Влияние условий отдыха водителей в многофункциональных зонах дорожного сервиса при автомагистрали на безопасность дорожного движения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние условий отдыха водителей в многофункциональных зонах дорожного сервиса при автомагистрали на безопасность дорожного движения

Базаров Д.Е. 1, Элькин Ю.И. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Акустическое воздействие транспортных потоков – одна из важнейших проблем охраны окружающей среды, решаемых при проектировании объектов транспортного строительства. Как в городах, так и за их пределами в частности, многофункциональных зонах отдыха (многофункциональными зонами дорожного сервиса – МЗДС) – в районах прохождения крупных автомагистралей – транспорт является основным источником шума, что в большинстве случаев требует разработки шумозащитных мероприятий [1].

В компетенции органов санитарно-эпидемиологического надзора - определение допустимых уровней звукового воздействия для различных территорий, объектов, условий, что закреплено в санитарных нормах и правилах. По целому ряду позиций эти документы не согласованы между собой, имеют внутренние противоречия, что нередко является причиной неоправданных и неэффективных решений, как с гигиенической, так и с экономической позиций. Такое положение дел, естественно, требует скорейшего исправления создавшейся ситуации.

Отдельно стоит обсудить ситуацию, складывающуюся в случае реконструкции существующих транспортных магистралей. Зачастую имеется возможность существенно улучшить акустическую обстановку в жилых районах и многофункциональных зонах отдыха, примыкающих к автомагистрали, в результате реализации новых и перспективных проектных решений по реконструкции.

Важным компонентом обеспечения надежности и безопасности дорожно-транспортных сообщений, качества среды обитания участников движения является обустройство автомагистралей площадками отдыха или МЗДС [2]. Однако, к сожалению, даже на основных автомагистралях России, в том числе входящих в международные транспортные коридоры, уровень обустройства площадок отдыха минимален, многофункциональные зоны дорожного сервиса непосредственно в полосе отвода практически отсутствуют.

Из основных причин аварий можно отметить множество факторов таких, как нарушение ПДД, невнимательность, вождение в нетрезвом виде, превышение скорости, но есть и другие причины – те, что не столь заметны, но не менее важны.

Усталость водителя – одна из главных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на российских дорогах. По данным Госавтоинспекции МВД РФ установлено, что нарушения связаны с переутомлением водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.

По статистике, так или иначе с переутомлением связано более половины всех дорожных происшествий. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что для водителей большегрузных машин эта проблема особенно актуальна – они в отличие от водителей легковых автомобилей чаще отправляются в длительные переезды и времени за рулем, соответственно, проводят значительно больше.

Из-за невозможности своевременного отдыха или отдыха в неприспособленных условиях растет утомляемость водителя, возрастают как риски профессиональных заболеваний, так и вероятность возникновения ДТП, и тяжесть их последствий.

В среднем, как подтверждают результаты исследований, первые признаки переутомления водителя проявляются через 4–5 часов вождения, в полной мере оно ощущается на 6–8-м часу, а к концу девятого часа, проведенного за рулем, водителю требуется серьезное волевое усилие, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне.

Качество кратковременной рекреации (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда продолжительностью до 6-8 часов) на обустроенных площадках отдыха на прилегающей к дороге территориях может определяться уровнем их рекреационного потенциала, который зависит от степени обустройства объектами дорожного сервиса, спектра и качества предоставляемых услуг по обслуживанию техники и организации краткосрочного отдыха водителей, других участников движения. Влияет на него также природно-климатические и ландшафтные факторы расположения площадок отдыха, уровень инженерной защиты последних от транспортного шума и загрязнения воздуха.

Чем выше уровень обустройства МЗДС различными объектами и шире спектр предоставляемых услуг, тем чаще этими услугами пользуются участники движения, следовательно, требуется и больше штат сотрудников объектов, т.е. создаются новые рабочие места. Однако, при этом увеличивается вред окружающей среде: увеличиваются площадь отчуждения земли, объемы образования отходов, уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду (энерго– и водопотребление, загрязнение компонент среды), требуется строительство более мощных локальных очистных сооружений стока, шумозащитных сооружений, изыскание источников энергии, воды, проведение мероприятий по восстановлению и сохранению ландшафтов.

Список литературы

Трофименко Ю.В., Евгеньев Г.И. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.

Регламент размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 19.07.2010 №93. М.: ГК Автодор, 2010. 18 с.

Волынец Г. Со всей тяжестью: в ДТП с участием грузовиков// Известия. 31.05.2019. URL: https://iz.ru/880277/galina-volynetc/so-vsei-tiazhestiu-v-dtp-s-uchastiem-gruzovikov-ezhegodno-stradaiut-tysiachi-liudei (дата обращения: 19.01.2021).

Чооду О.А. Взаимодействие автотранспортного комплекса с окружающей средой // Вестник Тувинского государственного университета. № 3 Технические и физико-математические науки. 2011. № 3(10). С. 72-82.

Просмотров работы: 4