Роль биоритмов в жизни спортсмена - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль биоритмов в жизни спортсмена

Стадник А.В. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведенное исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Изучение характера биологических ритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека.

Каждый цивилизованный человек знает, что надо чистить зубы, мыть руки, мыть овощи и фрукты, соблюдать гигиенические правила при приготовлении пищи и т.д., а также четко он должен уяснить, каких правил нужно придерживаться, чтобы как можно меньше нарушать, или восстановить временную структуру своего организма. Некоторые из нихсовершенно спокойно и бодро приступают к занятиям, а другие приходят в школу раздраженными и не выспавшиеся, причем первые более успешно справляются с интеллектуальной нагрузкой на первых уроках, вторые более активны на втором и последующих уроках.

Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека.

Объект исследования: студенты с различными типами суточных биоритмов.

Предмет исследования: особенности влияния типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и спортивные успехи студентов.

Цель: Установление роли биоритмов в жизни спортсменов

Задачи:

Проанализировать по литературным источникам информацию о биоритмах человека.

Провести изучение суточных биоритмов студентов 1-3 курсов.

Разработать презентацию о биоритмах студентов колледжа.

Методы исследования: анализ и синтез теоретического материала, тестирование, анкетирование, математические методы.

Понятие биологического ритма

Биологические ритмы (биоритмы) – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Они в той или иной форме присущи всем живым организмам.

В зависимости от порождающей причины биоритмы делятся на:

экзогенные – колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды;

эндогенные – автономные (спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относятся большинство биоритмов).

По выполняемой функции биоритмы делятся на:

- физиологические – рабочие циклы отдельных систем (дыхание, сердцебиение);

- экологические, адаптивные (циркадные) – служат для приспособления организмов к периодичности окружающей среды.

Способность организма изменять процессы жизнедеятельности под влиянием условий внешней среды генетически обусловлена и характерна всем живущим организмам. Она характерна не только отдельным клеткам, но и целым популяциям. Биологические ритмы организма человека сформировались за миллионы лет эволюции и определяются движением планеты Земля.

Выделяют:

годовые циклы — обусловленные движением планеты вокруг Солнца;

месячные — зависящие от движения Луны вокруг Земли и их совместным вращением вокруг Солнца;

суточные — привязанные к вращению планеты Земля вокруг собственной оси.

Влияние этого ритмического рисунка накладывается на всех обитателей (растения, домашние и дикие животные, многоклеточные и одноклеточные организмы) на нашей удивительной планете. И человек – не исключение. Испокон веков он живет в сложной системе биоритмов, от изменяющихся за несколько секунд молекулярных, происходящих в живой клетке и обеспечивающих процессы энергетического обмена, до длительных годовых, связанных с движением Земли вокруг Солнца.

Согласно классификации советских ученых-медиков Н.И. Моисеевой и В.Н. Сысуева (1961), в зависимости от периода — промежутка времени между двумя максимальными или минимальными значениями — биологические ритмы делятся на:

высокочастотные ритмы (длительность от миллисекунды до 30 мин);

среднечастотные (длительность от получаса до 28 часов). В эту категорию входят ультрадианные ритмы, продолжительностью до 20 часов, и циркадные, продолжительностью около суток;

низкочастотные ритмы (длительностью от 28 часов). В этой категории дополнительно выделяют: мезоритмы (инфрадианные – от 28 часов до шести дней и циркасептанные — длительностью около семи суток); макроритмы (длительностью от двадцати дней до одного года); мегаритмы (длительностью в десять и более лет).

 При этом очень важно помнить, что биоритм – это не ответ организма на периодически действующие факторы внешней среды, а внутреннее свойство организма, сохраняющиеся и в постоянных, изолированных от внешней среды условиях жизнедеятельности. 

Классификация биоритмов

Биоритмы - «внутренние часы», обеспечивающие высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье.

Биологические ритмы человека:

Эмоциональные

Физические

Интеллектуальные

Виды биоритмов:

Экологические:

Ритмы биения сердца

Ритмы давления

Ритмы артериального давления

Физиологические:

Суточные

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. 

Месячные

Месячный ритм в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а также с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.

Годичные

В другую очень важную группу биологических ритмов, имеющих огромное значение для высших и низших организмов, входят сезонные и годичные ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные изменения растительного покрова Земли, миграция птиц, зимняя спячка ряда видов животных - это примеры ритмов с годичным периодом. Сезонные колебания жизненных функций характерны и для человека. Так, в регионах с сезонными контрастами климата интенсивность обмена веществ выше зимой, чем летом. Холод является стимулятором функции щитовидной железы. Артериальное давление, количество эритроцитов, гемоглобина обычно ниже в жаркое время года. Весной и летом у большинства людей работоспособность выше, чем зимой. Хорошо известно волнообразное течение многих заболеваний, при котором периоды обострения сменяются длительными ремиссиями, так, туберкулез чаще обостряется весной, а язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - весной и осенью.

Недельные ритмы

В недельных ритмах выражен социальный компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.

Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека.

Результат анкетирования студентов

Среди исследуемых студентов колледжа оказалось из 24 чел. 9 сов, 2 жаворонка и 13 голубей (аритмичный тип), причём среди студентов Прикладной информатики жаворонков не встретили совсем (Рис. 1).

Рисунок 1. Распределение студентов по типам суточного биоритма.

Среди голубей наибольшее количество отличников (почти в 2 раза), но среди жаворонков нет слабоуспевающих студентов (Рис. 2).

Рисунок 2. Успешность обучения в зависимости от типа суточного биоритма

Интересы разнообразны, но выявляется закономерности

Жаворонки предпочитают художественную и музыкальную деятельность. Голуби - компьютер, спорт и танцы

Совы - компьютер, прогулки и спорт.

Рисунок 3. Распределение студентов по видам творческой деятельности

Таким образом, как правило выбирают спортивную деятельность только два ярко выраженных типа суточных биоритмов - голуби и совы, поэтому соревнования, как правило, проводятся в дневное и вечернее время суток.

Изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, можно сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Используя данную информацию можно спланировать более эффективную умственную и физическую деятельность.

Заключение

Ритмичность функционирования – фундаментальная биологическая закономерность, которой подчиняется всё живое на Земле, и человеческий организм в частности.

В целом биоритмологический тип оказывает определенное влияния на интеллектуальную и физическую активность студентов.

Студентам на 1-3 курсе для продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного режима учебы, труда и отдыха.

Учитывать существование суточных биоритмов работоспособности преподавателям для проведения контрольных и проверочных работ.

Тренировки проводить в дневное и вечернее время суток.

Для привыкания к новому часовому поясу студентов-спортсменов отправлять на соревнования за 2-3 дня до начало соревнований.

Список использованных источников

Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [Текст] / М.В. Антропова. – Москва: Просвещение, 1967. – 215 с.

Бюннинг, Э. Ритмы физиологических процессов [Текст] / Э. Бюннинг. – Москва: Мир, 2009. – 75 с.

Голиков, А.П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии [Текст] / А.П. Голиков. – Москва: Медицина, 2017. – 120 с.

Детари, Л. Биоритмы [Текст] / Л. Детари, В. Карцаш. – Москва: Мир, 2014. – 160 с.

Доскин, В.А. Биологические ритмы растущего организма [Текст] / В.А. Доскин,  Н.Н. Куинджи. – Москва: Медицина, 2009. – 224 с.

Доскин, В.А. Ритмы жизни [Текст] / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева. – Москва: Медицина, 2011. – 176 с.

Куприянович, Л.И. Биологические ритмы и сон [Текст] / Л.И. Куприянович. – Москва: Наука, 2019. – 66 с.

Харабуга, С.Г. Суточный ритм и работоспособность [Текст] / С.Г. Харабуга. – Москва: Знание, 2016. – 144 с.

http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека.

http://nbazanovainfo.narod.ru/info_cherepaha_bioritmi.htm - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения: "жаворонки", "голуби" и "совы".

Просмотров работы: 229