Дидактические игры и упражнения как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Дидактические игры и упражнения как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Анискина Д.О. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у старших дошкольников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и педагогов на современном этапе. Проблемой нарушения внимания логопеды и педагогические работники дошкольных учреждений (ДОУ) занимаются больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.

Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от ребенка активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.

Исследования составили идеи отечественных и зарубежных исследователей Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой, Л.А. Венгером, А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, Н.Е. Вераксы, Е.О. Смирновой, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Губановой и др.

Проблема исследования: влияние дидактических игр на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Цель: изучить процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры как педагогическое средство повышения уровня познавательного интереса дошкольников в процессе организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении, то можно значительно повысить уровень их интеллектуальных способностей, познавательной активности.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности развития внимания в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать роль дидактической игры в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть руководство организацией дидактических игр в работе по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

4. Исследовать развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в ДОО.

Понятие и сущность внимания в психолого-педагогической литературе


Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности [9, c.48].

Изучение внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.

Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими, независимо от того является внимание ослабленным или усиленным, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную связь [16, с.187].

В своих исследованиях отечественный психолог Н.Ф. Добрынин выделяет то, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов деятельности [16, с. 191].

С.Л. Рубинштейн определяет внимание, как избирательную направленность на тот или иной объект и сконцентрированность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [19, с.324].

По мнению П.Я. Гальперина внимание - идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [16, с. 192].

Многие отечественные и зарубежные ученные под вниманием понимают, состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его невозможно определить, как самостоятельную форму психической деятельности. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Внимание можно определить, как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Внимание представляет собой психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди ученых нет единого мнения. С одной стороны, рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые исследователи утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно присутствует в любом психическом процессе или деятельности человека. Другие психологи наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса и особого психического состояния человека.

Внимание обеспечивает ясность и четкость сознания, осознание смысла психической деятельности в определенный момент времени. А.Г. Маклаков рассматривал внимание, как и любой другой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга.

Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное внимание. Иногда отдельно выделяют послепроизвольное внимание [16, c.185].

Непроизвольное внимание, в некоторых исследованиях называют пассивным, в других - эмоциональным. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Оно является наиболее простым видом внимания так, как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность охватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности неожиданности или занимательности. Например, мы всегда невольно обращаем внимание на необычные звуки, острые запахи, неожиданные вспышки света и т.п. Все это является примерами непроизвольного внимания.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Оно связано с участием воли в процессах памяти. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени, сам переключает свое внимание на новый объект. Произвольное внимание отличается от непроизвольного, они тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека.

Непосредственным называют такое внимание, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую тем объектом, на которое оно направленно. Между объектом и сознанием человека, в данном случае, нет никаких других объектов, с помощью которых его внимание регулируется. Например, если мы случайно взглянули на что-либо, и то, что в данный момент находится в нашем поле зрения, привлекло внимание к себе, это и будет непосредственным вниманием.

Опосредствованное внимание - это внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на которое оно непосредственно направлено, а чем-либо другим. Например, можно попросить человека обратить на что-либо внимание, оставить на видном месте какой-либо предмет с расчетом на то, что увидевший его человек обратит внимание не только на этот предмет, но и на что-либо другое, связанное с этим предметом. Или можно нарисовать стрелку в сторону предмета, на который желательно обратить внимание.

Понятие о послепроизвольном внимании ввел Добрынин Н.Ф. Послепроизвольным называют такое внимание, которое появляется спустя некоторое время после того, как человек произвольно удерживал свое внимание на чем-либо.

В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связанно с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет никаких волевых усилий.

Внимание человека обладает рядом свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания [3, c.162].

Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на более или менее постоянном уровне. Это свойство внимания может зависеть от различных причин. Они могут быть связаны и с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени, с мотивацией, с внешними обстоятельствами.

Следующее свойство внимания - концентрация внимания. Под концентрацией внимания понимается способность внимания собраться, сконцентрироваться на чем-либо, отвлекаясь от всего остального в данный период времени. Степень концентрации может быть различной: от полного игнорирования, до параллельного, концентрируя на чем-либо можно одновременно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, переключение с одного вида деятельности на другой. Эта характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Чем деятельность интереснее, тем легче на ней переключиться.

Следующее свойство внимание - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.

Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания.

Таким образом, внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент физиологические и психологические процессы, способствует целенаправленному и организованному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность психической активности на выбранном объекте.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Ребенок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности (игра, конструирование, рисование). Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. У ребенка расширяется круг представлений о мире, он учится управлять собой, регулировать свое поведение, осваивает новые социальные отношения [1]. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: зарождаются новые социальные потребности, формируется устойчивая структура мотивов.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности, происходит процесс активного становления и развития познавательной деятельности. Ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений действительности. К концу дошкольного возраста отмечается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим. Неточные впечатления об окружающей действительности становятся все более ясными и обобщенными, начинает появляться целостное восприятие и осмысление реальности, так же возникают зачатки мировоззрения [4, c.172].

В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно [8, c.67].

Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений. В игре ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. В игре развивается воображение и мышление ребенка, он планирует выполнение замысла, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский писал, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка" [11, c. 207].

В игре ребенку необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. Так же ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту, или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения, развивает способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений [13, c. 46].

Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка. Одной их основных характеристик развития ребенка является двигательная сфера. Уровень овладения двигательными навыками важен для общего развития ребенка. Развитие мелкой моторики и освоение тонких сложнокоординированных действий - основа освоения навыков письма в школе. Двигательная неловкость, нарушения координации движений могут служить показателями нарушений психического развития. Овладение определенными действиями и движениями, соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам - необходимая характеристика возраста [18, c. 295].

Умственное развитие - наиболее информативный и сложный показатель развития ребенка. В широком смысле под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи [4, c. 173]. На протяжении дошкольного возраста память ребенка претерпевает количественные и качественные изменения. Качественные изменения определяются появлением опосредованности и произвольности. Которые выражаются уже не просто в запоминании понравившееся ему, а принимает задачу на запоминание и применяет особые способы для удержания важной информации.

Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать свое внимание на решении самых различных задач [5].

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Основные показатели развития воображения - это его продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, создание плана-замысла и его реализация [4, c. 173].

Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может выступать создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Ребенок использует одни предметы для раскрытия значимых для него сторон других предметов и явлений.

В развитии речи можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее открытости и связности, овладение различными средствами речевой деятельности; овладение фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), лексикой (богатство словаря), грамматикой (правильность речи) [25, с. 61].

Знания на протяжении дошкольного возраста начинают постепенно расширяться и углубляться. Ребенок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также ребенок осваивает новые способы получения знаний. У ребенка формируется умение слушать взрослого, отвечать и задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами информации характеризуют содержательные стороны умственного развития ребенка.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы обобщенных знаний, составляющих основы наук. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к систематическому обучению в школе [17, c. 159].

Следует подчеркнуть, что важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Подготовка ребенка к школьному периоду развития - одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания, где главным условием полноценного развития ребенка является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых - педагогов и родителей, а это возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, анализ исследований в этой области позволяет выделить психологические новообразования старшего дошкольного возраста и составить психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры как средства развития внимания у детей старшего

дошкольного возраст

Внимание - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [9, c. 48].

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Как низшая психическая функция, внимание представлено непосредственным и непроизвольным. А как высшая психическая функция - произвольным и опосредствованным вниманием [24, c. 98].

На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и ее произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным. [3]

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно. Развитие видов и свойств внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок.

Таким образом, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно связано с развитием воли и способности управлять своим поведением. Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п., тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер - новое качество [21, c. 110].

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста: ·сенсорное; ·интеллектуальное; ·моторное [3, c. 73].

Основными функциями внимания являются:

·активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

·целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

·удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

·обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

·регуляция и контроль протекания деятельности.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно - исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка [21].

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний. Все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают не только яркое, броское, громкое, но и необычное - то, чего не было в их опыте.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника. Новый источник развития произвольного внимания - инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка - акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин.

Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна "подпитка" внимания яркими, необычайными, "непроизвольными" сигналами. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте.

Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. [13] Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [2, с 4].

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним: Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. [13, с. 115]

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (игровая, обучающая) задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры [10, c. 331].

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим и т.д. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. [15, с. 4]

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию, катать разноцветные шары, разбирать башенку, перекладывать кубики, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т.д. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность [23, c. 82].

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.п.) [14, c.39]

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; словесные [10, с.328-331].

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбирают такое же изображение на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: "Зоологическое лото", "Посуда", "Одежда", "Растения", "Мы считаем" и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т.д.

Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Игры типа "Лабиринт" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Такие игры проводятся в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала центральной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Поддержать интерес и сосредоточенность на чем-либо поможет игра. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы играем с ними. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С её помощью и развиваются внимание, память, мышление и т.д., т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Увлеченно играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание ребенка, а также воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением.

В связи с тем, что современные подходы к организации дошкольного образования указывают на два основных направления развития ребенка-дошкольника: 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей; 2. Обеспечение интеллектуального, личностного развития, проблема развития внимания в дошкольном возрасте с помощью организации игровой деятельности является актуальной. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость. Как отмечает Д.В. Менджерицкая, независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Аналогичную точку придерживаются А.К. Бондаренко, М.А. Васильева, С.Л. Новоселова, А.И. Сорокина, А.П. Усова.

Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях. О цепком непроизвольном внимании детей ходят легенды. Обычно родители возмущенно-восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить?!» или «Один раз при нем произнесли это слово!» Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают.

Как отмечает С.А. Шмаков, необходимо воспитывать и развивать установку на внимание, наблюдательность. У разных детей разный объем внимания, разное переключение, колебания внимания. К сожалению, многие виды работ дети делают невнимательно, механически, отсюда и ошибки в выполнении задания. Значит необходимо хорошо сосредоточиться на задании, выключиться, тогда ошибок не будет. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Таким образом, в играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собою, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. На основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы предполагается интеграция образовательных областей в педагогической деятельности. Создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности и интеграции образовательных областей позволит развитие процесса внимания детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность. В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. По данным школьных психологов, среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Таких детей отличает неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. Возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.  

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвёртых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидение хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

- потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдёт мимо кондитерской);

- значимость для человека (почти каждый из нас невольно прислушивается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

- эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

 В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуется уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем

Внимание человека обладает пятью свойствами: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), переключаемость, распределение и объём. 

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Знание структуры игры, правильное и умелое её применение воспитателем способствует развитию личности ребёнка, всех его познавательных процессов, в том числе и внимания.

Большую роль в развитии познавательных способностей, внимания в частности, играет игра. Для детей дошкольного возраста она имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра для них труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего мира. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, внимание, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Для достижения высокого результата развития детей поставила перед собой цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование дидактической игры.

Для реализации этой цели выдвинут ряд задач:

1.Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.

2.Исследовать роль дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

3.Выявить уровень развития внимания у детей старшего возраста.

4.Спроектировать и провести опытную работу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр для развития внимания и оценить её эффективность.

5. Создать картотеку дидактических игр для развития внимания.

Я предположила, что комплексное использование дидактических игр в педагогическом процессе ДОУ и семейном воспитании, учет индивидуальных особенностей развития внимания у детей, могут обеспечить положительную динамику в развитии данного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

Методы и средства достижения цели

Для достижения поставленной мной цели я использовала диагностические методики и эксперимент. Изучение литературы по проблеме развития внимания показало, что внимание – это особое свойство психики человека, в основе которого лежит сосредоточение сознания на каком-либо объекте или виде деятельности. Существуют разногласия в том, к какому классу психологических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный психологический процесс, а другие связывают его с волей и деятельностью человека. Исследователи проблемы внимания отмечают его огромную значимость для личности каждого человека. Особенно велико значение внимания для ребенка. Без внимания не могут развиваться такие важные процессы как мышление, память, воображение.

Теоретической основой исследования проблемы развития внимания явились труды Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, Г. А. Урунтаевой и других известных ученых-исследователей. Изучив теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста, и придя к выводу о том, что дидактические игры являются одним из наиболее благоприятных источников для развития внимания, я решила исследовать их эффективность в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы с 2015 по 2016 учебный год

В сентябре 2015 года мной были обследованы дети подготовительных к школе групп (констатирующий эксперимент), формирующий эксперимент продолжается по настоящее время. Контрольный эксперимент состоится с 10 по 20 мая 2016 г. Контрольный срез был проведен мной в марте 2016г.

Эксперимент начался с диагностики познавательных процессов с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. По результатам диагностики среди детей подготовительных к школе групп (42 чел.) было выявлено 13 детей с низким уровнем развития внимания. Мной была создана малая группа для проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания.        Во время формирующего эксперимента я знакомила детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводила работу с родителями. На контрольном этапе с помощью диагностики, я выявила уровень развития внимания у детей и сравнила результаты с результатами на констатирующем этапе.

Итак, внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами. Изучение внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные ученные Л.С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.

Основными видами внимания являются непроизвольное, произвольное, непосредственное, опосредствованное внимание и послепроизвольное внимание. Внимание человека обладает рядом свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих умений и знаний, психических качеств и свойств личности, которые необходимы каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся развитие речи, ориентировки в пространстве и времени, употребление предметов обихода, развитие форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в будущем именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Неустойчивость внимания в дошкольном возрасте в будущем может сказаться на успеваемости в школе. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы. внимание дошкольный старший возраст.

Просмотров работы: 373