Эффективные методы развития двигательной памяти - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Эффективные методы развития двигательной памяти

Брюханова О.С. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблемы, связанные с развитием внимания и памяти, волнуют не только ученых, но и учителей школ, практических психологов, нас как студентов.

Психофизиологические качества занимают центральное положение в системе познавательной деятельности. Их развитие происходит в процессе обучения, оно является результатом знаний. Требования к умственной деятельности учащегося расширяются год от года, но способы к запоминанию материала остаются прежними. Отечественные психологи и физиологи внесли значительный вклад в установление общих закономерностей развития психофизиологических качеств. Широкую известность получили фундаментальные психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выгодского, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.П. Леонтьева, освещающие одновременно и вопросы педагогической практики. Изучение внимания и памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии, Джеймса, Джона Стюарта, Рибо, где особое значение уделялось психофизиологическим процессам, протекающим в организме человека в связи с процессом внимания и памяти.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе существует много методических рекомендаций по развитию психофизиологических качеств, но, к сожалению, недостаточно описана двигательная память. Этот вид памяти имеет особое значение при выполнении движений в различных видах трудовой деятельности, в физическом воспитании и спорте, лежит в основе процесса выработки двигательного навыка.

Поэтому объектом нашего исследования является: процесс развития двигательной памяти, а предметом: методы развития двигательной памяти.

Цель исследования: выявление эффективных методов развития двигательной памяти.

Задачи:
1. Проанализировать современные подходы к развитию памяти, освещённых в информационных источниках.

2. Раскрыть особенности двигательной памяти как важнейшего психофизиологического качества.

3. Составить рекомендации по использованию эффективных методов развития двигательной памяти на уроках физической культуры.

Методы: анализ, синтез, опытно–поисковая деятельность, дедукция.

Понятие памяти

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Е.С. Бородкин отмечает, что первая развернутая концепция памяти принадлежит Аристотелю,посвятившему этой проблеме специальный трактат - «О памяти и воспоминании». В терминологии Аристотеля, память присуща и человеку, и животным, воспоминание же только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять», ибо «тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде».

Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания. Им был намечен ряд проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени: возрастные изменения и характерологические различия памяти, ее связь с членением времени и др.

В Новое время разрабатывалось множество теорий о памяти, но основной считается теория Ф. Бэкона. Ф.Бэкон искусство запоминания делил на два учения: учение о вспомогательных средствах памяти и учение о самой памяти. По мнению Бэкона, письменность являлась основной составляющей развития памяти. Без такого рода помощи память не смогла бы справиться с достаточно обширным и сложным материалом. По отметкам Бекона, исследование памяти протекало медленно. Правда, существует некое подобие искусства запоминания, но вполне может, как он полагал, существовать и более совершенная теория укрепления и развития памяти, чем та, которую предлагает это искусство.

Память, по Локку, есть как бы кладовая идей: « ... это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела».

Зависимость явлений памяти от личности человека отмечалась З. Фрейдом (хотя познавательным процессам в психоаналитических изысканиях непосредственное внимание не уделялось).

Е.С. Бородкин отмечает, что по Фрейду, из памяти вытесняется все, что противоречит подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное, совпадающее с удовлетворением влечений. В экспериментальной психологии эта зависимость, однако, подтверждения не получила. По сей день остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли бессознательного в деятельности памяти.

Отечественная психология считает, что первым кто начал заниматься изучением развития памяти Л.С. Выготский. Выготский придавал особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с помощью знаков произойдет превращение непосредственно протекающих психологических процессов в опосредованные, он видел сущность памяти в активном запоминании с применением знаков.

В наше время исследованием памяти занимаются разные науки такие как: психология, биология, медицина, генетика и многие другие.

И каждая из этих наук задает и выясняет свои вопросы связанные с памятью.

Но если взять все эти науки в одно целое, можно сделать вывод, что они расширяют наши знания о памяти, о процессах памяти, пополняют друг друга, позволяют нам заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии.

Психологическое учение о памяти намного старше медицинского, генетического, биохимического исследований.

В 20 веке возникла смысловая теория памяти. На первое место выдвигается смысловое содержание материала при запоминании и воспроизведении.

Ученые утверждают, что смысловые запоминания подчиняются иным законам, чем механические.

Самая убедительная, является нейронная теория, которая исходит из представлений, что нейроны образуют цепи, по которым проходят биотоки.

Влияние биотоков производит изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Такой характер цепей нейронов соответствует той или иной закрепленной информации.

Рис. 1. Ведущие механизмы памяти

Информация, которая поступает от органов ощущения обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память бывает uконuческоu(связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение - мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

Процесс забывания может начаться сразу же после поступления информации. Исследования показывает, что если испытуемый в течение 40 миллисекунд посмотрит 16 букв, а затем мы попросим назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.

Через 160 миллисекунд объем информации, которую он запомнил, составляет 26-36%, а через 260 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Итак, изучая литературу по данному вопросу, можем смело заявить о том, что до настоящего времени нет единой концепции памяти; разные ученые рассмотрели отдельные аспекты памяти, так же и познавательный процесс.

Особенности двигательной памяти

Двигательная память-это нервные процессы, связанные, с одной стороны, с поступлением в ЦНС через сенсорные системы определенного комплекса импульсов, с другой же предпосылкой специального комплекса импульсов к исполнительному органу, оставляют после себя следы, составляющие двигательную и другие виды памяти. В физиологических аспектах память представляет собой функцию ЦНС, она обеспечивает хранение и переработку вновь поступающей информации, интегрирование ее с ранее полученной информацией и извлечение ее из «хранилища» для удовлетворения той или иной возникшей потребности. В этих «закромах» наряду с другим видам информации имеются и сформированные путем обучения программы координированное управление мышцами, которые связаны с техникой выполнения различных физических упражнений.

Выполнение физического упражнения, имеет очень важное запоминание программ управления сокращением мышц. В такой программе необходимо учитывать непрерывно изменяющиеся пространственно-временные отношения между различными нервными центрами, управляющими движениями. Это обуславливается тем, что физические упражнения характеризуются неодновременным включением и выключением участвующих в деятельности мышц и разной степенью вовлечения в нее двигательных единиц.

Нервные процессы, взаимосвязаны с памятью, и включаю в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет самостоятельное значение:

1) восприятие информации, поступающей из разных сенсорных систем;

2) переработку и синтез этой информации;

3) фиксацию (хранение) результатов переработки информации;

4) извлечение из памяти нужной информации и программирование ответных реакций.

Как известно, у спортсмена извлекается из памяти нужная информация и временно затрудняется (в частности, при сбивающих факторах и негативных эмоциях, разрушающую нормальную деятельность нервной системы). В последствии этого ухудшается выполнение физических упражнений.

Разные параметры двигательного акта могут запомниться и извлекаться из памяти неодинаково. В существенной мере это зависит от объема и специфики поступающей информации. Пример, силовое напряжение при статическом усилии воспроизводится с отклонениями от заданного на 15-28%, а при движении - гораздо точнее. Это подразумевается тем, что при статических усилиях импульсация по обратным связям приходит в ЦНС только от рецепторов мышц, а при движении в протекании обратных связей принимают участие и рецепторы суставов, реагирующие на угловое смещение, что позволяет более точно определять степень напряжения мышц (В.С. Фарфель). Достаточно хорошо в памяти можно сохранить последовательность и временные параметры осуществления различных фаз двигательного акта.

Эффективное запоминание и последующее точное воспроизведение временных и пространственных параметров физических упражнений связаны со многими факторами: степень обученности, сложность двигательного акта, числом повторение движения на занятиях, величина интервалов между ними, длительность перерывов между тренировкой, эмоциональным состоянием и др.

Так, при пассивном и активном обучении не сложному движению-воспроизведению амплитуды движения по дуге в лучезапястном суставе -величина ошибки, многократно увеличивается в первые 7 часов после тренировок. Через 14 ч последовательное увеличение ошибки менее значительно.

При разучивании сложных гимнастических упражнений после перерывов в 7, 14 и 24 ч процент успешных попыток увеличивается. Но спустя 48 ч попытка выполнить упражнение значительно ухудшается. Это говорит о том, что ежедневные тренировки более эффективны, чем тренировки через день. При обучении параллельно на одном занятии двум гимнастическим упражнениям забывчивость увеличивается, особенно в тех случаях, когда эти упражнения совсем не похоже друг на друга друг от друга.

В процессе обучения обязательным упражнениям в фигурном катании на коньках также было выяснено, что двигательная память при разрыве в занятиях в 1 день намного лучше, чем в 2, 4 и 10 дней. Большое улучшение точности наблюдается при выполнении фигур тремя сериями по 5 попыток в каждой с интервалам между сериями в 3 минуты (И.В. Абсалямова).

Рост детей младшего школьного возраста, становление личностью зависит в большинстве от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которых оказывается ребенок в данном возрасте, приводят его к усложненным возникшим перед организмом двигательных задач и обращают внимания на него обогащение координационных ресурсов школьника.

Двигательные задачи становятся наиболее сложными в прямом смысле: возрастает разнообразие реакций, требующихся от организма. К самим этим реакциям предъявляются более высокие требования в отношении дифференцированности и точности; усложняется смысловая сторона движений, действий и поступков ребенка. Процесс усложнения двигательными задачами, неминуемо требующих разрешения со стороны индивида, совершается не само по себе и отнюдь не плавно и постепенно. Наоборот, перемены в образе жизни могут привести к накоплениям больших масс качественно новых координационных проблем с не встречающимися ранее и не имеющими возможностями войти в обиход особыми чертами смысловых культур, и двигательного состава, потребного сенсорного контроля и т.д.

Двигательные анализаторы человека достигают очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурную и двигательную особенность двигательного анализатора, заключается в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми структурами центральной нервной системы (проекционными, ассоциативными и т.д.) и активно принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.

Передняя центральная извилина мозга детей является областью двигательных проекций. Раздражение коры мозга в том или ином пункте передней центральной извилины может вызвать сокращение соответствующих мышечных групп, а значит - движение.

Двигательная система человека включает в себя две части: пассивную (жесткий сочленный скелет) и активную (поперечнополосатую мускулатуру со всем ее оснащением). Пассивный двигательный аппарат составлен из костных сочленных звеньев, и располагается преимущественно вдоль оси органов (аксиально) и образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Пассивная часть не может качественно обеспечивать устойчивую систему без постоянного, активного участия мускулатуры. Активную часть двигательного аппарата представляют собой сложные системы нервно-мышечных образований, в которых все элементы многократно связаны друг с другом и образуют гетерогенную морфологическую структуру.

Хорошее развитие двигательных функций детей на этапе младшего школьного возраста совершаются вяло - на протяжении многих месяцев и лет.

В психологи отечественные и зарубежные в своих исследованиях огромное место уделяют вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания или же это есть результат научения.

Анализируя природу движений начиная с вопроса о том, какие из них следует относить к врождённым, а какие - к выработанным.

Развивая двигательные навыки и умения представляем не пассивное «отдавание» воздействиям, идущим из вне, а активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление и самую сущность двигательного упражнения. Формирующий фактор двигательного навыка может представлять собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов.

Двигательная память-это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений.

Важность этого вида памяти в том, что она служит основной для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием двигательной памяти над другими. К примеру, профессии некоторых людей (танцоров, акробатов, гимнастов) находятся в прямой зависимости от хорошей двигательной памяти, которая позволяет им с детальной точностью повторить, какие- либо движения или даже целый танец.

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:

Непроизвольная – (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Очень развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная – (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). человек  заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет).

По длительности хранения информации различные авторы выделяют несколько вариантов памяти:

• мгновенная память (оперативная) - Длительность сохранения информации составляет 0,1-0,5, мгновенная память не зависит от воли человека, не подвергается контролю со стороны сознания.

• кратковременная память, объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является ее непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты

• долговременная память хранение информации в виде структурных изменений в нейронах головного мозга, длительность -минуты - часы - дни и на протяжении всей жизни, ее объем практически безграничен.

Таким образом, память - это динамические психофизиологические качества, изменяющиеся под воздействием возрастных особенностей и специально организованного педагогического процесса. На уроках физической культуры основное развитие получает двигательная память.

Методы развития двигательной памяти

От чего зависит память?

- От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить материал).

- От приёмов заучивания

Например:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.Повторение материала без его осмысливания.

б) логический пересказ - логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти!

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Наглядно-образная память

- Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.

- Это может быть зрительное представление объектов наблюдения(модели, таблицы)

- Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

- Посмотрел-запомнил

Словесно-логическая

- Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом. Например, мы не думаем о том как нужно ходить, бегать - это наша двигательная память. На уроках физической культуры формируется техника выполнения упражнения - это работа двигательной памяти.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точки. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия,

2) логический образ,

3) двигательный образ,

4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой опорной точке сформированы необходимые знания и представления.

Данные методы используются при изучении любого упражнения.

Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер.

Заключение

Психофизиологические качества и их развитие – это классическая проблема как современной, так и традиционной психологии и педагогики. Она является предметом пристального внимания многих научных школ и направлений.

Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере определяет точность и координированность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В дошкольном и школьном обучении роль двигательной памяти наиболее очевидно обнаруживается на уроках физической культуры.

Двигательная память представляет собой достаточно сложное и неоднородное явление. В ее структуре можно выделить запоминание, сохранение и воспроизведение следующих параметров движения:

- направления (в какую сторону, в какой точке оно совершается);

- расстояния (на какую длину оно совершается);

- угла поворота сустава (как и насколько смещаются относительно друг друга элементы сочленения).

Основными показателями двигательной памяти, применяемыми для характеристики любого из перечисленных параметров движения, выступают ее точность (воспроизведение заданного параметра без отклонений), объем (количество движений, заданных параметрами, которые человек способен воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их сохранение под влиянием интерференции со стороны других, «сбивающихся» движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго движения помнятся).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения двигательной памяти могут трактоваться как процессы выработки, сохранения и воспроизведения двигательных навыков.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точки. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия,

2) логический образ,

3) двигательный образ,

4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

Данные методы используются при изучении любого упражнения.

Список используемой литературы

Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] /Г.С. Абрамова. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2002. - 567 с.

Александрова, Ю. И. Психофизиология [Текст] / Ю. И. Александрова.- 3-е изд., доп. и перераб.- Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 464с.

Андреев, О. П. Вспомнить все [Текст] / О. П. Андреев // Школьный психолог.- 2001. - № 24. - С.2.

Анохин, П.К. Избр. тр. Философские аспекты теории функциональной системы. / П.К.Анохин. – Москва: Наука, 2006.

Вейн, А. М. Память человека [Текст] / А. М. Вейн. - Москва: Просвещение, 2003.- 162 с.

Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под. ред. А. А. Смирнова.- Москва: Знание, 2007. - 47 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва, 2008.

Гнедова, Н. М. Развитие памяти в детском возрасте [Текст] / Н. М. Гнедова // Школа здоровья. - 2005. - № 3. - С. 99.

Егорова, Л. Е. Развиваем память [Текст] / Л. Е. Егорова // Начальная школа. – 2007. - №1. - С. 90-92.

Занков, Л. В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков.- Москва: Знание, 2008. - 121с.

Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко. - Москва: Знание, 2001. – 167 с.

Капранова, И. А. Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся [Текст] / И. А. Капранова // Начальная школа. – 2009. - №12. – С. 16-18.

Каргина, А. Эффективные способы запоминания учебного материала [Текст] / А. Каргина // Школьный психолог. – 2009. - № 11. – С. 40-41

Ковалева, О. В. Памятки для работы над ошибками [Текст] / О. В. Ковалева // Начальная школа. – 2005. - №1. - С. 61-65.

Клацки, Р. Н. Память человека. Структуры и процессы [Текст] / Р. Н. Клацки. - Москва, 2008. - 319 с.

Коломинский, Я. Л. Человек: психология [Текст] / Я. Л. Коломинский.- Москва: Просвещение, 2006. - 224 с.

Крылов А. А. Психология [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. – Москва: Проспект, 2002. – 584с.

Кузнецова, О. Физиология памяти [Текст] / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. - № 9. - С.8-11.

Лаптева, Л.С. Как работать со словарными словами? [Текст] / Л.С. Лаптева // Начальная школа. - 2007. - № 4. – С. 10.

Лурия, Л.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / Л.Р. Лурия. - Москва: Издательство МГУ, 2008. - 109 с.

Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 2004. - 217 с.

Просмотров работы: 1446