ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Заварина С.А. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование – результат и процесс, категории, имеющее многогранное значение. На первый взгляд может показаться, что это связано только с обучением, развитием и воспитанием учащегося. Однако в силу социального характера оно, в свою очередь, переплетается с экономикой, культурой, экологией, политикой, идеологией, различного рода инновациями и научно–техническим прогрессом в целом. Скорее всего его можно назвать синтезом всех сфер жизни общества, где каждая составляющая взаимовыгодна друг для друга. Из этого следует, что образование – не только система полученных компетенций как результата обучения, но и возможность правильно мыслить, творить, оценивать и делиться своими ресурсами.

Любая система образования имеет свою национальную окраску, связанную с историей развития страны. Попробуем рассмотреть это на примере двух государств. Российская Федерация и Чешская Республика прошли свои пути к созданию современной просветительской системе, которые в большой степени различаются.

В истории развития российского образования было несколько важных этапов. Из таких пословиц и поговорок, как: «Век живи – век учись», «Знание – лучше богатства», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием», «Знание – сила» «Без муки нет науки», «Учить – ум точить», следует, что российский народ всегда тянулся к знаниям.

В качестве первого этапа может рассматривать становление средневекового образования. На основе трудов первых грамматистов сложилась система средневекового образования, включая его идеологию, содержание, формы, методы и организацию. Большим импульсом к развитию образования, с одной стороны, послужило появление в VII-IХ вв. нового письменного языка – славянского, который предназначался для «книжного чтения». А с другой – принятие христианства в 988 г. Смешение традиций язычества, которое исповедовала Россия, и христианства способствовали формированию психологии и мироощущения русичей: в основу воспитания еще с древних времен были заложены уважение к старшим, стремление делать добро, соблюдение всех христианских заповедей.
Следующим этапом является период императорства, а именно –реформы Петра I и Екатерины II. В результате первых появились цифирные школы – светские школы с математическим уклоном, где преподавателями были иностранцы. Следствием екатерининских преобразований стало просветительское движение. Русские мыслители, такие как Радищев А. Н., Ломоносов М. В., Новиков Н. И. и другие, активно участвовали в обсуждении вопросов, касающихся образования. Они ратовали за развитие национальной системы образования с использованием элементов западной педагогики.
Третий этап проходил во времена Советского Союза. В результате всех реформ была разработана стройная система образования, в которой соблюдался признак преемственности от начальной школы до высшей. Имелось регулярное предметное обучение, единый режим занятий. Обучение основывалось на стандартных программах и учебниках. Образование находилось под постоянным контролем коммунистической идеологии.

В 1992 году произошел распад СССР, повлекший за собой изменения и в образовательной политике. Начался четвёртый этап – в школьное и высшее образование России были внесены многие элементы образования, взятые из систем развитых Западных стран и США. К примеру, для оценки знаний стали применять тестовую отметку. Введены сдача ГИА и ЕГЭ. По балловым результатам этого экзамена осуществляется прием в высшие учебные заведения. Такая оценка знаний, как и многие нововведения до сих пор вызывают споры в российском обществе. Причиной этому служат негативные явления в российском образовании: снижение качества образования и стремления к получению высшего образования, появление в воспитательном процессе идейного вакуума и другие. В настоящее время перед Россией стоит масштабная проблема модернизации образования, которая не может быть решена без обращения к собственному историческому опыту, а также опыту ведущих европейских стран и США.

Что касается Чешской республики, то образование здесь развивалось довольно успешно, и эта небольшая страна может быть хорошим примером развития системы образования в Европе.
По историческим сведениям, первой латинской школой в Чехии была школа в Будече, где располагалась резиденция князей из рода Пршемысла-Пршемысловцев. По легенде еще до переноса её в Прагу здесь якобы учился грамоте и письму св. Вацлав (ок. 907-935). На переломе тысячелетий именно он, будучи избранным епископом, понимал, что следует развивать образование и добрые нравы. Первыми упомянутыми документально школами были церковные – школа у Св. Вита (1068), школа в Оломоуце (1073), бенедиктинские школы в Райграде (1048), в Градиско у Оломоуца (1078) и в Тршебиче (1109). Первая светская школа появилась только в 1270 году в Праге. В 1348 году король Карл IV основал первый университет. В наше время он носит его имя – Карлов университет в Праге. Латинские школы Праги стали неотъемлемой частью для тех, кто поступал в Пражский университет.

В 1556 году в Праге появились иезуиты, сделавшие многое для образования. Первую свою латинскую школу они открыли в Пражском Клементинуме (ныне это здание Национальной библиотеки, вблизи Карлова моста). В ней сформировали класс «детский», в котором учили читать и писать на чешском языке. Иезуиты не наказывали учеников, а стремились разбудить в них честолюбие и интерес к учебе. Много внимания уделяли письменным работам и их разборам, тренировали память, учитывали индивидуальность ученика. Потому о них говорили, что они за три месяца могут научить тому, что другие учителя за два года. В 1562 году иезуиты основали в Праге Фердинандову Академию, второе высшее учебное заведение Праги. В 1654 году академия была объединена с Карловым университетом в единый Карлов–Фердинадов университет. Он же, в свою очередь, в 1882 году разделился на две части – чешскую и немецкую. А в 1920 году Чешский университет снова стал Карловым университетом. Успехи иезуитов в Праге помогли расширить их коллегии (гимназии) по стране.

Великий педагог Ян Амос Коменский создал новые методы обучения и принципы дидиктики. В Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» (о воспитании детей в семье), а также составлен целый ряд учебников («Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия»). Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков». Он был переиздан во многих странах Европы и Азии.

Существовали школы пиаристов и других монашеских орденов. В 1665 году было положено начало женского образования. В 1747 году в Праге появился орден Английских девственниц, который создал на Малой стране «Институт благородных девиц». Протестанты также развивали начальное обучение девочек на первой стадии (детской). На втором этапе протестантских школ обучение было только для мальчиков.
По одной из легенд императрице Марии Терезии принадлежит фраза: «Школа – это политика». Она ощутила недостаточность образования, и его необходимость на должном современном уровне. В 1753 году она ввела государственный контроль над гимназиями. В 1760 году основана комиссия для реформы образования. В 1769 году было проведено расследование недостатков имеющейся системы – низкой платы и низкой квалификации учителей, плохой посещаемости учеников, отсутствия пособий. В 1772 году императрица основала издательство Немецкого школьного ведомства, которое до 1780 года издало 100 наименований учебников на всех языках монархии. Четверть учебников раздавалась ученикам бесплатно. В 1773 году Мария Терезия ликвидировала орден иезуитов, передав его имущество на цели образования, и сделала 6–летнее образование обязательным. В 1774 году было введено обязательное посещение начальных 6-летних школ, в которых был сделан упор на реальное образование, готовящее к жизни. Эти реформы послужили основой для экономического роста страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что и в России, и в Чехии большое внимание уделяется развитию образовательного процесса. Основным направлением является демократизация школьных систем. Стимулируется использование таких методов и форм в педагогике, которые способствуют повышению активности, самостоятельности, развитию творческого мышления учащихся на всех уровнях образовательного процесса.

Любая система не лишена как положительных, так и отрицательных элементов образования.

К плюсам современного российского образования можно отнести – широкий спектр предметов, внимание к чистописанию, активная социальная система (позволяет налаживать контакты с разными людьми, правильно держаться в коллективе, проработка коммуникативных навыков), бюджетные места в ВУЗах.

Минусами можно считать ГИА и ЕГЭ, общие стандарты без достаточного углубления в отдельные предметы, устаревшая техника и не только.

О некоторых «секретах» образования в Чехии. Кредитная система образования никак не связано с оплатой обучения. Кредит – это балл, если простым языком. Баллы считаются в конце семестра и с помощью них определяют результат обучения студента. Каждый факультет определяет – сколько баллов должно быть получено студентом в конце каждого семестра, года и по окончанию обучения. Есть как минимальный порог для перехода к следующему этапу, так и рекомендуемый для беспроблемного обучения.

На 80% студент сам хозяин своего времени. Это, наверное, одна из важнейших причин, привлекающих молодежь к обучению в Чехии, других странах Европы. За пару недель до начала обучения в системе университета появляется расписание и студент начинает записываться на определенные предметы. Тут практически у каждого предмета есть абсолютно разные окна (на разное время, дни и недели)».
Не сдал экзамен – не беда, можно пройти этот предмет в следующем году еще раз. Несмотря на то, что на экзамен дается три попытки, из-за отсутствия положительной оценки в третий раз не убивают. Можно без проблем записаться на этот предмет в следующем учебном году, пройти весь материал заново и пересдать. Тут, опять же, большую роль играет не количество сданных экзаменов, а количество заработанных кредитов.

Электронная система университета. Создание SIS – одна из наиболее прогрессивных идей в образовании. Студент все может сделать и узнать в Интернете без посещения деканата. Что можно в SIS: составить расписание, записаться на экзамен, посмотреть и проверить на вероятность пересечения предметов в своем расписании, узнать все свои отметки, посмотреть архив библиотеки, подать разные заявления, найти кого–то из студентов, узнать контакты с любым преподавателем.

Обязательные и необязательные предметы. Обязательные предметы необходимо изучить в любом случае. Они определенны для каждого года и не изучить и не сдать их = не получить диплом. Необязательные предметы – это те, которые факультет предоставляет для каждой специальности на выбор. Студент может выбрать те предметы, которые ему интересны больше всего. Либо относящиеся к узкой специализации для работы, которую он намерен выбрать после университета. За необязательные предметы точно также как и за обязательные засчитываются кредиты. Изучать нужно хотя бы несколько необязательных предметов, потому что, как правило, обязательные предметы не могут обеспечить минимально достаточное количество кредитов. Плюс ко всему, выбирая необязательные предметы, можно также выбрать один предмет с другого факультета и получить за него кредиты. Предмет может быть какой угодно, от китайского языка до особенностей составления брачного договора. По факту, таких предметов можно выбирать и больше, но кредиты за предметы вне своего факультета засчитываются только в том случае, если они составляют не больше 8-15% от общего количества кредитов (это зависит от факультета).
“Узнавайте, пожалуйста, всё сами” – это просто слоган Карлова Университета. Есть одно простое правило – изучать сайт университета относительно организации обучения в целом. Всё, что не понятно – «гуглить». В случае экстренной ситуации можно, конечно, написать в отделение обучения, но не факт, что ответят. Преподавателям писать электронные письма относительно конкретных вопросов по преподаванию определенного предмета можно, там отвечают очень отзывчиво и с удовольствием.

Уроки физкультуры. В случае с физкультурой в университете, студент сам выбирает то, какой именно физкультурой он будет заниматься. От функционального тренинга до футбола.

Бесплатное обучение. Все программы в государственных университетах на чешском языке бесплатные. В случае есть некоторые платные курсы, которые являются блоковыми (4 дня обучения с утра до вечера) и требует оплаты. Это связано с тем, что университету необходимо снимать специальное помещение и оплачивать работу преподавателей не из университета (например, "Первая помощь").

ISIC – лучший друг студента на все время обучения. ISIC – это тот же русский студенческий. Но при этом он является еще и пропуском в некоторые аудитории, библиотеки. На некоторых факультетах, не получив заветную карточку, студент не может зарегистрироваться в электронной системе университета и, соответственно, не может приступить к процессу обучения, потому что буде лишен возможности составить расписание.

Развиты программы обучения по обмену с другими странами. Ну тут все понятно, на полгода-год можно уехать учиться в другую страну.

Никто не будет вставлять палки в колеса за то, что ты иностранец. Хочется учиться – бери информацию, которую выдают на уроках. Не хочешь – все будут тебе мило улыбаться, но только потом не надо возмущаться, если придет письмо с содержанием об отчислении. И не важно гражданин ты Чехии или нет, отчисляют всех по одному принципу.
В качестве минусов можно отметить три главных: поступление в вузы не только по документам (для иностранцев), сложность устроиться на работу после окончания учёбы, дорогостоящие курсы по изучению языка (также для иностранцев).

Подведём общий итог: в образовательной системе любой страны можно отыскать как минусы, так и плюсы. Аналитика и рациональность, а также умение чувствовать и слышать себя во все времена помогала определить правильный путь.

Литература:

https://nauchforum.ru/studconf/gum/vii/1977

https://aldanov.livejournal.com/232394.html

https://vk.com/taverna2007?w=wall216628238_1553

Просмотров работы: 15