опрошенных людей, что достигается, прежде всего, посредством речевой характеристики респондента. Все это позволило показать читателю события Крымской войны сквозь призму индивидуальных судеб, суждений и переживаний. Работа Сокальского сохранила для будущих поколений имена людей, которые не сыграли ключевой роли в военных событиях, но испытали весь драматизм событий Крымской войны.

Если манеру письма Аркадия Дмитриевича Столыпина можно обозначить словами «пишу, о том, что делал», а манеру Николая Петровича Сокальского - «пишу, что услышал», то манеру третьего журналиста — участника Крымской кампании Николая Васильевич Берга можно сформулировать так: «пишу о том, что видел». В 1853 году в качестве корреспондента Николай Берг отправился в Севастополь, где состоял при штабе главнокомандующего в должности переводчика.

Литературным плодом его участия в Крымской войне стали «Записки об осаде Севастополя» в 2-х томах (Москва, 1858) и «Севастопольский альбом» с 37 авторскими рисунками.

В условиях жесткой цензуры Берг предпринял инициативу - давать регулярные корреспонденции в «Москвитянин» в форме частных писем редактору Михаилу Погодину. На первый взгляд письма напоминают переписку двух приятелей. Но на самом деле - это лишь умелый журналистский прием, снабженный датами, деталями, историческими фамилиями и другими ценными сведениями о Крымской кампании. Такой журналистский замысел позволял получать ощущение присутствия, сиюминутности происходящего, читатель мог видеть войну в динамике событий: бои, перемирие, знакомства и т. д. Убедительность повествованию передавали рассказы о реальных людях: генералах, адмиралах, рядовых.

После того как в 1856 году «Москвитянин» закрылся, Николай Берг стал сотрудничать с «Современником», посылая туда свои военные корреспонденции. В «Современнике» Н.В. Берг опубликует статью «Из Крымских заметок», но посвящена она будет уже послевоенным впечатлениям.

Среди военных корреспондентов Крымской войны можно назвать имя Льва Николаевича Толстого. Его очерк «Севастополь в декабре месяце» опубликован в июньском номере «Современника» за 1855 год. При этом в сноске от имени редакции написано: «Автор обещает нам ежемесячно присылать картины севастопольской жизни, в роде предлагаемой. Редакция «Современника» считает себя счастливою, что может доставлять своим читателям статьи, исполненные такого высокого современного интереса и притом написанные тем писателем, который возбудил к себе такое живейшее сочувствие и любопытство во всей читающей русской публике своими рассказами «Детство», «Отрочество», «Набег» и «Записки маркера» [5]. Таким образом, редакция «Современника» фактически объявляет Льва Толстого своим постоянным корреспондентом. И это решение возникло отнюдь не спонтанно, а по желанию самого Л.Н. Толстого, который горел желанием заняться именно военной журналистикой. В 1854 году он даже принял участие в попытке издания первого в России военного журнала, который должен был называться «Солдатский вестник», но позже название изменили на «Военный листок». В октябре 1854 года будущие издатели представили свой проект главнокомандующему Горчакову и получили полное одобрение. Был подготовлен пробный номер с редакционной статьей Льва Толстого. Горчаков отправил его военному министру для доклада Николаю I, который «изволил признать неудобным разрешить издание оного».

Второй очерк «Севастополь в мае» вышел под названием «Ночь весною 1855 г. в Севастополе» в № 9 (сентябрь) за 1855 год без подписи автора, поскольку текст искромсал цензор. В основу очерка положен ночной бой с 10 на 11 мая, свидетелем которого был Толстой. Третий очерк «Севастополь в августе 1855 г.» напечатан в № 1 «Современника» за 1856 год. Август оказался последним месяцем героической обороны, так что цикл корреспонденций Толстого неизбежно должен был закончиться.

Впоследствии очерки из осажденного Севастополя, собранные вместе и получившие общее название «Севастопольские рассказы», стали считаться произведениями прозы. То есть художественным вымыслом, а не публицистикой. Хотя это в чистом виде журналистская работа, именно так и задуманная, и выполненная.

Таким образом, Крымская война дала первый опыт освещения отечественными корреспондентами военных событий. Именно в этот период пресса осознала важность присутствия своего представителя, наблюдающего за ходом войны. Однако допуск на театр боевых действий носил еще бессистемный характер, а жесткая цензура не позволяла задевать острые проблемы.

Список используемых источников информации

1. Ермаков, А.В. Крымская война 1853–1856 годов. Современный взгляд на причины и последствия [Электронный ресурс] / А.В. Ермаков// Режим доступа: http://reading-hall.ru/publication.php?id=9822- 15.03.2020

2. История военной журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа: https://army-reporter.livejournal.com/20403.html- 15.03.2020

3. Мясников, В. Первый русский фронтовой корреспондент [Электронный ресурс] /В. Мясников // Режим доступа:http://www.sovinformburo.com/news/detail/?item_id=4545&type=6 - 15.03.2020

4. Первых, Д.К. Очерки Н.П. Сокальского как этап становления отечественной военный журналистики / Д.К. Первых// Режим доступа: http://sn-philol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2019/03/014pervyx.pdf- 15.03.2020

5. Столыпины и Севастополь// Режим доступа: http://blackseafleet-21.com/news/13-11-2013_stolypiny-i-sevastopol- 15.03.2020

6. Тарле, Е.В. Крымская война [Электронный ресурс] /Е.В. Тарле// Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/tarle3/index.html -15.03.2020

Просмотров работы: 931