Некоторые способы выжить в природе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Некоторые способы выжить в природе

Однодворцева Е.А. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды – одно из древнейших его качеств. Ещё в незапамятные времена он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивая съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия, и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретённые многими поколениями предков. Являясь членом общества, он привык к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получить нужную информацию. Заболев, обратиться за помощью к врачам.

Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивается от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится.

Другое дело – долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание - активные разумные действия, направленные на сохранение жизни и здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования.

Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Для преодоления такого состояния нужно решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план. Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, как боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда. Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Для этого человеку необходимы такие качества, как сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ.

Только тренировка даст те знания и умения, которыми можно воспользоваться при экстренной ситуации.

Объектом данного исследования является: особенности природы, способствующие выживанию человека в автономном режиме.

Предмет: основные способы выживания в природе.

Цель: Исследование некоторых способов выжить в природе.

Задачи:

- Проанализировать литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме.

- Определить основные способы выживания в лесу.

- Провести социологический опрос.

- Составить презентацию с рекомендациями для студентов.

Методы: анализ литературы по проблеме исследования, опрос, дедукция и индукция.

Причины возникновения аварийной ситуации

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опас­ность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстре­мальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийны­ми бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространст­ве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведе­ние человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, це­лью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосо­хранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Жела­ние выжить должно, быть осознанным и целенаправленным и должно дик­товаться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Под термином «выживание» понимают активную деятельность чело­века, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

В литературе рассматривается несколько опре­делений автономного существования. Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром. Это наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причем помощь извне проблематична. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи, обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле, используя имеющиеся запасы или дары природы.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды (температура и влаж­ность воздуха, ядовитые змеи, хищные животные и т.д.), которые нередко оказываются экстремальными. Они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Автономное существование человека в природе может быть двух ви­дов: добровольным и вынужденным.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных об­стоятельствах.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденно­му автономному существованию в природных условиях.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера - это стихий­ные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды:

а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);

б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;

в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

аварии на воздушном и железнодорожном транспорте;

аварии на морском и речном транспорте;

аварии и поломка автотранспортных средств.

Человек, оказавшись в условиях автономного существования в при­роде, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Изучив литературные источники составили 5 необходимых условий для выживания человека в природе, а именно:

- ориентирование

- оборудование временного жилища

- добывание огня

- обеспечение питанием

- обеспечение водой.

Ориентирование на местности

Под ориентированием понимают способность с помощью компаса и карты передвигаться на незнакомой местности и выходить в намеченный пункт.

Аварийное ориентирование на местности - это умение определить свое местоположение и нужное направление дальнейшего движения отно­сительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа.

Ориентирования, как правило, состоит из трех составных частей:

направлений;

расстояний;

ориентиров (предметов), расположенных на местности.

Основными способами аварийного ориентирования являются: ориен­тирование по компасу, карте, небесным светилам (солнцу, звездам, луне), местным приметам и признакам (растениям, животным).

Потеря ориентировки - одна из самых распространенных причин происшествий.

Проще и быстрее всего определить свое местонахождение можно, вернувшись по собственным следам назад, но для этого необходимо прой­ти мысленно весь свой маршрут, особо выделяя приметные ориентиры.

Определить стороны горизонта можно по компасу, часам и по тени шеста, но в этом случае необходимо, чтобы солнце светило достаточно ярко. Для данного способа необходимы прямой шест, палка длиной в один метр. Можно ориентироваться по Луне и звездам. Около полуночи местного времени полная Луна находится на юге. Растущая Луна (острые концы направлены влево) - находится на западе. Убывающая Луна (острые концы направлены вправо, как у буквы «С») -находится на востоке. Полярная звезда всегда указывает на север. Она последняя в «ручке ковша» созвездия Малая Медведица. Отыскать ее можно, мысленно про­должив линию, соединяющую две крайние звезды в ковше созвездия Большая Медведица, и отложив на ней пять примерно равных расстоянию между этими звездами отрезков.

Наиболее ценную с точки зрения аварийного ориентирования ин­формацию дают отдельно стоящие деревья, камни, растения, распо­ложенные на открытой, ровной местности (опушка леса, поляна, луг).

Помочь сориентироваться могут лесные просеки. В больших лесных массивах обычно просеки ориентируются в направлении север-юг и за­пад-восток. Нумерация кварталов лесных массивов чаще всего осуществ­ляется с севера н юг и с запада на восток.

Определенную помощь в ориентировании могут оказать культовые сооружения. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни - на запад. Кресты на куполах православных церквей распо­ложены в плоскости север-юг. Опущенный конец перекладины обращен к югу, а приподнятый - к северу.

Наблюдения следует суммировать и окончательно принимать решение лишь после мно­гократного подтверждения. Подобная страховка избавит от серьезных ошибок.

Оборудование временного жилища

Выбор типа укрытия будет зависеть от характера окружающей ме­стности, погодных условий, наличия инструмента, физического состояния, умения, способностей и трудолюбия.

Временным укрытием могут служить: навес, шалаш, землянка, чум, снежная пещера, иглу, траншея-желоб и др.

Прежде чем приступить к строительству укрытия, необходимо вы­брать место для его строительства.

Постройка простейшего укрытия, таких как навес, шалаш и др. по­требует знаний, умений, усилий. Эти виды укрытия используются чаще всего в аварийной ситуации. Работу следует начинать с оборудования мес­та под ложе. Нужно разгрести песок или снять слой земли на 6-10 см, за­тем необходимо развести костер, который должен гореть 2-3 часа. Когда костер начнет догорать, угли надо равномерно разгрести по всей площадке, удалить головешки, и после того, как угли перестанут мерцать, покро­ются пеплом, их засыпают песком, землей, которую предварительно убрали. Такое ложе сохраняет тепло 5-7 часов. Площадку можно утеплить и с помощью лапника, сухого мха, травы, листьев, камыша и брезентом, одеялом, если они есть в наличии. В лесу очень часто можно встретить надломленное на вы­соте 1-2 метров дерево, сохранившее прочную связь с пнем, такой вариант используют для постройки одно- или двускатного шалаша.

Добывание огня

Главное в экстремальной ситуации - это костер. Огонь - это тепло, здоровье, уют, пища, чай или даже просто горячая вода. Это защита от зверя, это сигнал для спасателей, это уверенность в своих силах.

Разведение костра - это целый комплекс работ, который условно можно разбить на этапы:

выбор места для костра и его устройство;

заготовка дров;

приготовление растопки;

добывание огня;

сохранение огня.

Достаточно допустить одну ошибку в любом из перечисленных пунктов и костра не будет. Даже опытному человеку для разведения костра в сложных климатических условиях требуется много времени, не говоря о новичке.

Перед тем как разводить костер, необходимо выбрать для него место, лучше укрытое от ветра и дождя естественным укрытием, например, скалой. Желательно, чтобы это место было поблизости от воды. Главным ус­ловием является соблюдение правил противопожарной безопасности.

Подготовка площадки для костра начинается с расчистки участка диаметром метр-полтора от лесного мусора: травы, шишек, сухих листьев. Лучше даже снять верхний слов дерна, обнажив почку на участке боль­шем, чем займет сам костер и по возможности обложить это место камня­ми.

Необходимо знать, что не все породы деревьев можно использовать в качестве топлива. Лучше не использовать для костра ель, т.к. она мало дает тепла, но много искр, которые разлетаются в разные стороны и про­жигают одежду, палатки, что в свою очередь может привести к пожару и даже к гибели. Осина и ольха содержат много воды, от них больше дыма, чем огня. Следует помнить, что лиственный валежник, в отличие от хвой­ного, который в какой-то степени защищен от намокания смолой, практи­чески всегда гнилой. Лучше отыскать сухостойное дерево. Определить сушину можно по звонкому «сухому» звуку, издаваемому при ударе обу­хом топора по стволу. Валить дерево надо в сторону естественного накло­на с таким расчетом, чтобы оно не зацепилось за ветки рядом стоящих деревьев.

Существует немало способов добывания огня. Легче всего разжечь костер при помощи спичек.

Существуют и химические способы добывания огня, основанные на самовозгорании различных смесей. Марганцовку примерно одну чайную ложку порошка нужно высыпать на бумагу, либо на ткань и капнуть па нее 2-3 капли антифриза. В процессе окисления бу­дет выделяться большое количества тепла и произойдет воспламенение. Так же можно и соединять глицерин и марганцовку.

Для добывания огня так же подойдут линза, увеличительное стекло, аккумуляторная батарея, ружье, кремень и многое другое.

Существует много видов и типов костров, и каждый из них служит для определенной цели.

Виды костров: дымовые, жаровые, пламенные и сигнальные.

Дымовой - предназначен для подачи сигналов, для защиты от гнуса.

Жаровой - используют для приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева ночью.

Пламенный - пригоден для освещения места привала, для подогрева пищи, отогнать животных.

Сигнальный - используют для аварийной сигнализации.

Существует много типов костров: шалаш, колодец, звезда, таёжный, ямочный, нодья, свеча, камин, пирамида.

Каждый из типов костров служит для определенной цели и может быть и жаровым и пламенным, так как зависит не только от того, как сложен, но и от качества и количество дров.

Обеспечение питанием

Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя высокую физическую и психическую актив­ность. Приспособительные реакции организма выражаются, в первую оче­редь, в сокращении энерготрат, снижении интенсивности обмена веществ. Пульс и дыхание становятся реже, понижается кровяное давление, происхо­дит постепенное уменьшение массы тела. Физиологи подсчитали, что внут­ренних резервов человека хватит на 30-40 суток полного голодания.

Попав в экстремальную ситуацию, необходимо все же питание, даже если его калорийность будет мала. Однако роль такого рациона крайне важна, так как он устраняет у человека страх ожидания голодной смерти, облегчит организму переход на новый режим питания.

В условиях вынужденного автономного существования, скорее всего у потерпевших не окажется и посуды, чтоб приготовить пищу. В этом слу­чае придется изготавливать ее из подручных материалов. Кипятить воду можно и в консервной банке, тетрапаке и даже в пластиковой бутылке. Способ сделать тару из бересты, глины так же подходит.

Если рыбачить, то существует нескольких правил:

лучшее время для рыбной ловли - раннее утро или вечер. Днем удят только в пасмурную погоду;

клев увеличивается на тех участках водоема, где наблюдается скоп­ление комаров, мошек и т.д.;

благоприятными для рыбной ловли считаются заливы и затоны на речках, в стоячих озерах - протоки, в глубоких водоемах - отмели, а в мелких - ямы. В узких речках - участки, где она расширяется, а в широких речках наоборот - места сужения. Отличная ловля рыбы бывает ниже пе­рекатов, порогов, плотин и шлюзов;

- располагаться на берегу надо так, чтобы тень не падала на воду.
Летом и весной на больших глубинах рыба бывает редко, а осенью с началом похолодания она уходит на глубину. После резкого спада воды в реках остается рыбная мелочь.

Для сохранения пойманной рыбы ее потрошат, но не моют и не солят, а лишь насухо протирают травой или тряпкой. Затем, вставив в брюшко распорки, рыбу вывешивают в хорошо продуваемое ветром место на 20 минут. Тушки рыбы затем перекладывают крапивой или свежей сухой осокой. Рыбу можно сохранить, если ее закопать в прохладный прибреж­ный песок в тенистом месте, но при этом рот и жабры закрыть.

Растительная пища может в течение долгого времени поддерживать силы любого, кто попал в экстремальную ситуацию, и при этом будет со­храняться высокая работоспособность. Однако следует соблюдать осто­рожность, так как в каждой местности имеются ядовитые растения. Суще­ствует несколько общих рекомендаций по их определению. Нельзя упот­реблять в пищу растения, которые выделяют на изломе белый «млечный» сок или имеют неприятный запах. Съедобен ли тот или иной плод, можно узнать по косвенным признакам: по птичьему помету, по многочисленным обрывкам кожуры и косточек, поклеванным плодам. Однако используя растения в пищу, следует придерживаться определенных правил, так как возможно серьезное отравление и даже летальный исход (смерть).

Если все-таки приходится есть незнакомое растение, для начала пробуется 1-2 ягодки или 3-5 граммов растения. Растительный яд, содер­жащийся в малых пропорциях, не песет организму серьезного вреда. Если же в течение 2-4 часов не появляются признаки отравления (тошнота, рвота, головокружение, расстройство кишечника, боли в животе), значит рас­тение пригодно в пищу.

Если человек все же не может найти или добыть себе пищу, то остает­ся только одно - голодание.

Обеспечение водой

Возможности человека позволяют обходиться без пищи длительное время, а вот без воды сложней. Вода не только входит в состав тканей че­ловеческого организма, составляя почти 2/3 его массы (65-70 %), она уча­ствует в многообразных и непрерывных процессах обмена веществ. Обед­нение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а если оно составит свыше 10 %, это вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов, систем и ведет к гибели. Потребность воды в районах с умеренной температурой при относительно ограниченной физической подвижности составляет 1,5 -2 литра в сутки, но она значительно возрастает при высокой температуре воздуха.

Надежными указателями воды являются животные, птицы, насе­комые.

Воду можно добыть и из сырого мха, растущего на северных склонах, его необходимо просто выжать. Сбор росы можно производить в утреннее и вечернее время на кусок материи, используя предметы одежды. В солнечный день воду можно собрать, надев на ветку живого, лиственного рас­тения будь то кустарник или дерево полиэтиленовый пакет. Хороший спо­соб добыть воды - это сделать солнечный конденсатор.

Жажду весной вам поможет утолить березовый, кленовый сок. Он со­держит минимум глюкозы, минеральных солей, биологически активных веществ, что, в свою очередь, оказывает очищающее действие. Можно со­бирать дождевую воду. Если открытого водоема нет, нужно искать грунто­вую воду: в долине рыть следует под крутым склоном или в месте, где земля густо покрыта травой (возможно, в дождливое время года здесь был водоём). Часто достаточно выкопать небольшую яму - она быстро запол­нится водой. В горной местности вероятность обнаружить воду выше у ос­нования горных плато, скал, хребтов. На склонах гор хорошим ориентиром является сочная зелёная трава.

Самый простой способ очистки: если есть спички и котелок, можно развести костер и прокипятить воду. Если же нет возможности развести огонь, для очистки воды можно использовать обычную марганцовку, которая есть в аптечке любого опытного туриста. Отлично очищает воду и йод (который наверняка имеется все в той же аптечке), даже самую мутную и грязную. Всего три капли йода или кристаллик марганцовки на котелок мутной воды - и получим воду, пригодную даже для питья.

Социологический опрос студентов колледжа

Среди студентов колледжа был проведён опрос по 4 основным вопросам:

- Что делать, если ты потерялся в лесу?

- Как привлечь внимание, чтобы тебя могли найти спасатели?

- Как сделать укрытие для ночлега?

- Чем можно питаться в лесу?

« Что делать, если ты потерялся в лесу?» наибольшее количество ответов было кричать и звать на помощь. Да это так, если уверен, что взрослые находятся рядом.

Рисунок 1. Процентное распределение ответов студентов на 1 вопрос

« Как привлечь внимание, чтобы тебя могли найти спасатели?» Около 30 % ответили, что нужно выйти на открытое место и одеть яркую одежду.

Рисунок 2. Процентное распределение ответов студентов на 2 вопрос

«Как сделать укрытие для ночлега?» Около половины готовы строить шалаш.

Рисунок 3. Процентное распределение ответов студентов на 3 вопрос

« Чем можно питаться в лесу?» Около 75% выбирают ягоды и орехи

Рисунок 4. Процентное распределение ответов студентов на 4 вопрос

В работе над проектом проанализированы литература и интернет-ресурсы по данной проблеме, определены основные способы выживания в лесу, а именно: ориентирование, оборудование временного жилища, добывание огня, обеспечение питанием и водой. Проведён социологический опрос студентов колледжа и выделены основные направления знаний на данном этапе в области выживания, разработана презентация и материалы представлены на конференции студентов колледжа.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них – прочные знания из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.

Поэтому, мы как будущие учителя физической культуры, должны изучить основные способы выживания в природе, опробировать их на практике в походах и передать эти навыки школьникам.

Список использованных источников

1. Усенко, Н.В. Тропинка в лес [Текст] / Н.В. Усенко. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1984. - 112 с.

2. Верзилин, Н.М. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. – Москва: Редакционно-издательский отдел ФА, 1992. - 86 с.

3. Гаджеты для выживальщика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://i-survive.ru/

4. Детские походы. Школа выживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/pohod_tlt

5. Лайфхакер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lifehacker.ru/2014/09/09/10-sposobov-razzhech-ogon/

6. Выживание в лесу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.survive.ru/article/les.htm

Просмотров работы: 545